Технологическая карта к уроку математики
план-конспект урока (4 класс)

Гаврилова Марина Александровна

Технологическая карта урока – современ­ная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_k_uroku_matematiki.docx56.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа № 29»

Тема опыта: Технологическая карта урока математики, реализующая требования ФГОС.

Гаврилова Марина Александровна

учитель начальных классов

г. Нижневартовск 2016


Содержание:

  1. Введение:

        - технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся;

          - понятие деятельности;

- структура технологической карты урока;

  1. Основная часть:

   - технологическая карта урока математики в 4 классе по теме: «Приёмы письменного умножения для случаев вида: 4.037х4».

  1. Заключительная часть:

- результат и его оценка;

- выводы.

Введение:

 Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая мною технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием. Она может стать основой для анализа работы педагога по формированию у детей универсальных учебных действий, что на данный момент является актуальным в современном  образовании.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение мною  к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание мой к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть

возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

В ходе введения федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования мне как  учителю

предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися

трех групп планируемых образовательных результатов (личностных,

предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня

знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию,

но и к форме организации образовательного процесса. Для меня становится

особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы

осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему

личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость

выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому

назначению проектируемого урока.

В таблице представлена примерная форма технологической карты урока, так как  проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.

Технологическая карта урока математики в 4 классе.

Преподаватель: Гаврилова Марина Александровна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 29», город Нижневартовск

Тип урока: изучение нового материала

УМК « Школа России » Учебник: Математика 4 класс(часть 1).

Авторы: М.И. Моро и др.

Тема 

«Приёмы письменного умножения для случаев вида: 4.037х4».

Цели

 Создание условий для формирования и развития ценностного отношения к совместной учебно - познавательной деятельности по овладению приёмами письменного умножения для случаев вида 4.037х4, когда в записи первого множителя есть нули. 

Задачи урока

1) Познакомить с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нуль.

2) Развивать быстроту счёта, умение решать поставленные проблемы и задачи, развивать мыслительные операции учащихся:  анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации, а также умение осуществлять оценку результативности;

3) Воспитывать интерес к предмету, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать  точку зрения своих одноклассников, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Планируемый результат.

Уметь правильно записывать умножение многозначного числа на однозначное в столбик и находить их значение .

Основные понятия.

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное, знакомство с новыми словами: энтомолог, орнитолог. Знакомство с пословицей.

Межпредметные связи.

Окружающий мир, информатика, физкультура, музыка, чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Математика 4 класс» 1часть

Методическое пособие,  мультимедиа установка, экран, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы ( с разноуровневыми заданиями),  тетрадь, сигнальные блокноты.

Организация пространства.

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах.

Методы обучения.

Демонстрационный, аналитический, проблемный, алгоритмический, репродуктивный, аналитико-синтетический, практический.

Планируемый образовательные результаты

Личностные результаты

Самооценка:

 -способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы «Приёмы письменного умножения для случаев вида: 4.037х4», связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

-осознание своих возможностей.

Смыслообразование

- интерес к способу решения и общему способу действия;

-стремление к самоизменению – приобретению новых знаний;

-установление связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью;

- воспитание позитивного отношения к учебному труду;

- умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую

- проявление инициативности и самостоятельности

Метапредметные умения

-умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, и  классификации

- умение сотрудничать с преподавателем и сверстниками при решении учебных проблем

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Познавательные

-  ученик сопоставляет и отбирает информацию, полученную из разных источников;

-устанавливает причинно-следственные связи, строит логические рассуждения, анализирует, сравнивает разные способы решения задач;

-аргументирует свой способ решения;

- - умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развернутом виде, в виде презентаций

Регулятивные:

-умение самостоятельно сформулировать задание;

- умение анализировать, сравнивать,  делать вывод;

- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение соотносить учебные действия с известным правилом;

Коммуникативные:

- стремится к координации различных позиций в паре, в группе;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

- уметь  формулировать высказывание;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Предметные умения

-ученик cоздаёт условия для формирования и развития ценностного отношения к совместной учебно - познавательной деятельности по овладению приёмами письменного умножения;

 

-ученик умеет устанавливать причинно-следственные связи и рациональность способов решения задач;

- произвольно и осознанно владевает общим приемом умножения многозначного числа на однозначное и в решении задач;

- осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов своего кругозора

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа, ЭОР

Развитие УУД

1этап. Эмоциональный настрой учащихся.

Нацелить детей на получение знаний в необычной обстановке, на соблюдение мер предосторожности.

2этап. Проверка домашнего задания.

Цель: Приучить детей к ситематическому и пра-вильному выплнению д/з.

3этап. Актуализация знаний. Математичес-кая разминка.

Цель: Закрепить полученные навыки на предыдущих уроках.

Подготовка к изучению нового материала.

4этап. Целеполагание.

Цель: Организовать познавательную дея-тельность каждого ученика через собс-твенное осмысление темы и задач урока.

5этап.Изучение нового материала.

Цель: Научить детей умножать многозначное число на  однозначное в записи которого есть нули.    

6 этап. Закрепление нового материала.

Решение примеров.

Цель: Проверить усво-ение новой темы, применение полученных знаний в решении примеров.

7этап.Физминутка, музпауза.

Цель:  Снять напряже-ние у учащихся.

8 этап.Решение задачи.

Цель: Применить  знания в решении задачи.

 

9 этап. Работа с калькулятором.

Цель: Расширить кругозор учащихся и закрепить умение решать примеры по изученной теме, для чего это нам нужно в жизни.

10 этап.Самостоятель-ная работа.

 Цель:Проверить умение самостоятельно приме-нять новые  знания.

11 этап.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель:Подведение итогов совместной  и индивид. деятельности учеников в достижении постав-ленной цели.

12этап.Домашне задание. Выставление отметок.

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса            к уроку; организация внимания; выяснение учителем каково  настроение у учащихся на начало урока.

Организация самопроверки.

Организует работу по группам. «Мозговой штурм» задания для устного счёта «Шифро-вальщик» с разноуровневыми заданиями.

Организует проверку задания.

Предлагает решить устно 4 задачи.

Организует работу в парах, помогает  учащимся вспомнить правила, проводит инструктаж по алго-ритму умножения многозначного числа на однозначное. Объясняет задание в карточке.

Проверяет усвоение материала учащимися.

Записывает алгоритм на интерактивной доске.

Организует фронтальную работу, проводит инструктаж, помогает детям.

Организует работу с учебником и на доске, проводит инструктаж, помогает детям.

Организует фронтальную работу, обеспечивает музыкальное сопровождение.

 Организует работу с учебником и на доске, проводит инструктаж, помогает детям. Задаёт вспомогательные вопросы.

Организует фронтальную работу.

 Создает  проблемную ситуацию.

Организует самостоятельную  работу и взаимо-проверку в парах.

Соотносит полученный результат с постав-ленной целью.

Задает дифференциро-ванное домашнее задание.

Приветствуют учителя.

Читают пословицу о математике.

Дети отвечают на вопросы.

Показывают из цветовой гаммы своё настроение на урок.

Открывают тетради и проверяют самостоятельно свою д/р по слайду на котором даются ответы и оценивают себя на полях.

Учащиеся работают с заданиями в группах, перед этим повторяют правила работы в группах и расшиф-ровывают слова, которые будут являться девизом их сегод-няшнего урока.

Проверяют задание на интерактивной доске.

Дети показывают ответы на сигнальных блокнотах и записы-вают чила, которые получились.

Формулируют цель урока.

Дети работают в парах и повторяют друг другу правила умножения на число 0 и 1. Записы-вают  эти правила буквенными выраже-ниями. Отвечают на вопросы и составляют алгоритм умножения многозначного числа на однозначное столби-ком.

Отвечают на вопросы в карточке.

По 1 ученику выходят и решают по 1 примеру на интерактивной доске с полным объяснением.

Записывают ответы на доске.

Дети отвечают на вопросы. Выполняют упражнения для глаз, ритмические движения под музыку.

Открывают учебники, читают задачу. Отвечают на вопросы. Выбирают модель, которая подходит к решению задачи. 1ученик решает на доске, составяет краткую запись задачи. Записывает решение с пояснением и ответ.

Далее учащиеся находят второй способ решения задачи, составляют модель к решению задачи, записывают решение и ответ.

Отвечают на вопросы.

Предлагают способы решения.

Показывают или смотрят сценку.

Отвечают на вопросы.

Дети решают примеры столбиком в тетрадях для проверочных работ по вариантам. Затем обмениваются тетра-дями в парах и производят взаимо-проверку с оценива-нием друг у друга работ.

Проводят самоанализ и самооценку собст-венной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.

Намечают перспективу последующей работы.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

Работа над пословицей.

 -Как вы понимаете слова этой пословицы?

 - Что значит строгая наука эта математика?

- Покажите мне какое настроение у вас сегодня на урок?

1 группа:

980-80=

290+70=

140Х6=

320:4=

100:25=

89х100

Р

О

Д

Ж

У

Н

360

8.900

900

80

840

4

Подобнее задания получают 5 групп.

-Под каким же девизом мы сегодня будем работать?

-Какое число у нас получилось? (9.071) 

-Назовите соседей данного числа. Замените его на сумму разрядных слагаемых.

-Единицы какого разряда отсутствуют?

-Как отсутствие какого либо разряда мы обозначаем в записи числа?

-Кто уже догадался, чем же мы сегодня будем заниматься с вами на уроке?

1.Как производится письменное умножение многозначного числа на однозначное?

2.На что необходимо обратить внимание при записи нескольких натуральных многозначных чисел?

3.Как производится запись в столбик?

4.Как производится умножение  многозначных чисел на однозначное столбиком?

-А  можно эти числа умножать в любом порядке? Почему?

Работа над пословицей: Здоровье - всему голова, здоровье всего дороже.

-Вы согласны с этим утверждением? Докажите.

 -Как сберечь свое здоровье?

Прочитайте задачу. Что известно в задаче? Что необходимо найти?

-Составим схему к задаче.

- Можно ли эту задачу решить другим способом?

Работа над пословицей:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

-Почему правы люди?

-А кто-то очень любит считать, только вот проблема, как быстро сосчитать вот эти примеры.

 -Ребята, а вы хотите узнать как учили считать детей в Древнем Риме много тысяч лет назад?

-Какое новое слово вы услышали?

 -Посчитайте эти примеры. Какой ряд справится быстрее?

-Проверим.

-А как вы думаете, ваши родители умеют пользоваться калькулятором, компьютером? Кто из родителей пользуется им на работе, что они делают?

-В народе говорят: Всяк своего счастья кузнец.

(Что для вас счастье?)

- Вам необходимо решить 3 примера на изученную тему: умножение многозначного числа на однозначное в записи которых есть нули.

-А сейчас мне бы хотелось узнать каким стало у вас настроение в конце нашего урока?

Регулятивные-целеполагание.

Познавательные-логические.

Личностные-смыслообразования

Познавательные-общеучебные, проводят сравнение и обобщение.

Регулятивные-контроль,оценка,коррекция,волевая саморегуляция.

Познавательные-общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Регулятивные-прогнозирование,

контроль,оценка,коррекция,волевая саморегуляция

Личностные- проявление иници-ативности и самостоятельности

Коммуникативные - умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности

Предметные-  выявление рационального способа решения,  закрепление приемов  устных вычислений.

Регулятивные -выделение и осоз-нание того, что уже пройдено;

постановка цели учебной задачи, синтез, выдвижение гипотез.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Познавательные - поиск и выде-ление необходимой информации.

Личностные - воспитание пози-тивного отношения к учебному труду;  умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Регулятивные-целеполагание,

волевая саморегуляция

Познавательные-общеучебные

коммуникативные- с точностью выражать свои мысли, разрешение конфликтов

Регулятивные-логические, коррекция

Предметные -устанавливают рациональные способы решения,  выбирают оптимальные способы,  владеют общим приемом решения;

Познавательные-выделение и фор-мулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез.

Регулятивные-планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Коммуникативные-умение слушать и вступать в диалог,коллективное обсуждение проблем (при необход)

Регулятивные-планирование

Познавательные-общеучебные

Коммуникативные-точностью выражать свои мысли,

Познавательные-действия постановки и решения проблем, логические, оценка.

Личностные-нравственно –эстетическое оценивание, ориента-

ция в межличностных отношениях;

 Регулятивные-волевая саморе-гуляция,прогнозирование, плани-рование,коррекция, контроль.

Предметные–умение устанав-ливать причинно следственные связи; рациональность способа :  выделять способы решения задачи, сопоставлять эти способы по количеству действий, по сложности вычислений; произвольность и осознанность владения  общим приемом решения задач;

Коммуникативные-  учиться владеть диалоговой формой речи, отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению, учитывать разные мнения, учитывая общий план действия и конечную цель  осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные-общеучебные,логические, действия постановки и решения проблем

Коммуникативные-планирование, учиться владеть диалоговой формой речи, отстаивать свою точку зрения

Регулятивные-овладение элементами компьютерной грамотности при составлении презентаций, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Личностные-самоопределение,оценка

Коммуникативные - учиться владеть диалоговой формой речи, отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению, учитывать разные мнения, учитывая общий план действия и конечную цель  осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

Регулятивные- уметь самостоятельно    оценить    свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия;

Познавательные- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные - нравственно –эстетическое оценивание; умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные- рефлексия.

 Регулятивные- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Результат и его оценка:

Результат и его оценка

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ  ЛИЧНОСТНЫХ УУД

  1. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
  2. 77% учащихся адекватно оценивают свои знания и умеют устанавливать причины своего успеха/неуспеха по данной теме.

 КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД

  1. Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения.
  2. Умеют задавать вопросы.
  3. Умеют слушать собеседника.
  4. Умеют позитивно относиться к процессу общения.
  5. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь.
  6. Имеют навык конструктивного общения, взаимопонимания.
  7. Умеют работать по алгоритму
  8. Умеют соотносить учебные действия с правилами
  9. Умеют планировать общие способы
  10. Умеют  проводить рефлексию своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).работы

КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ/ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ  / предметные УУД/

  1. Умеют выделять обобщенные схемы типов отношений и действий
  2. Умеют записывать решение задачи в виде выражения.
  3. Умеют выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.
  4. Умеют проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности.
  5. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях. 

Выводы:

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.

    Огромную роль в развитии математических способностей, творческого мышления учащихся, их речи имеет умение решать примеры, задачи. Поэтому, работая над темой «Умножение и деление на однозначное число», я использую такой вид деятельности, как самостоятельное составление и решение примеров .      Научив  детей  владеть  умением  составления  примеров,  можно осуществить  влияние  на  их  интерес  к  предмету,  на  развитие целенаправленного мышления. Задания такого типа  побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку математики:"Письменный приём сложения вида 43+28"

Открытый урок по математике. Детям понравилось. Коллеги взяли себе для работы...

Разработка технологической карты проведения урока математики во 2 классе

1.Рассмотреть табличные случаи умножения числа 3, составить таблицу умножения числа 3 на однозначные числа; учить вычислять значения произведений; повторить и закрепить знание и умение применять перем...

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"

Технологическая карта открытого урока математики во 2 классе по теме: "Случаи сложения вида 26+4. Переход через разряд"...

Технологическая карта к уроку математики.1 класс.Тема "2санын берурынлы санга кушу"

Технологическая карта к уроку математики для 1 класса по теме "2санын берурынлы санга кушу".Программа "Перспективная начальная школа"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ МАТЕМАТИКИ "МАССА"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "МАССА" 1 класс...