"СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1 класс)

 С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_situatsii_uspeha.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
       Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

В педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, необходимо  создать «ситуацию успеха».

  • Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.
  • Успех – это общественное признание, одобрение.
  • Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.

(Малый толковый словарь)

Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой  основе его диагностической характеристики. Такая диагностика позволяет осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологической атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива. 

     Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое  изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. Отношения «учитель – ученик» должны  строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.  

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её  продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует  смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий  10-25 минут   от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

При конструировании ситуации успеха необходимо:

- определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;

- найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;

- ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;

- способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;

- «обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим некоторые успешные действия;

-  оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;

- при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а не критиковать исполнение;

- познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;

- использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;

- влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;

- помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;

- побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;

- стимулировать мотивацию успеха в общем деле;

- поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;

- способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.

Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:

1. Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Анонсирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как     упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

     Приведу  несколько примеров:

Сегодня я приготовила для вас домашнее задание разных уровней сложности и хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным:

  • Нарисовать рисунок по теме «А ты поступи по другому…»
  • Написать сочинение – рассуждение по теме «Дорогою добра».
  • Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.
  • Дополнить список правил доброго человека, оказать помощь.
  • Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.

… после урока русского языка:

1) Упр. 314.  Дописать два предложения, придумать их концовку.

    Упр. 315.  Составить поздравление с Новым годом.

    Упр. 317.  Составить рассказ «Готовлюсь к Новому году».

2) Упр. 292 т-з – рыба, новые родственные слова найти- 1 уровень.

     Упр. 295 – выпиши родственные слова, исключая лишние – 2   уровень.

     Найди верное утверждение.

  • Заполни пропуск, чтобы высказывание было верным.
  • Вставь цифры в окошки, чтобы получилось верное неравенство.
  • Запиши число, соответствующее характеристике

  Ситуация выбора при закрепление изученного:

Посмотрите внимательно на задания: подумайте - кто бы, мог справиться с 1?,2? 3?

3 человека индивидуально (доска) «Найдите лишнее слово»

   № 1. Желток, железо, желтый

            Носильщик, нос, носатый – 3 уровень.

   № 2. Седой, сидение, седина

            Холод, морозный, холодный – 2 уровень

   № 3. Веселый, радость, веселье

            Столбик, пень, пенек – 1 уровень

     В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла. Игра помогает подготовить ребенка к учению.

     Таким образом, постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности» и, конечно, использование современных технологий обу Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. Его характер, содержание, методы и формы организаций во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для целенаправленного формирования личности, развития его физических и интеллектуальных способностей, воспитания нравственно-волевых качеств. Начальный период обучения должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

      Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформи...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Выступление на районном семинаре учителей начальной школы...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

В век научно-технической революции не только не уменьшается значение игры в социализации и воспитании личности, но, напротив, повышается её роль, ставится в качестве актуальной задачи – развитие...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра -занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акт...

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе, при использовании групповых игровых форм работы

Игра-занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, акти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный ур...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Я  под                   Современный урок не может быть без применения технологии проблемного обучения.. На этапах сообщения темы и целей урока при ор...