РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
методическая разработка (1 класс)

Заремук Сачинет Казбековна

Читательская грамотность, в настоящее время, особенно необходима молодым людям, например сегодняшним школьникам. Им приходится постоянно находиться в условиях соревновательности, принимать участие в отборочных конкурсах (поступление в ВУЗ, приём на престижную работу), и во всем этом решающим фактором может стать читательская грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заремук Сачинет Казбековна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1 им. Ю.К. Намитокова» а.

Понежукая

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Средства массовой информации: компьютер, телевидение, мультимедиа, оказывают огромное влияние на всю окружающую среду, особенно затрагивая созданную человечеством книжную культуру. Несмотря на все достижения, которые есть у человечества благодаря книгам и классической литературе, отношение к книжной культуре меняется не только под воздействием времени, но и из-за влияния новых средств массовой информации на становление и развитие личности.

Любой человек стремится вести диалог с другими людьми эффективно и целесообразно, для чего необходимо владеть грамотной письменной и устной речью. В жизни каждого человека были ситуации, когда употребленное не в той интерпретации или неверно произнесенное слово, создавало преграды во взаимопонимании со своим собеседником, затрудняло общение с ним, либо производило на него нежелательное неблагоприятное впечатление.

Именно правильность устной и письменной речи и создает первое впечатление о человеке у других людей. В зависимости от этого можно узнать о нем многое: уровень образованности, культурное развитие, эрудиция, эстетические и этические установки в отношении языка и речи.

Читательская грамотность, в настоящее время, особенно необходима молодым людям, например сегодняшним школьникам. Им приходится постоянно находиться в условиях соревновательности, принимать участие в отборочных конкурсах (поступление в ВУЗ, приём на престижную работу), и во всем этом решающим фактором может стать читательская грамотность.

У обучающихся на начальных этапах (первый-четвертый класс) довольно небольшой жизненный опыт, из чего и вытекает ограниченность словарного запаса. Речь большинства детей начальных классов состоит из коротких однотипных предложений, не взаимосвязанных между собой. Следовательно, одной из самых главных практических задач учителя начальных классов является обучение детей находить синонимы, антонимы, владеть фразеологическими оборотами, составлять план ответа и правильно строить предложения. В обучении детей устной и письменной речи, результативным инструментом выступают изложения и сочинения, благодаря которым у ребенка формируется структура и стиль речи. Ученик, работая над изложением, самостоятельно выбирает вид изложения текста: повествование, описание или сообщение, изучая, при этом, особенности каждого вида работы. Сочинения учащиеся должны связывать с их личным опытом и наблюдениями за окружающей действительностью. Необходимо научить детей соединять свой жизненный опыт со знаниями, полученными благодаря прочтенной и изученной литературе.

Обучая устной и письменной грамотности, необходимо вести работу от групповых занятий к самостоятельным. Важно учитывать тот фактор, что самым доступным для младших школьников жанром литературы является повествование. Самостоятельная работа помогает развить творческие способности учеников, воспитать волю, усердие, внимательность, настойчивость в достижении поставленной цели, привить «вкус» к поиску необходимой информации и самостоятельным открытиям. Поэтому самостоятельную работу по устной и письменной речи нужно вводить как можно раньше, что позволит ученикам быстро адаптироваться к ней и в будущем быстро преодолевать все возникающие сложности во время работы.

Обучающиеся должны научиться не отходить от выбранной темы, придерживаться составленного плана, правильно строить взаимосвязанные предложения, доводить содержание до логического конца, письменно выражать свое отношение к описываемому. Необходимо уделять должное внимание подготовительным работам при написании изложений (сжатое изложение; изложение, близкое к тексту; выборочные изложения с творческими дополнениями).  Также в написании изложений могут помочь следующие упражнения: составление и распространение предложений, восстановление деформированного текста, свободные диктанты, письмо по памяти.

В развитии устной и письменной речи немаловажную роль играет обогащение словарного запаса, уточнение и активизация словаря, что означает усвоение новых слов учениками, углубление понимания уже известных ранее слов, понимание различий между синонимами, умение правильно подбирать антонимы, многозначность слов, фразеологизмы, этимологические значения слов, усвоение сочетаемости слова с другими словами, уместность их употребления в определенном контексте, развитие культуры речи, то есть правильное расставление ударений и произношение слов.

Раскрытие значения слова через его морфологический состав – это решение проблемы, заинтересовывающей детей, развивающей их мышление.

Для того чтобы обучающиеся эффективно воспринимали информацию их нужно заинтересовать в процессе получения новых знаний, сделать это можно с помощью предоставления разнообразных видов работ, эмоциональности, яркости материала, содержательного урока, который вызывает самостоятельный поиск у ребенка. Заинтересованность и занимательность в работе повышают работоспособность ребенка. Например, если в процессе обучения давать детям больше ребусов, то их интерес возьмет вверх над их усталостью, помимо этого ребусы могут помочь ученикам в усвоении орфографии.

Использование загадок в процессе урока может помочь в активизировании мышления ребенка, благодаря тому, что именно загадки призывают детей наблюдать за окружающим миром.

Скороговорки развивают фонематический слух ученика, правильное произношение звуков, дикцию, выразительность и темп речи.

При помощи анимированных интерактивных игровых упражнений обучающиеся изучают разновидность текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. Учитывая тот факт, что большинству детей нравятся интерактивные игры, в процесс обучения можно ввести интерактивный тренажер (Уроки Кирилла и Мефодия). В данном курсе изучаются виды словосочетаний, второстепенные члены предложений, вводятся понятия сложного предложения, прямой и косвенной речи.

Письмо по памяти способствует развитию памяти и орфографической зоркости, что имеет большое значение в начальной школе для развития письменной и устной грамотности.

Начиная новую тему, ученик не должен заучивать теорию и научные термины. Нельзя предоставлять теоретический материал детям как догму. В процессе подачи и закрепления материала, учителю нужно провести подготовительную работу, в которой ученик будет выступать не объектом обучения, а субъектом учебной деятельности. Учитель должен сформировать проблему, поставить ее перед учеником и ждать пути разрешения этой проблемы от ребенка, при этом, поощрять его собственное мнение, точку зрения, оригинальный замысел и отклонения от образца.

Кроме вышеперечисленных основных задач, на которые учитель должен обратить свое внимание, ему также необходимо найти разнообразные виды работ, заданий, которые будут прививать детям интерес к чтению, призывать их эффективно участвовать в социальной жизни и развивать грамотность чтения, что выступает главным условием социализации учащихся. Учителю нужно подбирать задания под индивидуальные особенности детей, так как одной из причин нежелания обучаться чему-то новому у детей является то, что на уроке ученику со слабыми знаниями предлагаются задания, к которому он еще не готов, а ученик, который обладает достаточными знаниями, быстро сделав это задание, скучает. Чтобы избежать такую ситуацию, детям необходимо предоставлять возможность выбора заданий по своим силам. Введение поуровневого обучения поможет гуманизации образования, индивидуального развития творческого потенциала обучающихся с учетом их интересов и способностей. Поуровневое образование представляет собой подбор заданий таким образом, что при единой познавательной цели и общем содержании, они имеют отличия в степени трудности, а учащиеся к достижению единой цели идут разными путями.

Меняются дети, условия и требования, предъявляемые к образованию, поэтому, в настоящее время, учитель должен не только вооружить учеников определенным набором знаний, умений, навыков, но также помочь каждому проявить в полной мере свои индивидуальные способности, развить творческий потенциал, инициативу и самостоятельность.

Развивать функциональную грамотность в начальной школе через чтение и письмо нужно с учетом психологических особенностей детей. Однако не стоит каждую встречу с наукой превращать в праздник и игру. Трудность педагогов начальной школы заключается в том, что обучать необходимо с самых азов, но учить нужно не «полнауке», а всей науке. Стремясь найти наиболее эффективные и оригинальные методы и приемы обучения, учителю не следует забывать мудрого наставления К.Д. Ушинского: «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

Список литературы:

  1. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Научно-методическое объединение «Творческая педагогик». Творческие поиски московских учителей начальной школы. – М., 1993.
  3. Начальная школа: газета. – 2000. – № 47.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.
  5. Савинова Г.В., Гугучкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1998.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 кл.: пособие для нач. и сред. школы. – М.: Аквариум, 1997.
  8. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М.: Терра, 1993.
  9. Энциклопедия детских праздников. – М.: ИД «Пилигрим», 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Упражнения для развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения

Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации....

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....

Приёмы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения.

Специально подобранные задания, используемые на уроках литературного чтения, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, ...

Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность

Тема работы : "Развитие функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность"  с приложениями...

Мастер – класс.Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».

Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной  на формирование  функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения. Задачи:- создать...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....