ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ МАТЕМАТИКИ "МАССА"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "МАССА" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_matem_massa.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема:Масса

Тип урока Р

Основные цели:

1) формировать у учащихся способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.);

2) тренировать умение сравнивать выражения с именованными числами, решать задачи на разностное сравнение в прямой и косвенной форме;

3) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) пословица:

2) эталон «массы» (из урока  4, часть 3, М-1);

3) эталон связи между компонентами действия сложения (из урока  12, часть 2, М-1):

4) эталон связи между компонентами действия вычитания (из урока  13, часть 2, М-1):

5) эталон правила разностного сравнения:

Раздаточный материал:

1) самостоятельная работа  1;

2) эталон для самопроверки с.р.  1:

ЭТАПЫ УРОКА

1. Мотивация к коррекционной деятельности:

Цель:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность посредством девиза;

2) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности;

3) установить тематические рамки урока: решение задач и примеров с именованными числами.

 2Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) организовать повторение представлений о понятиях «величина», «масса», единица измерения массы, умения решать задачи на разностное сравнение, умение сравнивать выражения без вычислений;

2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы  1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибо

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель:

1) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на пошаговую проверку своих работ с использованием эталона для самопроверки;

2) организовать учащихся, допустивших ошибки, на анализ своих работ с целью выявления и фиксации места и причины затруднений.

4. Коррекция выявленных затруднений.

Цель:

1) уточнить индивидуальные цели будущих коррекционных действий;

2) организовать выбор учащимися способа и средств коррекции;

3) уточнить алгоритм исправления ошибок;

4) создать условия для самостоятельного (или с помощью эталона для самопроверки) исправления учащимися своих ошибок выбранным методом на основе применения выбранных средств;

5) придумать или выбрать из предложенных учителем задания на способы действий, в которых были допущены ошибки.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

организовать обсуждение типовых затруднений и проговаривание учащимися формулировок соответствующих способов действий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать выполнение учащимися, допустившими ошибки, тех заданий из самостоятельной работы  2, аналогичной первой, в которых были допущены ошибки;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки с фиксацией результатов;

3) зафиксировать преодоление возникших ранее затруднений.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

организовать тренинг решения задачи на разностное сравнение в косвенной форме

8. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) уточнить алгоритм исправления ошибок;

2) назвать способы действий, вызвавшие затруднения;

3) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;

4) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

5) оценить собственную деятельность на уроке;

6) наметить цели последующей деятельности;

7) согласовать домашнее задание.

ХОД УРОКА

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель открывает на доске пословицу Д-1:

  • Прочитайте пословицу.
  • Как вы ее понимаете? (Чужим умом думать нельзя, нужно все делать самому.)
  • На каких уроках математики это особенно важно? (Когда мы пишем контрольные работы, повторяем.)
  • Почему? (Важно самому уметь работать над ошибками.)
  • Какую тему изучали на прошлом уроке? (Мы изучали величину массу.)
  • При выполнении, каких заданий вы можете встретить числа, выраженные в единицах массы? (В решении примеров, задач.)
  • Сегодня на уроке я предлагаю потренироваться в выполнении заданий, где встречаются числа, выраженные в единицах массы.
  • С чего должны начать урок? (С повторения необходимых знаний.)

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация знаний о величине массе, умения сравнивать выражения без вычислений.

  • Что такое величина? (Это свойство предметов, которое можно измерить.)
  • С какой величиной вы познакомились на прошлом уроке? (С массой.)
  • Что такое масса? (Это величина, которая характеризует, тяжелее предмет или легче.)
  • Что, значит, измерить массу? (Это, значит, выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.)

Учитель фиксирует на доске эталон Д-2.

  • Какой прибор существует для измерения массы? (Весы.)

 1, стр. 8

  • Найдите номер 1 на странице 8 учебника.
  • Что нужно сделать в этом задании? (Сравнить выражения.)
  • Что поможет выполнить сравнение? (Рисунок.)
  • Какой знак вы должны поставить в первом выражении? (Знак «меньше».)
  • Почему? (На левой чаше весов лежит гиря массой 5 г, а на правой четыре гири по 2 кг, что всего дает 6 кг, гири массой 6 кг тяжелее гири массой 5 кг.)

Задание под буквой б выполняется аналогично.

  • Найдите задание под буквой в (1 столбик.)
  • Что вам поможет его выполнить? (Эталон взаимосвязи между компонентами действий сложения и вычитания.)

Учитель открывает на доске эталоны Д-3 и Д-4.

  • Сравните эти выражения.

Учащиеся по цепочке с места выполняют задание с комментированием.

2) Решение задачи на разностное сравнение.

 2, стр. 8

  • Найдите  2 на странице 8.
  • Прочитайте задачу.

Учитель заранее выносит схему на доску.

  • Какого вида эта задача? (Это задача на разностное сравнение.)
  • Что поможет решить задачу? (Эталон правила разностного сравнения.)

Учитель открывает на доске эталон Д-5.

  • Заполните схему и решите задачу.

Один учащийся выполняет задание у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в учебниках.

3) Самостоятельная работа  1.

  • Что вы повторили? (Что такое масса, сравнение выражение без вычислений, решение задачи на разностное сравнение.)
  • Справились ли вы с предложенными заданиями? (Да, трудностей не возникало.)
  • Вы работали все вместе, как убедиться в том, что вы сами не допустите ошибки в этих заданиях? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
  • Не забудьте рядом с заданиями ставить номер эталона, которым пользуетесь при выполнении задания.

Раздать текст самостоятельной работы  1. Время выполнения ≈ 56 минут.

Включить таймер. В это время учитель нумерует эталоны на доске.

  • Время вышло. Что теперь надо сделать? (Проверьте свои работы по образцу.)

Учитель раздает или открывает на доске образец для проверки с.р.  1.

  • Зафиксируйте, правильно ли вы выполнили задания, знаками «+» и «?» на полях.
  • Поднимите руку, у кого возникли затруднения при выполнении задания  1 ( 2)?

Учитель фиксирует на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме 3*):

 1 – … чел.

 2 – … чел.

- Что вы теперь должны сделать? (Мы должны проверить свои работы по эталону для самопроверки.)

- С какой целью вы будете проверять по эталону для самопроверки? (Чтобы проверить ход решения, а если есть ошибки, эталон для самопроверки поможет нам определить место и причину ошибки.)

Организация учебного процесса на этапе 3: 

Учащимся раздаются эталоны для самопроверки.

  • Какие правила могут быть нарушены при выполнении задания  1? (Правило связи между компонентами действий сложения и вычитания.)
  • Те, у кого есть ошибки в  1, определите, какое правило нарушено у вас, и поставьте номер соответствующего эталона (или запишите словами суть ошибки, если такого эталона на доске нет).
  • Какие правила могут быть нарушены в  2? (Правило разностного сравнения, состав чисел 1-9, оформление.)
  • Те, у кого есть ошибки в  2, определите, какое правило нарушено у вас, и поставьте номер соответствующего эталона.
  • Итак, где и почему у вас возникли ошибки? (…)
  • Что могут сказать те, кто не допустил ошибок? (У нас нет затруднения.)

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • У кого всё верно, что вы будете делать? (Выполним дополнительные задания.)
  • Сегодня вы выполните дополнительные задания из учебника. Их номера записаны на доске.

В качестве дополнительных заданий предлагаются 6, № 9*, стр. 9 учебника.

  • Какой инструмент поможет ответить на возникшие вопросы? (Алгоритм исправления ошибок.)
  • Какова же дальнейшая цель вашей работы? (Воспользоваться схемой исправления ошибок, для того чтобы понять, где конкретное место ошибки, почему она возникла, и исправить её.)
  • Что будете делать, если ответ не совпал? (Воспользуюсь схемой исправления ошибок.)
  • Посмотрите на алгоритм, все шаги вам понятны? (…)
  • Начинайте работу по алгоритму исправления ошибок.

Дети работают самостоятельно по схеме исправления ошибок, пользуясь материалами, лежащими на столе учителя. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.

Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (В сравнении выражений, в решении задачи на разностное сравнение, …)
  • Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)

Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

Организация учебного процесса на этапе 6: 

На данном этапе учащиеся проверяют свои умения к выполнению заданий, которые в предыдущей самостоятельной работе вызвали у них затруднение. Учащиеся выполняют самостоятельную работу  2 и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по образцу.

  • Ребята, какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
  • Как будете проверять вашу работу? (По готовому эталону, результат отметим «+» или «?».)

После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону.

  • У кого есть ошибки в самостоятельной работе  2? Сделайте вывод. (Нужно еще работать над этими заданиями.)
  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднениями.)

Организация учебного процесса на этапе 7:

  • В конце урока я предлагаю потренироваться в решении задач.

 3, стр. 8

  • Найдите в учебнике  3 на странице 8.
  • Прочитайте задачу.

Учитель заранее выносит схему на доску.

  • Что особенного в этой задаче? (Это «хитрая» задача.)
  • О чем это говорит? (Прежде чем ее решать, нужно точно определить, чего больше, а чего меньше.)
  • Определите это. (Масса кошки меньше.)
  • Какой отрезок будет обозначать вес кошки? (Меньший.)
  • Заполните схему до конца.

Один учащийся заполняет схему у доски, остальные учащиеся работают в учебниках.

  • Запишите решение задачи самостоятельно.

Один учащийся выполняет задание у доски без комментирования, остальные учащиеся записывают решение в учебники.

  • Итак, проверим ваше решение.

Можно предложить учащемуся, выполнявшему задание у доски, прокомментировать свои действия.

  • Кто допустил ошибку?
  • В чем она?
  • Исправьте ошибки.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • Чему был посвящён сегодняшний урок? (Исправлению ошибок по изученным темам.)
  • Какие темы вы повторяли? (Сравнение выражений, решение задач на разностное сравнение, …)
  • Где и почему были допущены ошибки?
  • Удалось ли преодолеть затруднения? Как?
  • Оцените свою работу на уроке. Покажите цвет светофора, если:

в первой самостоятельной работе были допущены ошибки, и с ними не удалось справиться – красный;

в первой самостоятельной работе были допущены ошибки, но с ними удалось справиться во второй – желтый;

в первой самостоятельной работе не были допущены ошибки – зеленый.

  • Над чем на последующих уроках надо поработать?
  • Помог ли вам девиз урока?

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Регулятивные УУД

-определять план выполнения заданий под руководством учителя

-отмечать изменения в своих действиях,сравнивая свои сегодняшние и вчерашние достижения

-оценивать свою работу(желт.,красн. Жетоны,шкала оценивания)

Коммуникативные УУД

-работать в паре,

-участвовать в диалоге

-оформлять свою мысль в устной речи

-ориентироваться в учебнике

-задавать вопросы

-отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД

-выделять главное

-делать выводы в результате совместной работы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 1 класс, тема: "Кто такие звери?"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе УМК "Школа России", тема: "Кто такие звери?", с технологической картой к данному уроку....

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 2 класс, тема: "Дикие и домашние животные"

Работа содержит разрботку урока во 2 классе по предмету окружающий мир, по теме "Дикие и домашние животные", с технологической картой к данному уроку....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Открытый урок для учителей физической культуры Ленинского РМО г. Саратова. Технологическая карта проведения урока по лёгкой атлетике для учащихся 4 класса, октябрь 2014 года.

Тема:  Легкая атлетика. Повторение техники прыжка в длину с места, техники бега с высокого старта. Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей выносливости. Образовательн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. ТЕМА УРОКА "БУКВА Щ".

Разработка урока по теме "Строчная буква щ". Развитие навыка письма. Упражнения и задания на развитие речи....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...