Роль классного руководителя в повышении качества образования
учебно-методический материал (2 класс)

Андронова Ирина Викторовна

Доклад учителя начальных классов (выступление на РМО учителей начальных классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_andronovoy_i.v.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 15 п.Мирской имени А.П.Маресьева

Андронова Ирина Викторовна

2020 год

         Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От учителей   - все лучшее в человеке. Об этом гласит и  русская поговорка : «Дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.

           Время стремительно несется вперед. Жизнь не стоит на месте. Меняется и система образования нашей страны. Одна из приоритетных задач современного педагога – воспитать личность, способную адаптироваться в современных условиях, реализовать свои способности. Современная школа активно перестраивается на новую ступень развития.

           В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

         В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель  уровня качества образования, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и  формами итоговой аттестации.

         Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.

        Я работаю учителем начальных классов. Моими воспитанниками являются учащиеся младшего школьного возраста. Хочу рассказать о своей работе в  коллективе младших школьников, о том, что делаю для повышения качества образования своих учеников, как классный руководитель.

  1.  В первую очередь стремлюсь создавать в классе атмосферу эмоционального комфорта.

           Всем нам ясно, что дети хорошо работают только в том случае, если чувствуют себя эмоционально комфортно. Поэтому, я считаю, что одной из задач классного руководителя  является   создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

       Выделю составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми работаю в своем классном коллективе  и над которыми, я считаю, обязан работать каждый классный руководитель:

 “Делай с нами…” (работа с родителями). От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.

“Я – слушаю, меня – слушают…”. Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит,  и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.

“Наша сила – в единстве”. Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.

“Не ошибается тот, кто ничего не делает”. Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.

“Что делать, если я не хочу”.  Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.

“Радость новых открытий”. Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.

“Меня видят таким, какой я есть”.  Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”. А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.

“Я стремлюсь стать лучше”.  Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.

  1.  Формирую  познавательный  интерес  у  школьников:

  •  Формирую  мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;
  • Координирую  выбор форм и методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях;
  • привлекаю школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования;
  • координирую усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.

            С целью изучения познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся осуществляю следующее. Составляю  краткие характеристики на каждого ученика, предусмотрев в них  индивидуальные условия развития ученика, источники появления интереса и его содержание - характер, стойкость, глубину.  Характеристику дополняю фактами, конкретным материалом наблюдений за учеником в процессе учебной и других видов деятельности.

              Перед индивидуальной работой с учащимися ставлю перед собой две взаимосвязанные задачи:

  1. Выявление познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся.
  2. Целенаправленное воздействие на их укрепление, развитие и углубление.

  1. Тесно  взаимодействую с учителями-предметниками.

       Создание  ситуации успеха для ребят и связанные с ними эмоциональные переживания являются действенными мотивами для успешного обучения. 
      Для этого необходимо
 мое тесное взаимодействие, как классного руководителя, с учителями-предметниками (учителем английского языка и учителем физической культуры) с целью установления единых требований к обучающимся.

          В каких же формах я осуществляю эту работу?

  • знакомство с требованиями  к учебному предмету,
  • изучение отношения учащихся к предмету,
  • контроль  над  успеваемостью по предмету,
  • посещение уроков с целью изучения стиля, методов  и приемов  работы своих коллег с учащимися)
  • обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем (на родительских собраниях)
  • индивидуальные беседы с учителями -предметниками с целью предупреждения возможных трудностей и конфликтов.

        Одной из таких форм является посещение уроков, проводимых учителями в моем классе. В процессе посещения занятий я наблюдаю за работой обучающихся, их дисциплиной, анализирую качество их знаний и познавательную активность.

       Одновременно я изучаю вопрос о накоплении оценок обучающихся и использовании их стимулирующей роли в учении, о дозировке объема домашних заданий и т.д. В конце каждой недели вместе с детьми подводим итоги успеваемости, анализируем промахи и достижения каждого ребенка, я даю рекомендации детям , что делать, чтобы улучшить свои результаты.

        Систематически информирую учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье.

  1. Контролирую учёбу обучающихся.

         Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:

  • понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;
  • хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;
  • наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении программного материала, а также динамики его успехов.
  • уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;

  1. Взаимодействую с семьями  обучающихся с целью повышения качества образования:

  • Оперативная связь с родителями.
  • Организация встреч родителей с педагогами и специалистами школы.
  • Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
  • Родительские собрания.

          Родители играют немаловажную роль в учебно-воспитательном процессе. Очень важно, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу.

          Есть общие функции взаимодействия семьи и классного руководителя, направленные на повышение качества образования и воспитания ребенка или сохранение этого качества на достойном уровне.  Большое место в моей работе с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении детей, просвещение родителей.    С этой целью провожу родительские собрания, на которых информирую родителей не только об успехах и неудачах детей, но и знакомлю их с возрастными особенностями воспитания и развития младших школьников.

          Таким образом, считаю, что моя работа, как  классного руководителя играет очень важную роль в повышении качества образования  школьников. Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти своё место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.

Подводя итог, хочу перечислить результаты  моей  работы: 

  • повышение активности учащихся;
  • “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
  • “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
  • доброжелательное отношение учащихся  друг к другу;
  • умение взять ответственность на себя;
  • умение детей самостоятельно решать небольшие, но все-таки проблемы, самостоятельно исследовать их;
  • стремление учащихся  аргументировать свои решения;
  • более легкое и прочное усвоение учащимися программного материала;
  • тщательность и добросовестность в выполнении работы учащимися;

         Закончить свой доклад хочу словами выдающегося польского педагога Януша Корчака:  «Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».

                                       СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководите...

Роль классного руководителя в повышении качества образования

Это выступление я готовила к педсовету. Создала презентацию....

Доклад ШМО на тему: "Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты"

Совершенствование качества обучения и воспитанияв образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов....

Презентация "Роль классного руководителя в повышении качества обучения"

Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения.    Понятие “качество обучения” определяется как «определённый уро...

Роль классного руководителя по повышению качества знаний в работе с родителями

Только в тандеме учитель-ученик-родитель можно добиться высоких результатов в обучении. автор на примере своего опыта раскрывает роль родителей в повышении качества знаний....

Сообщение на ШМО "Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты"

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. Константин Сергеевич Станис...