Современные образовательные технологии в начальной школе.
статья (3 класс)

В статье представлены современная образовательная технология - ТРИИК. Применение технологии - ТРИИК на уроках в начальной школе способствует успешному формированию метапредметных, предметных и личностных умений у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx66.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Моисеева Людмила Николаевна,

                                                                     учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 527

                                                                      Невского района Санкт-Петербурга

Современные образовательные технологии в начальной школе

  Среди современных образовательных технологий в процессе обучения младших школьников популярна технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).

   С технологией развития информационно-интеллектуальной компетентности я познакомилась на курсах повышения квалификации, на которых преподавала Л. Г. Панфилова. Это было более 10 лет назад, с тех пор использую в своей профессиональной деятельности. Применение данной образовательной технологии способствует эффективному формированию и развитию метапредметных, личностных и предметных умений.

   ТРИИК нацелена на формирование личностных и метапредметных умений в процессе выполнения учебных заданий, таких как: слушать и слышать собеседника; адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия; учитывать разные мнения и действовать согласованно; строить монологические высказывания и вступать в диалог.

     Методологической основой данной технологии являются подходы: развивающий, системно-деятельностный, логико-информационный, компетентностный.  

    Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности представляет поэтапную организацию освоения учебной информации в рамках учебного процесса (схема ТРИИК).

I этап – самоопределение в деятельности;

II этап – учебно-познавательная деятельность;

III этап – интеллектуально-преобразовательная деятельность;

IV этап – рефлексивная деятельность.

Каждый блок представляет цикл (горизонтальная система) пошагового выполнения системы учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

  • на 1 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» – освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
  • на 2 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания» - обоснование приобретенного знания;
  • на 3 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения» - применение приобретенного знания и понимания;
  • на 4 шаге – организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель – установить степень освоения содержательного блока.

 Применение ТРИИК представлено в разработанной технологической карте: УМК «Перспектива». Русский язык. 3 класс. Тема: «Местоимение».

Представлен фрагмент урока русского языка (формат – технологическая карта)

3 класс

УМК «Перспектива»

Технологическая карта

Тема

Местоимение

Цель:

Задачи:

Сформировать представление о местоимении как части речи.

1. Ввести:

- нормы употребления местоимений в устной и письменной речи;

- способ замены существительного местоимением.

- нормы правописания местоимения с предлогом.

2. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о понятии «имя существительное». Изучение местоимения как части речи. Редактирование текста с использованием личных местоимений.

Термины и понятия

Личное местоимение, местоимение, морфологический разбор местоимения, нормы употребления местоимений с предлогами, способы замены повторяющихся слов местоимениями.

Планируемый результат

УУД

Личностные

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

-  желание помочь зарубежному другу

Метапредметные

Познавательные:

- раскрывать значение выражения «местоимение», «личные местоимения», «предлог», «замена существительного местоимением», и использовать его в активном словаре;

- определять необходимость употребления местоимений в речи и обосновывать своё мнение;

определять нормы употребления местоимений   с предлогами в речи и обосновывать своё мнение; 

- определять необходимость замены существительного местоимением и обосновывать свое мнение;

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебное действие с известным способом;

- выполнять учебное задание, используя нормы правописания;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные

 • рассказывать:

- о способах определения местоимения в предложении;

-  о роли местоимений в предложении;

- о способе замены существительного местоимением;

• определять и обозначать: - местоимение в тексте;

-  число личных местоимений;

-  род местоимений 3 лица единственного числа;

 • выполнять морфологический разбор местоимения;

 • писать предложения, заменяя повторяющиеся слова подходящими местоимениями и другими частями речи;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – «М. Пришвин «Золотой луг»»  

Окружающий мир

Тема – «Всемирные духовные сокровища».

 

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч. 2

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Электронный диск к учебнику УМК «Перспектива»

Интерактивный материал

Электронная презентация.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме.

Аня и Ваня получили письмо от друга из Англии, который недавно стал изучать русский.

Здравствуйте, Аня и Ваня!

Недавно был в зоопарке. Зоопарк бальшой. Там живёт много зверей. Звери разные. Видел белку. Белка пушыстая и рыжая. Белка прыгала с ветки на ветка, держал хвостом. Белка не упал. У белки на ушках кисточка. К белке не подойти.  Белка пуглива.

У клетки стоял павлин. Павлин разбросал красивый хвост.

Здесь жыл старый слон. Слон обедал. Сначала слон сел марковь, потом сено.

Есть зоопарк в Санкт – Петербург? Какие животные живут в этом зоопарке?

Аня и Ваня обрадовались письму иностранного друга, но поняли, что Макс еще плохо владеет русским языком.

Ребята, можем ли мы научить Макса говорить и писать на русском языке без ошибок?  

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание помочь зарубежному другу успешно пользоваться русским языком?

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь зарубежному другу успешно овладеть русским языком.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А.  Местоимение как самостоятельная часть речи

Цели:

• Актуализировать знания

о понятии «имя существительное»;

• Ввести понятие «местоимение», «личное местоимение»;

• Научить: 

- раскрывать значение выражения «местоимение» и «личные местоимения», использовать его в активном словаре;

- определять местоимения в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять различие существительного и местоимения, обосновывать свое мнение;

- рассказывать о способах определения местоимения в предложении;

- рассказывать алгоритм выполнения морфологического разбора местоимения;

- определять и указывать местоимение в тексте;

- определять число личных местоимений;

- определять род местоимений 3 лица единственного числа;

- выполнять морфологический разбор местоимения;

- определять части речи и писать слова в соответствующую группу;

- выполнять учебное задание, используя известный способ;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) с самопроверкой            

Назовите известные вам части речи.

Красивый, стулья, мальчик, и, в, рисует, окно, умная, над, пишет, оно, я.

Назовите слова, где вы затрудняетесь определить части речи.

Сообщение учителя

Слова я, оно являются местоимения. Местоимение - часть речи, которая заменяет имя существительное, указывая на предмет или лицо, но не называет его. Это значимая часть речи.  Например: Папа играет. Он музыкант. Миша рисует. Он художник.

Слова: «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «но», «они» называют личными местоимениями, потому что они указывают на лица, которые участвуют в речи.

Например: я пою, ты поешь, он поет.

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они.

Все слова отличные,

Важные и личные,

Это без сомнения, -

Всё местоимения.

Задание 2 (З)

Расскажите способ определения местоимения в предложении.

Задание 3(П)

Можно ли утверждать, что текст стихотворения не содержит местоимений? Обоснуйте своё мнение.

Навстречу солнцу и весне

И он, и ты, и я

Идём сегодня по стране,

Как дружная семья.

За то, друзья, мы так Отчизну

Любим, что на земле

Прекрасней всех она!

Задание 4 (У) с самопроверкой

Прочитайте слова и выпишите только те, которые являются местоимениями:

Праздник, прыгает, воробей, он, для, в озере, ах, дичь, мыть, яма, ты, второй, пони, оникс, мы, вы, глагол, я, лицо, искать.

Задание 5 (У) с взаимопроверкой

Проанализируйте предложения и определите, предмет, на который указывает местоимение в каждой паре предложений.

Ученик вышел к доске. Он хорошо подготовился к ответу.

Кошка была рыжая и пушистая. У неё родились красивые котята.

Задание 6 (У) с взаимопроверкой

Определите части речи и напишите слова по группам:

Существительные - …

Прилагательные - …

Глаголы - …

Местоимения - …

Посуда, погода, её, он, на, снег, я, умный, бежит, ученик, тебя.

Сообщение учителя

Личные местоимения бывают 1,2 и 3-го лица.

Местоимения 1-го лица называют говорящего - я, мы.

Местоимения 2-го лица позволяют обратиться к слушающему - ты, вы.

Местоимения 3- лица сообщают нам о ком-то - он, она, оно, они.

Местоимения имеют единственное и множественное число и изменяются по родам.

Местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам: мужской род - он, женский род – она, средний род - оно. Во множественном числе всех родов – они.

Личные местоимения имеют такой же род и число, как и существительные, которые они заменяют.  Например, Художник (ед. ч., м. р.) рисует картину. Он (ед. ч., м. р.) рисует картину.

Алгоритм морфологического разбора местоимения

Чтобы выполнить морфологический разбор местоимения, надо:

1. определить местоимение в предложении, поставив вопрос;

2. определить число;

3. определить род;

4. определить падеж.

Например, в предложении «Он растёт в лесу», «он» - местоимение, которое отвечает на вопрос «что?». Местоимение «он» в предложении имеет ед. число, мужской род, именительный падеж. Если оформлять морфологический разбор письменно, то писать его надо так: Он растёт в лесу. Он – мест., ед. ч., м. р., И. п.

Задание 7 (З) с взаимопроверкой

Расскажите о личных местоимениях.

Расскажите алгоритм морфологического разбора местоимения.

Задание 8 (П) с самопроверкой

Можно ли утверждать, что все местоимения имеют род и число? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли Аня определила род, число и лицо местоимений в тексте?  Обоснуйте свое мнение.

Верно ли Петя выполнил морфологический разбор местоимения? Обоснуйте свое мнение.

Закрой глаза, прислушайся. И ты (1л., ед. ч., ж. р.) услышишь мамин голос. Он (3 л., ед. ч., м.р.)  живет в самом тебе, такой знакомый и родной.

Задание 9 (У) с взаимопроверкой

Выполните морфологический разбор местоимения в каждом предложении.

Я нарисую белочку. А ты будешь рисовать?

Какую задачу вы решаете? Почему они улетают?

 Диагностические задания

 1. Выпишите из текста личные местоимения.

Навстречу солнцу и весне

И он, и ты, и я

Идём сегодня по стране,

Как дружная семья.

2. Спишите пары предложений, заменяя каждое выделенное существительное местоимением.

В траве спряталась сыроежка. – Сыроежка была крепкая и чистая.

На небе мерцали звёзды. – Звёзды переливались голубоватым светом.

3. Спишите предложения. Подчеркните местоимения.

Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи. Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «местоимение» и «личные местоимения», использовать его в активном словаре;

- определять местоимения в тексте и обосновывать свое мнение;

- определять различие существительного и местоимения, обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя известный способ.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные:

- рассказывать о способах определения местоимения в предложении;

- рассказывать алгоритм выполнения морфологического разбора местоимения;

- определять и указывать местоимение в тексте;

- определять число личных местоимений;

- определять род у   местоимений 3 лица единственного числа;

- выполнять морфологический разбор местоимения;

- определять части речи и писать слова в соответствующую группу.

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности позволяет концентрировать внимание обучающихся, развивает внимание, речь, логическое мышление, что позволяет младшим школьникам быть успешными в образовательном процессе, применять алгоритм ТРИИК и вне урока, т. е. способствует формированию метапредметных умений.

Литература

1. Матвеева Т. Е., Сапон С. А., Панфилова Л. Г. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности - современное средство для реализации требований ФГОС в школьном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54024.htm.

2. Панфилова Л. Г. Методическое обеспечение реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование». № 2.  2015. – С. 72-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В настоящее время в России идет становление новой  системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях....

Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС

презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....

Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Статья "Использование современных образовательных технологийв начальной школе" представлена мною на региональном семинаре для обобщения опыта работы....

Применение современных образовательных технологий в начальной школе.

Статья из опыта работы учителя начальных классов по теме : " Применение современных образовательных технологий в начальной школе"....

Применение современных образовательных технологий в начальной школе

       Традиционные методы обучения   в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  пришлось внедрять в свою практику инно...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...