Современные образовательные технологии
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Использование технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе. Мастер-класс для учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование приемов технологии ТРИЗ

(теория решения изобретательских задач)

на уроках в начальной школе»

Проводит Марциохо Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

ЧУ ОО «Классический пансион МГУ имени М.В. Ломоносова»,

г. Москва

Цель:  познакомить участников мастер-класса (учителей начальной школы) с различными формами организации работы на уроке по применению учащимися своих знаний в нестандартных ситуациях.

Для изучения предлагаются следующие формы работы:

  • использование сказочного текста для введения в урок;
  • конструирование и обоснование своих действий учащимися;
  • использование прогностической оценки, самооценки;
  • введение в урок игры для формирования у учащихся умения формулировать вопросы;
  • определение учащимися оснований для классификации; классификация;
  • определение разных вариантов выполнения задания (развитие креативности).

Форма проведения: мастер-класс для учителей начальной школы в форме урока - сказочного путешествия.

«Нужно не только знать, но и применять.

Нужно не только очень хотеть, но и делать»

А.Кларк

ТРИЗ — уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, выявления и решения многих проблем. Технология ТРИЗ является одним из средств формирования универсальных учебных действий, которые создают условия для развития личности и ее самореализации. Использование приемов данной технологии делает образовательный процесс более эффективным, т.к. учащимся предлагаются алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности.

Содержание мастер-класса:

  1. Использование текста для введения в урок, постановки темы и задач урока.

Повадился Змей Горыныч разорять деревни и людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались одни старики и дети… Но дети были очень смекалистые.  

              Зимой схватил их Змей и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем.

         Но дети подняли такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное – аппетит, все 7 голов заболели. Тогда решил он обхитрить детей.

«Я выпущу вас на волю, - сказал он им, - если вы выполните одно моё условие. А для того, чтобы его узнать, вам придётся отправиться в путь, а по дороге выполнить несколько заданий. За каждое выполненное задание вы будете получать часть свитка, который поможет вам узнать моё условие».

  1. Конструирование. Обоснование своих действий.

Отправились дети в путь. Возник перед ними дремучий лес.

          Представьте, что вы оказались в дремучем лесу. Придумайте средство передвижения из предложенных материалов (воздушный шарик, корзина, лыжа, колесо, пустые мешки, спички) и объясните свой выбор.    

После выполнения задания открыть первый лист (часть свитка) из трёх с записью условия Змея Горыныча: «Необходимо принести живую воду…».

 

  1. Прогностическая оценка. Самооценка. Формулировка вопросов.

Итак, вы поднялись на воздушном шаре высоко в небо, а лёгкий ветерок перенёс вас на опушку леса. И там вы увидели…

Определите объект, задавая мне вопросы о нём. Я отвечаю вам только словами «да», «нет». Жест будет означать отказ от ответа на некорректно поставленный вопрос.

Определите, сколько вопросов вам понадобится для выполнения этого задания?    

Результат: изображение Бабы-Яги  на доске.

Что показал результат? Почему вам это удалось (не удалось) отгадать предмет за определённое количество вопросов?    (Вы умеете правильно задавать вопросы)      

Какой вопрос на ваш взгляд оказался самым сильным? Самым слабым? Почему?

После выполнения задания открыть второй лист (часть свитка) из трёх с записью условия Змея Горыныча: «… из источника, который находится на…».

.

  1. Определение оснований для классификации. Классификация. Самооценка.

Выполните задание Бабы-Яги: определите лишнее слово из предложенных (воробей, коробок, ворона, поросёнок, соловей) и обоснуйте свой ответ.

Проверьте, были ли среди ваших вариантов следующие: (см. компьютерную презентацию).

живой

(одушевлённый)

неживой

(неодушевлённый)

м. р.

  ж. р.

воробей

ворона

поросёнок

соловей

коробок

воробей

коробок

поросёнок

соловей

ворона

 -оро-

 -оло-

окончание «о»

окончание «а»

 воробей

ворона

поросёнок

коробок

 соловей

воробей

коробок

поросёнок

соловей

 ворона

три слога

четыре слога

непроверяемые гласные

проверяемые гласные  

 воробей

ворона

коробок

соловей

поросёнок

 

воробей

ворона

поросёнок

соловей

коробок

В данном случае на экран компьютера следует выносить не все предусмотренные учителем варианты, т.к. самостоятельное «открытие» учащимися нового способа способствует укреплению уверенности в своих силах и повышению мотивации.

После выполнения задания открыть третий лист (часть свитка) с записью условия Змея Горыныча: «… противоположном берегу широкой реки с мертвой водой».

  1. Определение разных вариантов выполнения задания (развитие креативности). Самооценка.

У вас открылось условие Змея Горыныча: «Необходимо принести живую воду из источника, который находится на противоположном берегу широкой реки с мертвой водой».

Место расположения источника вы знаете. Как выполнить условия Змея Горыныча. Предлагайте свои варианты.

Прекрасные варианты, все их можно испытать, но есть ли среди них верный? А подсказку к верному ответу мы найдём в начале моей сказки. Внимание на экран.

На экране фраза: «Зимой схватил их Змей и посадил в темницу –

  подрастут, мол, до весны, тогда и съем».

Так прозвучал ли в ваших вариантах правильный ответ?

Тем не менее, вы выполнили задание другими возможными способами. Змей Горыныч так удивился сообразительности детей, что, не задумываясь, отпустил их домой.  А сам, побоявшись в дальнейшем иметь дело с такими смышлёными ребятами, улетел из этой страны навсегда.

Анализ работы:

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает

  • его применять,
  • искать условия и границы применимости,
  • преобразовывать, расширять и дополнять,
  • находить новые связи и соотношения,
  • рассматривать в разных моделях и контекстах…

Участникам мастер-класса были предложены задания разных типов с опорой на их знания. Им пришлось

  • действовать в нестандартных ситуациях,
  • конструировать и обосновывать свои действия,
  • выполнять прогностическую оценку и формулировать вопросы,
  • искать основание для классификации и классифицировать.

Выполнение предложенных заданий не только расширяет кругозор, но и формирует креативность мышления.

От моих учеников потребовались

  •  внимательность,
  •  эрудиция,
  •  гибкость мышления,
  •  творческий подход,
  •  готовность работать в экстремальных ситуациях,
  •  психологическая устойчивость,
  •  умение слышать, слушать и понимать других,
  •  аналитические способности,
  •  лидерские способности.

А игровая ситуация позволила снять стресс и замотивировать учеников.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ на учебных занятиях:

  1. Учить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
  2. Учить фантазировать, изобретать.
  3. Решать сказочные задачи и придумывать разные истории, сказки с помощью специальных методов ТРИЗ.
  4. Применять полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные способы решения проблем, учиться находить выход из любой сложной ситуации.

Что дает детям использование технологии ТРИЗ?

  • помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок…;
  • регулярная тренировка творческого мышления (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений);
  • на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях;
  • использование приемов данной технологии работает на повышение культуры мышления, тем самым активизируя познавательную деятельность, повышая мотивацию к учению. Это просто интересно!

Список литературы:

  1. Гин А.А., ТРИЗ-педагогика. Книга для умных родителей и учителей. Москва, 2015
  2. Гин А.А., Кудрявцев А.В., Серединский А., Бубенцов В.Ю. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Вита-пресс, 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

воробей коробок ворона поросёнок соловей

Слайд 2

живой (одушевлённый) воробей ворона поросёнок соловей неживой (неодушевлённый) коробок

Слайд 3

м. р. воробей коробок поросёнок соловей ж. р. ворона

Слайд 4

-оро- воробей ворона поросёнок коробок -оло- соловей

Слайд 5

о воробей коробок поросёнок соловей а ворона

Слайд 7

Зимой схватил их Змей и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...