Возможности применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении младших школьников
опыты и эксперименты (4 класс)

Сульдина Вера Петровна

Современные темпы технологических перемен обязывают мировое сообщество как можно точнее планировать стратегию образования. Это ставит перед различными типами образовательных учреждений России задачу подготовки зрелого молодого поколения, квалифицированных специалистов, способных активно включиться в качественно новый этап развития страны. То есть переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении младших школьников

Современные темпы технологических перемен обязывают мировое сообщество как можно точнее планировать стратегию образования. Это ставит перед различными типами образовательных учреждений России задачу подготовки зрелого молодого поколения, квалифицированных специалистов, способных активно включиться в качественно новый этап развития страны. То есть переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации.

Поиск средств реализации такого социального заказа вызывает необходимость выстроить образовательное пространство с учетом новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности, что, в свою очередь, предполагает определение педагогических условий создания глобальной информационной образовательной среды, которая обеспечивает широкие возможности для образовательной деятельности, оказывает влияние на перераспределение ролей между ее участниками.

В этой связи остро встает вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности и именно поэтому значительное внимание сегодня уделяется формированию информационно-коммуникационных знаний и умений у школьников, начиная с начальных классов.

В ФГОС дается следущее определение ИКТ: «Информационные и коммуникационные технологии – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения» [2, с. 171].

Также, в стандарте образования четко обозначены те знания, умения и навыки в области ИКТ, которыми должны овладеть младшие шольники:

Запись, фиксация информации. Ввод информации в компьютер с фото- и видеокамеры. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флэш-карт).

Создание текстов с помощью компьютера. Составление текста. Клавиатурное письмо. Основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работа в простом текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический контроль. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете. Создание планов территории. Создание диаграмм и деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста  фотоизображений и их цепочек (слайд-шоу), видео- и аудиозаписей.

Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и

ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).

Создание структурированных сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов.

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видеокамеры, цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм.

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности.

 Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ – электронной почты, чата, форума, аудио- и видеоконференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора [2, с. 71].

В ФГОС обязательным является формирование ИКТ-компетентности младших школьников.

Н. А. Волгина дает следующее определение: «ИКТ-компетентность – это деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей  информационно-коммуникативными компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе информационной деятельности, а также умение ориентироваться в информационной среде» [1, с. 15].

Формирование ИКТ-компетентности в процессе обучения младших школьников способствует подготовке конкурентоспособной личности, ориентированной на квалифицированное использование средств информационных и коммуникативных технологий в своей практической профессиональной деятельности.

Использование ИКТ в начальной школе с, точки зрения ФГОС, является непременным условием дальнейшего развития образования. ИКТ должны использоваться не только для обновления учебного процесса, но  и для его реорганизации. ИКТ позволяют индивидуализировать и дифферцировать учебный процесс, обеспечить контроль качества приобретаемых знаний и умений, выявить ошибки и пробелы в знаниях, приобрести навыки исследовательской деятельности.

        Таким образом, применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Список использованной литературы

  1. Волгина, Н. А. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся / Н.  А. Волгина. – Омск : Эксмо, 2009. – 86 с.
  2. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников по программе УМК "Перспективная начальная школа".

УМК «Перспективная начальная школа» предусматривает активное использование ИКТ не только учителем, но и самими учащимися. Применение ИКТ на уроках позволяет учитывать менталитет современного шко...

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников в контексте модернизации российского образования

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьниковСовременные   технологии   в образовании Место информационно-коммуникационных технологий в обуч...

Использование информационно - коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников.

В данном докладе описывается, как я использую информационно - коммуникационные технологии в процессе обучения младших школьников....

Статья "Цели использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников"

     Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной ...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников»

Методическая разработка посвящена определению основных функций ИКТ - технологий и важности их формирования. Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства шк...