Опыт работы "Креативный прием метод кьюбинга"
консультация (4 класс)

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

Перед государством, школой и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании».

 Президент, Владимир Владимирович Путин  подписал указ, в котором поставил перед правительством цели, для достижения которых будут разработаны национальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodpedagog_goda_2019.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Свое методобъединение я хотела бы начать со слов римского философа Луция  Аннея Сенека

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

Перед государством, школой и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании».

               Президент, Владимир Владимирович Путин  подписал указ, в котором поставил перед правительством цели, для достижения которых будут разработаны национальные.

В образовании одними из приоритетных являются:

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профориентацию;

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды;

И это не случайно. Новые федеральные государственные стандарты, организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования школе.

Именно инновационная, креативная педагогическая деятельность является новым подходом к организации образования и воспитания в школе. В первую очередь, это применение новых способов продуктивного взаимодействия между учащимися и педагогами, которое приводит к достижению нужных результатов. Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует новые методики и самостоятельно выбирает решения.

Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика?»

Сформировать у выпускника компетенции во всех потенциально значимых сферах и, собственной, жизнедеятельности, учителю помогут технология развития критического мышления. 

Эта технология  была предложена в конце 20в американскими психологами Джимми Стилом, Куртом Мередитом и Чарльзом  Темплом. Это современные способы и методы, способствующие максимальному развитию творческих способностей и возможностей. Задачи данной технологий: развитие творческого мышления, расширение спектра неординарных идей, генерация новых идей, переосмысление существующих идей, выражать свое отношение к новым идеям, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Технология развития критического мышления имеет несколько фаз:

1 фаза –

2 фаза –

3 фаза –

К технологиям развития критического мышления, которыми я успешно пользуюсь относятся такие методы и приемы как:

  • Синквейн — Сinq” во французском языке значит пять.  Это пятистрочная строфа.
  • «Мозговой штурм» (от англ. brainstorming) – старейшая, известная и популярная техника креативности.  Четыре основных правила:

1. Критика запрещена. Ни одна из идей не может быть оценена, пока не высказаны все предложения.

2. Безрассудные идеи поощряются. Основание: легче упрощать идеи, чем разрабатывать их.

3. Придумывайте как можно больше идей. Количество предпочтительнее качества.

4. Подхватывайте и развивайте идеи других,  комбинируйте различные предложения!

  • Кубик Блума – На гранях кубика написаны начало вопроса «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Подумай», «Поделись». Учитель или ребенок бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадает кубик.

Мышление человека как форма умственной активности совершается при помощи следующих мыслительных операций:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование (отвлечение);
  •  конкретизация;
  • обобщение;
  • систематизация.

И поэтому мне хотелось бы немного подробнее рассказать о таком методе, который мне очень помогает в работе с обучающимися как КЬЮБИНГ.

Кьюбинг (от англ. сubing) – креативный прием, использующий изменение точки фокуса внимания. Это один из действенных приемов по организации мышления учащихся, развития речи. Этот приём позволяет включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, благодаря этому дети с разным уровнем речевого развития чувствуют себя комфортно.
Это своеобразная техника мозгового штурма, с помощью которой можно рассматривать вопрос с разных точек зрения. Он помогает исследовать разные стороны темы, тем самым заставляет глубже ее продумать, может использоваться как метод для знакомства с новой темой, углубление понимания какой-либо проблемы.

Что такое кьюбинг? Как в кубике-рубике, чтобы описать все его стороны, все цвета, из которых он состоит, нужно поочередно посмотреть на каждую сторону т.е. 6 раз сменить угол зрения. Таким образом, с помощью этого метода мы исследуем 6 разных сторон. Когда ученик или группа работают со сторонами куба, они начинают мыслить в определенном русле. В зависимости от предмета и темы это могут быть ассоциации с изучаемым понятием, виды, формы, положительные и отрицательные характеристики, способы использования, сравнение с другими понятиями, связь с другими темами и тд.

Смысл этого метода очень прост: нужно взять предмет , ну например книга и покрутить его вокруг всех 6 сторон, как будто этот предмет — куб. Останавливаясь на каждой стороне и ее исследуем по 6 направлениям:

  • Описываем — какими свойствами обладает предмет, опираясь на то, что вы видите?
  • Сравниваем— с чем можно сравнить то, что вы видите?
  • Ищем Ассоциации — какие ассоциации приходят в голову от увиденного?
  • Анализируем — какие составные части есть у видимой вами стороны?
  • Где можно Использовать — кто и зачем использует то, что вы видите. Может ли быть у увиденной стороны альтернативное использование?
  • Оцениваем — насколько интересно то, что мы видим. Субъективно и объективно.

И так каждую сторону. Собрав информацию по всем сторонам данного предмета мы получим подробное видение его.

Прием Кьюбинга я адаптировала к возрасту детей, с которыми работаю, но действует он аналогично. Я пошла немного в обратном направлении. Для начала возьмем кубик, на гранях которого написано: «Ассоциации», «Использование», «Сравнение», «Анализ», «Связь», «Описание» Берем интересующую нас тему, ставим кубик любой гранью и в течение определенного времени отвечаем на вопрос, ответы фиксируем. Затем поворачиваем кубик другой стороной и опять предположения. Продолжаем поворачивать до тех пор, пока не повернем его с шести сторон. В результате такой работы можно углубить свое понимание темы, актуализировать свои знания, расширяет общий кругозор детей. На примере это будет выглядеть та: возьмем любую тему. Ну например из окружающего мира «Грибы».

  • Сравнение: съедобные и несъедобные
  • Использование : пригодны для пищи, изготовления лекарств.
  • Ассоциации: похож на зонтик, у него есть шляпка. А шляпка нужна для защиты
  • Описание: шляпка, ножка, грибница
  • Анализ: грибы выделены в отдельно царство, они не относятся ни к животным ни к растениям
  • Связь: наука изучающая грибы неразрывно связана  с другими науками: зоология, биология, также имеет связь с медициной

В результате работы над этой темой, прием «Кьюбинга» помог нам изучить материал, углубить свои понимания о грибах. Играя в кубит учащиеся в интересной, непринудительной форме включаются в процесс обсуждения, а это важный действенный прием по организации мышления.  Кьюбинг снимает напряжение, раскрепощает учащихся, значительно повышается мотивация, особенно это отражается на слабых учениках, на учениках всегда недовольных; хорошо развивается устная речь;
вырабатываются коммуникативные навыки;
такие занятия приносят удовлетворение учащимся и учителю.

 Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития  мышления учащихся  в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем.

Какой же результат спросите вы?

       Использование креативных приемов и методов обучения позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении, повышают познавательный интерес к предмету.

Кроме того, Федеральный государственный стандарт ставит задачу – при освоении основной образовательной программы формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания уважительного отношения к труду.

Мы очень мало знали бы об окружающем мире, если бы наши познания ограничивались только той информацией, которую мы получаем от своих органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире предоставляет каждому человеку мышление. Элементарный пример. То, что стены в классе голубые, а у коробка спичек шесть сторон, доказывать не надо — это вы видите. А вот то, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов, — этого никто из вас не сможет увидеть непосредственно, каким бы прекрасным зрением ни обладал. Тут познать истину вам помогает мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира.

Применения  инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся  активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться.

И в заключении хочу сказать строками из стихотворения Фёдор Тютчев:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

Занятие кружка Методы исследования .Опыт

Материал содержит текстовый документ по теме "Методы исследования" и презентацию для детей к занятию. В презентацию включено тестирование и проведение опытов с наглядным изображением на слайдах презен...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Инновационный педагогический опыт "Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс по собственной воле. Их мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной дея...

Опыт практической работы «Методы, формы и приемы работы изучения русского языка как неродного в начальной школе"

Зачастую при обучении ребенка-мигранта появляется несколько проблем. К сожалению, вопрос заключается не только в том, что русский язык для них как иностранный, но и в том, что проблемы возникают и в с...

Метод моделирования, как обобщенный прием самостоятельной деятельности учащихся при решении текстовых задач

Данная статья раскрывает актуальность использования на уроках математики в рамках новых образовательных стандартов метода моделирования при работе над текстовыми задачами.Работа включает анализ различ...

Статья по теме " Опыт использования современных методов обучения и воспитания в начальной школе"

В статье представлен опыт работы по использованию современных методов обучения и воспитания в начальной школе...