Занятие кружка Методы исследования .Опыт
методическая разработка (2 класс) по теме

Ольга Ивановна Шмелева

Материал содержит текстовый документ по теме "Методы исследования" и презентацию для детей к занятию. В презентацию включено тестирование и проведение опытов с наглядным изображением на слайдах презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_issledovatel_metody_issledovaniya.rar2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Раскатово

Марксовского района Саратовской области.

Межрегиональный семинар

« Внедрение стандартов второго поколения- второй год обучения»

Мастер-класс

«Методы исследования.  Опыты.»

Занятие кружка «Я- исследователь.» для 1 класса.

(

Учитель начальных классов

Шмелевой  Ольги Ивановны.

(Первая категория).

Маркс 2012год

 Вступительное слово.

Мы встретились сегодня в этот час.

Я рада видеть вас , поверьте.

И приглашаю  на занятие кружка

Для малышей «Я - исследователь».

 Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности самоактуализации, саморазвития и самореализации личности учащегося. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, уделяется внимание проектно-исследовательской деятельности.

В нашей школе я являюсь руководителем  кружка  для первоклассников «Я- исследователь» , на  который отводится  1 час в неделю.   Планирование программы дополнительного образования составлено на основе авторской программы  «Методика исследовательского обучения младших школьников»  Савенкова А.И.

Направление:   общеинтеллектуальное.

Цель программы: выявление   наиболее способных к творчеству учащихся  и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, исследовательских и коммуникативных способностей.

         Задачи программы:

Развитие познавательных потребностей и способностей  младших школьников.

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

      Сегодня я хочу предложить вашему вниманию одно из занятий  кружка  по теме:  « Методы исследования. Опыты.».  Это четвёртое занятие из блока «Методы исследования». На предыдущих занятиях мы с ребятами познакомились с понятием «метод» и с  методами исследования : опрос(анкетирование, тестирование) и наблюдение. Так же дети ознакомлены с такими методами : спросить у взрослого,                            

прочитать в книге.

     Перед проведением занятия заглянем в толковый словарь и найдём значение слова «эксперимент». «Эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». «Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение: Эксперимент  —  1) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2) вообще опыт, попытка осуществить что-либо

     Значит,  понятия «опыт» и «эксперимент»  являются синонимами. Детям первого класса необходимо объяснить , что данные слова имеют одинаковое значение .

     

Методическая разработка занятия кружка «Я-исследователь»

Тема: Методы исследования. Опыты.

Цели:

ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;

развивать внимание, умения делать выводы, обобщать;

воспитывать коммуникативные качества.

В результате проведения  данного занятия формируются  УУД

а)регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на   с помощью учителя и самостоятельно,

- учиться работать по предложенному учителем плану

- высказывать свою версию

б) познавательные:

   - учиться добывать новые знания:

   - находить ответы на вопросы, используя  практические методы исследования;

  - умение наблюдать и делать самостоятельные   выводы

 - делать выводы в результате совместной работы;

в)  коммуникативные:

- умение понимать и слушать речь других,

- учиться работать в группе,

-умение разговаривать со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то  сообща;

- уважительно относиться к позиции другого.

Личностные:

 -развитие познавательных интересов .

Оборудование:

- клеёнки для столов;

-для проведения опыта «Подводная лодка»: газированная вода в бутылочке, прозрачный стакан, виноград;

- для опыта «Радуга в молоке»: пищевые красители, молоко, тарелка,  жидкое моющее средство, ватные палочки, бумажные салфетки, пипетки.

-для проведения опыта «Запах, ты где?» : одеколон, кукурузные палочки, стеклянная баночка с плотной крышкой;

- для опыта «Скоростная монетка» нам понадобиться воздушные шары, маленькие монетки и нитку для завязывания шарика.

- мультимедийная презентация,

-  для фокусника (бант, волшебная палочка);

- «волшебная»  большая кисть,

- краски или гуашь яркого цвета;

- белый  лист с рисунком солнышка, который нарисован свечкой.

Ход занятия:

Повторение изученного.   

На  прошлых занятиях  мы познакомились с некоторыми методами исследование. Я предлагаю вам выполнить небольшое тестирование.

Я буду зачитывать вам задание, а вы должны выбрать метод исследования ,который вам поможет справиться с таким  заданием.(выполнение электронного тестирования)

1)Любят дети пирожки,

Пряники и бабушкины пышки.                                           Наблюдение

Что поможет нам узнать

Любимое блюдо малышки?

              2) Дождь сегодня шёл с утра,

               К обеду всё утихло.                                                               Опрос(анкетирование)

               И слышно птичьи голоса.

               Во-о-он на ветке птичек видно.

        3)Захотел сварить я кашу,

        Молоко и манку взял,

        А как правильно варить –то

        Я совсем ,совсем не знал.

Учитель:

- Молодцы, справились с заданием.

II Постановка темы и целей.

- Мы начинаем наше занятие с загадки .Отгадайте её.

В моих руках любой предмет

Как  будто  заколдован.

Вот шарик есть, а вот уж нет!

Вот появился снова!

То там, то здесь,

То нет, то есть!

И вот уж шариков не счесть!

Смотри,  пропали!

Где ж их взять?!

И очень даже странно,

Что достаю я их  опять...

Из твоего кармана!    ( фокусник).

- Правильно, ребята!

- Как вы думаете , чем  сегодня на занятии мы будем с вами заниматься ? ( делать фокусы).

 - Мы с вами станем  сегодня  настоящими  волшебниками  и  будем учиться показывать фокусы  и может быть даже раскроем секреты фокусов.  

 А вот  как правильно фокусы   называют настоящие учёные,  мы с вами узнаем попозже.

 - У фокусника должна быть  обязательно ?..(волшебная палочка).

 (Учитель надевает шляпу и берёт в руки волшебную палочку).

-У каждого фокусника есть свои волшебные слова. Я поделюсь с вами своими:

Шырли - мырли –брысь!

Мы начнём сейчас творить чудеса

Из воды, монетки, молока.

Но не будем забывать о том,

Что  нужна аккуратность во всём.

- Давайте попробуем  на листе нарисовать что-нибудь. Что-нибудь тёплое, яркое , светлое. Чтобы оно нам поднимало настроение (подвести детей к тому , чтобы они захотели нарисовать  рисунок солнышка).

- чтобы нарисовать нам понадобиться обязательно  кисточка? А где же нам её взять?

( нам поможет волшебная палочка)

-А палочка волшебная моя

Она очень любит творить чудеса.

Скажем ей волшебные слова:

Чтобы в кисточку превратилась она.

Шырли- мырли –брысь!

Кисточка, появись!

(волшебная палочка превращается в толстую кисточку)

(Учитель берёт кисть и  голубую краску )

-Ой ,а как же я нарисую солнышко ,ведь у меня только голубая краска. Нам поможет наша волшебная палочка-кисть.

Шырли- мырли –брысь!

Солнышко , появись!

(  Учитель закрашивает белый лист бумаги, на котором свечкой нарисовано солнышко, лист закрашивается , а солнышко остаётся белым).

-Давайте улыбнёмся солнышку и друг другу.

- Теперь будем творить чудеса.

( все опыты выполняются по алгоритму)

III Практическая работа

 А) Проводим опыт «Запах играет в прятки». Выполнять будем по плану:

Капнуть в баночку несколько капель одеколона.

Возьмите кукурузные палочки.

Положит кукурузные палочки  их в банку.

Закрыть плотно крышкой и оставить на несколько минут.

-Скажем волшебные слова

Шырли –мырли- брысь!

Запах ,испарись! (взмахнуть волшебной палочкой)

-Пока у нас кукурузные палочки будут творить чудо, я предлагаю вам сделать съедобную подводную лодку. А сделаем мы её из винограда.

Б) Опыт  « Подводная лодка».

 Не забываем об аккуратности работы с газированной водой.

Приготовить газированную воду, стакан, виноград.

Немного взболтать воду.

Налить газированную воду в стакан.

Опустить виноградину в стакан с газированной водой.

Сказать волшебные слова.

  Шырли- мырли- брысь!

   В лодку превратись!(взмахнуть волшебной палочкой)

Наблюдать.

- А может кто-нибудь догадался в чём секрет нашего фокуса?

(Объяснение опыта.  Виноградина  чуть  тяжелее воды  и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".

 По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. А надо подняться - мускулы расслабляются,  пузырь увеличивается  и рыба всплывает.)

- Давайте проверим баночку с кукурузными палочками.

(Объяснение опыта. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек).

          - Ребята , а вы любите молоко?(Оно очень полезно для детей.)

-Сегодня молоко  нам поможет увидеть радугу в тарелке.

В) Проводим второй  опыт: Радуга в молоке».

 Работаем по плану.

1 Приготовим тарелку, молоко, ватную палочку, жидкое чистящее средство, пищевые красители, пипетки.

2. Налейте немного молока в тарелку.

3. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.

4. Сказать волшебные слова.

 Шырли-  мырли -брысь.

 Радуга, появись!(взмахнуть волшебной палочкой.)

Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.

           Посмотрите, что произойдет!( Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!)

(Объяснение опыта. И молоко и моющее средство состоит из частичек. При соприкосновении таких разных частичек происходит процесс,  при котором частички молока начинают двигаться и вместе с собой они приводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.)

          - Фокусники очень любят демонстрировать фокусы с деньгами. Мы тоже попробуем.

-Ребята,  возьмите  в руки монетку, и попробуйте её заставить крутиться, катиться. А вот монетки ещё умеют бегать очень быстро по кругу ,и  в этом  мы сейчас убедимся.

Г) Проводим наше волшебство « Скоростная монетка».

1.Приготовьте воздушный шарик, нитку, монетку.

2. Просуньте монетку во внутрь шарика.

3. Надуйте шарик.

Перевяжите его ниткой.

Скажите волшебные слова и взмахните палочкой.

 Шырли- Мырли- брысь!

Ну, монетка, торопись!

Совершите несколько вращательных движений рукой,

   

 (Объяснении опыта:  Есть природная сила ,которая  помогает монетке двигаться по кругу.)

   

IV Итог занятия. 

- А на самом деле в каждом фокусе обязательно есть разгадка. Все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые вы  будете  изучать в школе.

- А кто из вас знает как можно научным словом назвать такие чудеса? –( опыт или эксперимент).

- Смогут ли помочь нам эксперименты в познании окружающего мира ?

- Значит, эксперимент – это тоже метод исследования.

- А на каком уроке в школе школьники раскрывают секреты таких опытов? ( химия , физика).

- Что же такое опыт, эксперимент ? (дети предлагают свои варианты ответов)

Учитель  :Эксперимент- это проба , опыт. Это самый главный метод познания окружающего мира в большинстве  наук.  Провести эксперимент- значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Все опыты можно  выполнить несколько раз .

 

Закончите предложение.

Мы работали …….…

Мы считаем ……..…

Нам понравилось ……

Мы думаем ……….…

- Спасибо за помощь в проведении экспериментов.

Использованные источники

 Савенков А. В  Учебник – тетрадь для младших школьников  «Я – исследователь»  ООО  изд.  Учебная литература  г Самара 2008 год .

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml

http://smol.chudoforum.ru/t791-topic


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"

Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....

Занятие кружка «Секреты русского языка» в 4 «в» классе .Тема: Удивительный мир слов. (Исследование слова «Доброта»)

Этот материал поможет молодым педагогам в работе исследовательской деятельности:         исследовать слово в разных разделах языкознания.     формировать такие ...

Занятие кружка Я - исследователь. Экспресс-исследование "Какие коллекции собирают люди"

На занятии создаются условия для формирование исследовательских умений у младших школьников, определеяется самобытность каждого ребёнка через раскрытие его увлечений,  через знакомств детей с увл...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....

Занятие кружка «Я- исследователь» 2 класс «Методы исследования»

Занятие кружка  «Я- исследователь»    2 класс  «Методы исследования»...

Занятие кружка Юный исследователь по теме "Что такое исследование. Строение листа. Виды жилкования." с применением цифрового микроскопа

На этом занятиидети узнают, что такое исследование, в чём его особенность; сделают вывод, что всякое исследование начинается с вопроса;узнают, что на основе исследований сделано много открытий и ...

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА РГСУ

Рассматривается опыт работы инклюзивного студенческого клуба РГСУ, в котором проводятся групповые коррекционные занятия и нейропсихологические исследования....