Дифференцированное обучение в начальных классах. Наиболее эффективные виды дифференциации.
статья

Учителей-практиков волнует вопрос: как за 40 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать, как осуществить индивидуальный  подход в обучении младших школьников, чтобы не оставить в стороне как одаренных детей, так и слабоуспевающих учащихся. Этому способствует дифференцированный подход. Дифференцировать материал и работу можно по разным признакам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diferentsirovannoe_obuchenie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение в начальных классах.

Наиболее эффективные виды дифференциации.

    Учителей-практиков волнует ряд вопросов: что нужно сделать, чтобы за 40 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать. И вторая проблема: как осуществить индивидуальный  подход в обучении младших школьников, чтобы не оставить в стороне как одаренных детей, так и слабоуспевающих учащихся. Этому способствует дифференцированный подход. Дифференцировать материал и работу можно по разным признакам.

1. Дифференциация содержания учебных заданий по уровню усвоения материала и уровню трудности.

     Деление на группы осуществляется на основе достижения уровня обязательной подготовки. Каждый учащийся имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант: легкий, менее сложный, трудный.

     Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, можно использовать индивидуальные карточки-задания, которые готовятся заранее в трех вариантах, для трех уровней.  

Пример № 1: математика, решение задач.

На начальном этапе ученики знакомятся  с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого 3 группа приступает к выполнению задания. Остальные с помощью учителя или анализируют способ решения, или предложенный образец, или выполняют часть упражнения. Затем 2 группа начинает работать самостоятельно. А дети 1 группы, которые испытывают затруднения, выполняют все задание под руководством учителя.

     Этап проверки проводится фронтально. Ученики сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они в любой момент могут вернуться к работе  под руководством учителя.

Пример № 2: русский язык.

На уроках русского языка использую с этой же целью карточки разного цвета: белые – задания обычного характера, цветные – задания с подсказкой.

Задание: 1) высокий уровень: Разбери слова по составу: прибрежный, лесной, река. Придумай свои слова, с аналогичным составом.

                 2) средний уровень: Разбери слова по составу: звездочка, маленький, походка.

                 3) низкий уровень: Разбери слова по составу: моряки, записка, горочка.

 Используй подсказку: Корень – общая часть однокоренных слов.

                                       Окончание – изменяемая часть слова ( кот – кота,  

                                       котом, к  коту.)

                                       Приставка – стоит перед корнем, подбери

                                       однокоренные с  другой приставкой или без неё    

                                       (пересадка,  посадка).

                                       Суффикс – стоит после корня.

2.Дифференциация  по степени и характеру помощи учащимся.

     Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. А помощь оказывается дозированная.

     Помощь носит стимулирующий, направляющий и обучающий характер.

Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой.

     Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без любой помощи.

Виды помощи на карточках:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения и оформления.

- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблиц единиц длины, массы и так далее.

- алгоритмы, памятки, план, инструкция.

- наглядные опоры, иллюстрации, модели (графическая схема, краткая запись задачи, таблица и другие)

- дополнительная конкретизация задания ( указание на какую-либо деталь, существенную для решения задачи)

- вспомогательные ( наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания.

- план решения задачи

- и другие.

Примеры дифференциации работы по характеру помощи учащимся.

Класс: 2.

Предмет: математика.

Задание: решить задачу.

Цель: Развивать навык решения задач, умение выделять лишние данные.

Дано:  Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?

Карточка № 1

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно, что нужно узнать. Реши задачу.

Карточка № 2

Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи.

Карточка № 3

В задаче есть лишние данные. Подумай, какое число не нужно для решения задачи.

Карточка № 4

Подумай, верно ли составлена краткая запись:

Привезли – 15 и 13 б.

Съел - ? б.

Осталось – 9 б.

Карточка № 5

Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину, и сколько он их съел?

Карточка № 6

Воспользуйся схемой и реши задачу:

1) +=(б.) – привезли.

2) -= (б.) – съел.

В заключении подведу итог:

  Дифференцированное обучение – это средство развития индивидуальности. А дифференцированные формы обучения создают условия для  осуществления личностно-ориентированного подхода.

     Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе, а следовательно и помогает справиться с трудностями в обучении и приводит к повышению уровня качества знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

В современной школе необходимо создать условия  для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...

дифференцированное обучение в начальной школе

Чтобы  предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установит...

Статья :"Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС"

Использование технологии дифференцированного обучения.Знакомство с методами такой технологии на уроках, плюсами и минусами....

Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение в начальной школе"

 Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационны...

Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....

Презентация к выступлению Тема: «Дифференцированное обучение в начальной школе»

В докладе расскрывается вопрос  Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...

Доклад на тему : «Дифференцированное обучение в начальной школе»

В докладе расскрывается вопрос  Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Приводятся примеры заданий  разноуровневого обучения....