ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Николаева Елена Николаевна

В статье обозначены  общие цели посещения музеев, тематических выставок и образовательных объектов школьниками начальной школы и способы их  реализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_ekskursionnoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Во вводной части статьи необходимо обозначить общие цели посещения музеев, тематических выставок и образовательных объектов школьниками начальной школы. Эти цели – получение дополнительной информации в рамках текущего образовательного плана с последующим интегрированием полученных знаний в общий учебный процесс. Говоря неформальным языком, подобные мероприятия не должны становится просто развлечением или носить формальный характер. Даже сама организация подобных посещений - это привлечение  дополнительных ресурсов учителя и школьного учреждения, которые не должны быть потрачены без смысла и без результата.

        Для того, чтобы мероприятие было органично встроено в процесс обучения, в идеальном варианте его нужно внести в годовой учебный план. Но даже если, по каким-либо причинам это сделать не удалось, оно должно быть проведено с учетом некоторых обязательных критериев. Вот эти критерии:

  1. Тема мероприятия должна соответствовать текущему учебному плану предмета.
  2. Мероприятие должно проводиться в части закрепления темы. Это связано с тем, что во время посещения ученики должны уже обладать определенными знаниями по теме посещения. Подобный подход обеспечит усвоение учениками большего количества информации во время пребывания, так как полученные на предыдущих уроках знания будут подкреплены с задействованием всех каналов восприятия. А также полученные до этого знания по теме помогут школьникам лучше ориентироваться в ходе экскурсии и осознанно воспринимать увиденное и услышанное.
  3. Перед посещением необходимо провести дополнительную подготовку к мероприятию, а после него обязательно проверить и закрепить полученные во время него знания и впечатления.

         Подготовка к мероприятию должна заключаться  в структурировании знаний по теме посещения. Обязателен предварительный разговор с учениками, во время которого необходимо не только выявить уровень знаний по теме посещения («Что вы знаете, о месте, в которое мы собираемся посетить?» и «Что вы знаете про тему нашего посещения?»). Педагогу необходимо также четко обозначить общую цель посещения («Мы идем в музей для того, чтобы…..»). Очень важно также провести среди учеников опрос с целью выяснить их ожидания от планируемого посещения. Причем не только узнать, что именно они ждут от посещения, но и какие именно вопросы их более всего интересуют. Эти вопросы можно предварительно зафиксировать, чтобы иметь некоторый план, который с успехом можно использовать в процессе организации собственно мероприятия.

        Составленный по итогам предварительной подготовки план можно с успехом использовать в процессе проведения мероприятия, задавая по его ходу дополнительные вопросы организаторам (экскурсоводу или иному представителю). Так как ученики от обилия впечатлений могу растеряться и забыть интересовавшие их вопросы. Важна и обратная связь. Во время посещения, учителю необходимо фиксировать для себя: какие именно, темы и формы мероприятия вызвали наибольший интерес у группы, и в каких именно сегментах темы общие знания группы больше или меньше. Полученную информацию затем необходимо проанализировать, чтобы использовать в учебном процессе.

        Работа по анализу и закреплению посещения мероприятия является последней, но очень важной частью проведения. Помимо анализа учителем полученной во время мероприятия информации, необходимо посвятить время учебного процесса тому, чтобы у учеников сформировались и закрепились четкие впечатления от посещения. Поскольку форма получения знаний была интерактивная, то логично закрепить их тоже в интерактивной форме. Поэтому помимо проведения беседы по итогам посещения будет очень эффективно применение одного или нескольких методических приемов: викторины посвященной мероприятию, конкурса рисунков или поделок, мини-олимпиады или даже создание презентации для учеников других классов или родителей.

        Встраивание подобных мероприятий в учебный план, грамотная и ответственная организация мероприятия педагогом, анализ полученных педагогом по ходу мероприятия дополнительных знаний по уровню ориентации учеников в теме – все это позволит не только максимально использовать затраченные на организацию ресурсы, но и воспринимать каждое проведенное мероприятие, как источник увеличения и коррекции методических инструментов педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе

Основные направления работы школы по сохранению здоровья учащихся...

Организация проектной работы в начальной школе

Доклад на тему: "Организация проектной работы в начальной школе"...

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

Основы экскурсионной работы в начальной школе.

В статье названы основные принципы  экскурсионной работы в начальной школе, в том числе, совместная работа с родителями....