Мозговой штурм
статья

Ибрагимова Елена Олеговна

Мозговой штурм в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozgovoy_shturm.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ибрагимова Елена Олеговна

Учитель начальных классов

СПб ГБПОУ «Академия танца Бориса Эйфмана»

Санкт-Петербург

Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта учителя начальных классов)

     Практически все методы обучения предполагают совместную работу учителя и учащихся. Для этого существует множество технологий, которые помогают выработать общую стратегию, позволяют принимать коллективные решения. Вот одним из вариантов такой технологии, которая позволит с краткие сроки выработать новую идею или принять коллегиальное решение, найти коллективный способ решения проблемы и является технология «мозгового штурма». По традиции эту технологии часто называют методом, хотя на самом деле «мозговой штурм» является формой работы.

      В чем суть технологии? Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Участников можно разбить на группы, выдвинув в каждой лидера, либо работать со всем классом. После постановки вопроса для начала все участники оценивают проблему, высказывают всю информацию, которой они владеют по данному вопросу. То есть на данном этапе идет  оценивание проблемы. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее).

     Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.

     На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются.  На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

     После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

     В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

    «Мозговой штурм» как метод обучения наиболее приемлем для групп, в состав которых входит не более 12 человек. Оптимальное время на проведение - максимум 30 минут.

Рекомендуется также при разделении класса учитывать личностные характеристики учащихся и объединять детей разного уровня подготовленности.

Необходимо отметить, что метод мозгового штурма имеет разновидности, так например, существует метод «Обратная мозговая атака». В этом методе обратным будет являться тема обсуждения, то есть предлагается решать не способы положительного решения, а то, как можно еще больше усугубить проблему, довести до крайности. Все это нужно тля того, чтобы данную проблему обозначить, выявить все ее недостатки, а после этого сделать все наоборот, то есть решить их.

Предложим возможные темы мозгового штурма для детей младшего школьного возраста.
Сначала приведены "классические" примеры, а в конце решения некоторых задач.
Примеры: 
1. Как спасти бездомных собак от голода?
2. Как можно измерить длину всех ужей на земном шаре? 
3. Каким образом можно обезопасить абсолютно всех пешеходов от падающего с крыши снега и сосулек?
4. Как спасти людей на улицах от невыносимой жары?
5. Как сделать так, чтобы никогда не ссориться с родителями?
6. Как можно спасти маленького медвежонка, который плывет на льдине по реке в ледоход?
7. Чем можно рисовать на стене?
8. Если тебе необходимо размешать сахар в бокале с кипятком, а у тебя нет ложки. Какие действия ты предпримешь?
9. Что произойдет в таком случае, когда слоны станут такого же размера как синие киты? (Высота слонов может достигать 5 м, а вес до 4,8 т, а длина китов достигает 32 м, а вес более 120 т.) 
10. Что произойдет, если у кенгуру в восемь раз увеличится длина ног?
11. Придумайте свой город будущего.
12. Что произойдет, если уничтожить всех лис?
13. Что произойдет, если в морях истребить всех дельфинов?
14. Придумайте млекопитающее с необычайными свойствами
15. Как спасти зайцу своих зайчат от хитрой лисы?
16. Как можно поздороваться с человеком?
17. Численность людей постоянно увеличивается на Земле. Однажды, придет такое время, кода на всех не будет хватать мест, а также воды и еды. Что делать?
18. Как достать балкона девятого этажа?
19. Как пройти в класс, не открывая ни одну из дверей?
20. Как украсить комнату к празднику?
21. Что необходимо положить в пирожное, чтобы она была очень вкусной?
22. Куда в классе можно спрятать машинку?
23. Куда я мог спрятать жвачку?
24. Как можно найти самого умного человека на Земле?
25. Какие 5-6 качества пернатых ты хотел бы иметь?

Задачи:
1. Вы уезжаете с родителями в отпуск на три недели. У вас есть комнатные цветы и их необходимо поливать. Что делать?
2. Как определить время, когда нет вокруг часов?

3. Что необходимо сделать, чтобы любимая игрушка никогда не терялась?
4. Перед вами стоит задача почистить изнутри извилистую трубу. Какие будут ваши действия?
5.попробуйте придумать какое-то свое, еще никому невиданное явление природы. Как можно себе помочь фантазировать?

А теперь рассмотрим достоинства и недостатки метода «Мозговой штурм».

Достоинства метода:
- Данный метод очень прост, так как может быть доступен и детям, и взрослым. Предварительного обучение детей – не требует. Исключение составляет только руководитель метода, который обязан знать всю теорию проведения.
- Это метод коллективного решения задач, поэтому появляется возможность развить идею друг друга.
- Данный метод, возможно, использовать с младшими школьниками ежедневно, так как дети получают возможность раскрепостить свое сознание, а также развить свое воображение.
- Есть возможность показать разносторонность ответов к одной задаче.

- Дети учатся высказывать свои идеи, не боясь ошибок и критики со стороны других участников.
- Есть возможность научить детей уважительно слушать друг друга, а также можно научить робкого, застенчивого ребенка, стать раскованным не боясь высказать свое мнение.
- Данный метод практически не требует от учителя каких-то предварительных подготовок к занятию.

Недостатки метода:
- Данный метод не пригоден для решения очень проблемных и трудных задач.
- Отсутствие критериев оценки силы решения.

- Метод не имеет конкретного алгоритма, который целенаправленно помогал двигаться к удачному решению проблемы
- Для того чтобы дети шли к правильному и сильному решению ими нужно управлять. Большая часть успеха зависит от руководителя данного метода.


Список использованной литературы:

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  2. Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010.  
  3. Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем, творим. -  Мозырь: ИД "Белый Ветер", 2006.
  4. Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Педагогический приём "Учебный мозговой штурм"

Темой данного мастер – класса выбрана презентация педагогического приёма «учебн...

Портфолио. "Мозговой штурм"

"Мозговой штурм" по теме "Портфолио" - отличное задание для проведения педсоветов и семинаров. Откуда пришло к нам это слово? Что оно означает? Для чего нужно?...

Мозговой штурм

Занимательная геометрия, мастер-класс для учителей начальных классов....

Мозговой штурм

Вопросы для игры:1. Знаете ли вы, что «граб – дерево, родственное берёзе». Назовите 4 русских слова, заменяя гласную букву   в слове «граб». (Грёб, гриб, гроб, груб)2. Назов...

Использование мозгового штурма в учебной деятельности

Использование метода критического мышления в учебно-воспитательной деятельности млдших школьников. Мастер-класс....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...

Ролевая игра « Тренинг мозгового штурма для детей» как метод воспитания.

Ролевая игра « Тренинг мозгового штурма для детей» как метод воспитания....