Технологическая карта урока
план-конспект урока (1 класс)

Ризванова Раушания Рамильевна

Представлен сценарий урока обучения грамоте, проводимого в рамках городского практико-ориентированного семинара «Выработка единого подхода к обучению и воспитанию как средство профилактики  дезадаптации  младших школьников» с целью распространения опыта работы учителей   выработки  единого механизма взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам адаптации  детей к школьному обучению.

 

Тема «Чтение слов с изученными буквами. Хлеб-всему голова»

Цель:  Закрепить умение читать слова с буквой х, создать условия для осознанного понимания  высказывания «Хлеб всему голова».

Задачи:

  • Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
  • Способствовать развитию наблюдательности, памяти, образной речи, обогащению словарного запаса учащихся новыми словами.
  • Познакомить с трудом и орудиями труда хлебороба.
  • Создать условия для формирования умения обобщать и делать выводы
  • Воспитывать коммуникативность, создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

I. Технологическая карта

 урока литературного чтения (обучение грамоте) по учебнику В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин.  (1 класс) УМК «Школа России»

Автор: Ризванова Раушания Рамильевна

                                                     учитель начальных классов

                                                               Муниципального автономного

                                                                        общеобразовательного учреждения

                                                                          «Средняя общеобразовательная школа № 10»

                                                                     

I. Пояснительная записка

         На конкурс представлен сценарий урока обучения грамоте, проводимого в рамках городского практико-ориентированного семинара «Выработка единого подхода к обучению и воспитанию как средство профилактики  дезадаптации  младших школьников» с целью распространения опыта работы учителей   выработки  единого механизма взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам адаптации  детей к школьному обучению.

Представленный урок 62 по счёту из букварного периода обучения грамоте (92 ч.), при общем количестве часов в год – 132,  1 класс,  УМК «Школа России»,   учебник  «Азбука» В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин Л.А., Виноградская, М.В.Бойкина.

Тема урока «Чтение слов с изученными буквами. Хлеб-всему голова»  

            Урок проведен в 1-б классе. При разработке сценария урока была учтена характеристика обучающихся класса. В классе  25 человек: 15 девочек, 10 мальчиков.   Для выявления особенностей речевого развития детей была проведена тестовая диагностика устной речи обучающихся по Т.А.Фотековой. Результаты тестирования показали, что звукопроизношение нарушено у 11 обучающихся, фонематический слух сформирован недостаточно - у 8, наблюдаются нарушения грамматического строя речи у 5 обучающихся, недостаточно развита связная речь – у 5детей.

При составлении сценария урока также были учтены результаты определения школьной мотивации и работоспособности обучающихся. По результатам исследования психолога на высоком уровне мотивация сформирована у 13 обучающихся, на хорошем – у 7, на среднем уровне – у 5обучающихся. Работоспособность на высоком уровне развита у 10 человек, на хорошем у 7, на среднем – у 7 человек.

По словам К.Д.Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное развитие, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:

  • думали над прочитанным;
  • сопереживали героям;
  • оценивали их поступки;
  • осмысливали их проблемы;
  • соотносили их жизнь со своей жизнью;
  • старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

По итогам анализа психолого-педагогической характеристики учащихся класса, можно сделать вывод, что организация учебной деятельности на уроке должна быть направлена на развитие умения слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих, совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков,  формированию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной  форме.

Тема «Чтение слов с изученными буквами. Хлеб-всему голова»

Цель:  Закрепить умение читать слова с буквой х, создать условия для осознанного понимания  высказывания «Хлеб всему голова».

Задачи: 

  • Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
  • Способствовать развитию наблюдательности, памяти, образной речи, обогащению словарного запаса учащихся новыми словами.
  • Познакомить с трудом и орудиями труда хлебороба.
  • Создать условия для формирования умения обобщать и делать выводы
  • Воспитывать коммуникативность, создавать благожелательную творческую атмосферу при работе в парах.

Планируемые результаты.

Предметные: совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х, х.

 Метапредметные:

личностные УУД - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, проявлять устойчивый  интерес к учебной деятельности; развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость; понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний, желание и стремление хорошо учиться.

регулятивные УУД -  определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.

познавательные УУД - ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;  проводить анализ учебного материала;   уметь определять уровень усвоения учебного материала.

 коммуникативные УУД – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.

Способы оценки: самооценка.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, учебники «Азбука», картинки, изображающие сельскохозяйственные работы «уборка хлеба»

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

I

Организационный этап (мотивации к учебной деятельности)

Обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Проверьте готовность рабочего места к уроку.

Повернитесь друг к другу и подарите улыбку. Тихо садитесь.

Оценивают свою готовность, общий настрой на работу на уроке.

Наблюдение

Регулятивные:

организация учащимися своей деятельности

II

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Выделить основные проблемы, возникшие при изучении темы

-Какие новые буквы мы изучили на предыдущем уроке?

-Какие звуки обозначает эта буква?

Работа в паре.

Игра «Прятки» - найти слова верхней строки среди букв нижней строки.

ХЛЕБЦЫ               ХЛЕБ                     БАТОН                БУХАНКА

рогулхлебчимьфнщхлебцывисйтваыбубликлимьстмбуханкачщшзщвзаы

Легко ли было находить спрятавшиеся слова? Оцените свою работу. Каких умений и навыков недостаточно для успешного выполнения таких заданий?

Кто сможет сформулировать тему урока?

Какие задачи ставите перед собой?

1-2 мин. Речевая разминка.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

-Произнесите скороговорку сначала шёпотом, четко проговаривая каждый звук, затем с голосом и убыстряя темп.

-Как назвать одним словом бублик, баранку, батон и буханку?

Ответы на вопросы.

Выполняют задание в парах.

Самооценка.

Ответы на вопросы.

Формулируют тему урока, строят осознанное речевое высказывание, делают выводы.

Формулируют цель выполняемого упражнения.

Артикуляционная гимнастика.

Парная работа

Проблемно-диалогический метод

Фронтальная работа

Хоровое чтение

Регулятивные: 

определяют учебную задачу урока

Коммуникативные:

строят понятные для одноклассников высказывания.

Личностные: формируется учебная мотивация

III

Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.

Направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, составить план по решению выявленных проблем.

Предлагаю послушать интересную притчу

Что самое ценное в нашей жизни?

Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:

- Сколько стоит мой самородок?

- 1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:

- Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.

Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.

- Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, сказал он седобородому старцу, - Но не могу я установить истинную цену самородку.

Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни».

- Что вас удивило? Какой возник вопрос?

Составим план наших действий.

1.Поиск информации

2. Анализ информации

3.Вывод

Прослушивание и  восприятие информации.

Составляют план действий.

Словесный метод

Проблемно-диалогический метод

Целеполагание

Личностные:

формируются умения проявлять эмоциональную отзывчивость на услышанное

Регулятивные: 

формируются способности к волевому усилию, умение составлять план действий

Реализация построенного проекта

Проверка действенности плана, разрешение выявленных затруднений.

Работа по иллюстрации учебника на стр.42

-Что изображено на иллюстрации?

-А знаете ли вы, как убирали хлеб много-много лет назад?

-Видели ли вы серп? (на доске изображение орудия труда-серп)

-Чем похожи слова хлеб и серп?

Составьте схему слов (2 ученика составляют схему у доски)

У кого схемы соответствуют схемам на доске?

Рассказ учителя

Традиция русского народа – встречать гостей с хлебом и солью.

Если мы хотим кого-то

встретить с честью и почётом,

встретить щедро от души,

с уважением большим,

то гостей таких встречаем

круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

(объяснение значения слов рушник, каравай)

Составьте схему слов рушник, каравай (самопроверка)

-Для чего мы учимся составлять схемы слов?

Физминутка

В землю зернышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал, и расточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся (руки в стороны)

-Мы узнали столько новых слов в ходе работы, а теперь попробуем образовать слова сами:

Упражнение в словообразовании.

Колосок пшеницы - пшеничный колосок,

Колосок ржи - ржаной колосок,

Мука из пшеницы - пшеничная мука,

Мука из ржи – ржаная мука

Тесто из пшеничной муки-пшеничное тесто,

Тесто из ржаной муки - ржаное тесто,

Поле, на котором выращивают пшеницу - пшеничное поле,

Поле, на котором выращивают рожь - ржаное поле.

Хлеб их пшеницы - пшеничный хлеб,

Хлеб из ржи - ржаной хлеб.

Образование родственных слов.

Подберите родственные слова к слову хлеб.

(хлебный, хлебница, хлебец, хлебушек, хлебороб, хлеборезка)

Работа с текстом на стр.42

- Текст читает Косякина Полина.

- О чём говорится в тексте?

- Чтение текста про себя.

- Выборочное чтение. Прочитайте предложение, в котором говорится, без чего не может обойтись человек.

Просмотр видеосюжета

- Сегодня в магазине можно купить хлеба столько, сколько хочешь, но было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего 5 граммов муки, остальное примеси. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневевшего хлеба размером с мизинец. Таков был дневной паёк для жителей окружённого немцами города, других продуктов не было.

- Какие эмоции вызвал у вас видеосюжет?

Работа по учебнику.

Дети составляют схему слов в своих тетрадях, а два ученика работают у доски.

Самооценка.

Сверяют по предложенному эталону.

Выполняют упражнения для снятия усталости мышц и напряжения.

Образуют новые слова по образцу и под руководством учителя.

Подбирают родственные слова к заданному слову.

Следят за чтением одноклассника.

Совершенствуют навык беглого чтения.

Просмотр видеосюжета.

Наглядно-иллюстративный метод

Прием интеграции

Индивидуальная работа у доски.

Словесный метод

Самостоятельная работа.

Самопроверка

Технология  здоровьсбережения.

Прием интеграции

Словесный метод

Познавательные:

формируются умения ориентироваться в учебнике,  развитие знаково-символических действий замещения

Коммуникативные: формируются умения  создавать устные высказывания, умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с

задачами коммуникации

Регулятивные: 

формируется умение высказывать свое предположение, опираясь на личный опыт

Личностные:

формируется ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Познавательные:

формируются умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной  форме

Познавательные:

формируется умение проводить анализ учебного материала

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость на увиденное, формирование способности   сочувствию, сопереживанию.

Итог урока

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб – это жизнь, не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить не стал,

Ты человеком быть перестал»

-Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.

Прослушивание и  восприятие информации.

Познавательные:

переработка полученной информации, умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Рефлексия учебной деятельности 

-Какой вывод по уроку вы можете сделать? Оцените свою работу на уроке.

-Что самое ценное в нашей жизни?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты.

Личностные: формируются умения  делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...