Вода.
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Работа с переносными лабораториями Cornelsen
Автор: учитель начальных классов
Николаева Н.Н.
Тема урока: «Свойства и фильтрация воды»
Цели урока:
научить детей опытным путем находить ответы на вопросы, делать выводы; познакомить детей со свойствами воды; показать, что вода задерживается в почве или проходит через нее в зависимости от типа почвы; показать модель грунтового фильтра в природе; объяснить, что грунтовая вода является одним из наиболее важных природных источников питьевой воды; указать на основные источники загрязнения воды; показать опытным путем, что нефть не удается полностью удалить из воды; объяснить правила очистки воды в походных условиях; объяснить значение чистой воды в природе.
Оборудование:
лаборатория Cornelsen «Фильтрация воды»; цифровой микроскоп; различные виды почвы (песок, гумус, глина) соль, растительное масло, порошок мела, пищевой краситель, кусочки бумаги, кофе, перманганат калия; бумага белая, цветная; таблицы для каждого ученика.
I. Сообщение темы урока:
-Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока. Очень добродушная. Я мягкая, послушная. Но когда я захочу, Даже камень источу. (вода) -Тема нашего урока - вода. Сегодня мы на практике изучим свойства воды, научимся фильтровать воду.
II. «Что такое вода» -лекция учителя.
- Как вы думаете, много ли воды на Земле? Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный — голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д. Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах — арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90—95% состоит из воды. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище). Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода — это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, — ничего не сделать без воды. Вот она какая, вода!
Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
III. Практическая работа с лабораторией Cornelsen « Свойства воды» и цифровым микроскопом.
Опыт №1, №2 и №3. В мензурках рассмотреть чистую воду и занести в Таблицу №1 результаты наблюдений.
Опыт №4. В мензурках с водой растворить сахар, затем добавить песок. Сделать вывод в Таблице№1.
Опыт №5. На стекло капнем воду и под наклоном увидим, как вода меняет форму. Вывод запишем в таблицу №1
Учитель нагревает подкрашенную воду в горячей воде и охлаждает горячую воду в снегу. Вывод о расширении и сжимании воды (6, 7 строки) записывают дети с помощью учителя.
Подключив цифровой микроскоп, рассматриваем воду и записываем подтверждения к результатам опыта №1 Зафиксируем растворение кофе в воде с помощью микроскопа и не растворение песка и записываем результат в Таблицу №1.
Закончив работу с микроскопом, дети сами делают вывод о свойствах воды на основе результатов Таблицы№1:
1. Прозрачность 2. Бесцветна 3. Без запаха 4. Растворитель 5. Текучесть 6. При нагревании расширяется 7. При охлаждении сжимается
Таблица №1 Свойства воды
Опыт№1 Прозрачна или непрозрачна
Микроскоп Рисунок на листке бумаги сквозь воду.
Опыт№2 Цвет
Опыт№3 Запах
Опыт№4 Растворяет или не растворяет вещества
Микроскоп Кофе: Песок: Опыт№5 Форма
Вывод: вода - --------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------- IV.Фильтрация воды с помощью лаборатории Cornelsen. Работа с микроскопом.
1. Опыт №1. Виды почвы. Фильтрация чистой воды через разные виды почвы: почва с перегноем, песчаная, глинистая. - Через какой вид почвы вода фильтруется быстрее? - Что происходит с цветом воды после фильтрации? Дети записывают результаты в Таблицу №2
2. Опыт №2. На чем основана фильтрация воды? Фильтрация воды с растворенным мелом через фильтр, состоящий из 3 видов почвы. - Как изменилась вода после фильтрации через несколько видов почвы? Результаты фильтрации записываются в Таблицу. - Вы увидели модель фильтрации воды в природе. Образуясь в недрах земли, грунтовые воды представляют собой ценный источник питьевой воды, благодаря своим химическим, физическим и бактериологическим свойствам. Такая вода чиста от бактерий, не имеет запаха, прозрачна. Растворенные соли способствуют хорошему вкусу питьевой воды.
3. Опыт №3. Что может отфильтровать почва. Фильтрация смеси воды, масла(нефть), веществ и нерастворимых частиц через фильтр – модель нашего грунта. - В смеси воды и веществ мы смоделировали различные виды загрязнения окружающей среды. - Что может отфильтровать почва? - Масло в нашей модели выполняет роль нефти. Отфильтровалась ли нефть полностью? - Запишите результаты в Таблицу. Через микроскоп дети рассматривают отфильтрованную воду. Записывают результаты наблюдения в Таблицу.
Таблица №2 Фильтрация.
Опыт №1 Чистая вода Почва Песок Глина время цвет
Опыт №2 Вода с раствором мела
Состав фильтра из почвы, песка, глины
время цвет
Опыт №3 Фильтрация Микроскоп до фильтрации после фильтрации Соль Масло(нефть) Мел Краситель Кусочки бумаги
Вывод: -------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------
V. Лекция учителя и практическая работа. «Питьевая вода - готовим воду для питья». (Опыт с растворением кристаллов марганцовки проводит учитель.) - Питьевая вода не должна содержать вредных примесей, микроорганизмов, поэтому ее надо кипятить или специально дезинфицировать. Отправляясь в поход, следует с собой взять кусок марли или ткани и марганцовку (перманганат калия).Достаточно всего 2 кристаллов этого вещества и ведро воды очистится от микроорганизмов.
VI. Итог урока.
Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья. Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесло соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. - Назовите основные свойства воды. Вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду — наше главное богатство, надо беречь!
Таблица №1 Свойства воды
Опыт№1 Прозрачна или непрозрачна
Опыт№2 Цвет
Микроскоп Белый листок бумаги с маленьким рисунком сквозь воду.
Опыт№3 Запах
Опыт№4 Растворяет или не растворяет вещества
Микроскоп Кофе: Песок:
Опыт№5 Форма
Вывод: вода - ----------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------------------------ ----------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------------------------------------------
Таблица №2 Фильтрация.
Опыт №1 Чистая вода Почва Песок Глина время цвет
Опыт №2 Вода с раствором мела Состав фильтра: почва, песок, глина время цвет
Опыт №3 Фильтрация Микроскоп до фильтрации после фильтрации Соль Масло(нефть) Мел Краситель Кусочки
бумаги
Вывод: -------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------
Жила-была Река. Н.А.Рыжов (экологическая сказка) Жила-была Река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье»! Затем ручей превратился в настоящую Речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город. Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печати, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая Речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она. Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость. А Жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света. И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется». Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе. Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращение отмечают как самый главный праздник.
Ф.И.-----------------------------------------------------------------------------
Тест 1.Чем была Река сначала? Озером Ручьем Маленькой речушкой
2.Что Река любила больше всего? Играть и веселиться Перевозить с людьми Путешествовать
3.Как Река помогала людям в городе? Вращала мельницы Перевозила пароходы Поила людей водой Вырабатывала электрический ток на электростанциях
4. От чего заболела Река? От холода От грязных стоков завода От усталости От пролитой нефти
5. Кто очистил Реку? Люди Рыбы, растения, улитки Очистные сооружения, фильтры
6. Что стало с людьми без Реки? Люди стали грязными Люди стали равнодушными Люди стали голодными Люди стали счастливыми Люди стали экономными
8.Что надо было сделать людям, чтобы вернуть Реку? Очистить от мусора Извиниться и пообещать дружбу Построить новые заводы
9.Почему Река вернулась? Река была доброй Река соскучилась по работе Реку заставили люди
10.Какой праздник стал главным в городе? День рождения Реки
День открытия пляжного сезона День судоходства на Реке День возвращения Реки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".
В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....
Вода, вода, кругом вода...
Проект разработан с целью закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...
открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...
Спортивное мероприятие "Вода, вода, кругом вода!"
Проводится мероприятие на улице в тёплое время года с использованием воды....