Проектная деятельность в малокомплектной начальной школе.
проект

Наумова Марина Александровна

Из опыта работы по использованию проектной технологии во внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов малокомплектной начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии во внеурочной деятельности   малокомплектной начальной школы.

             Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов. Есть школы, где отдельные классы могут отсутствовать вовсе.  

Малокомплектная школа реализует ФГОС в части воспитания и социализации школьников, находясь в трудных условиях, так как низкое количество учащихся в классах делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы,  поэтому важно найти  в данных условиях преимущества, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности. Решением данной проблемы может стать организация проектной деятельности   разновозрастной проектной группы.

      Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом, поскольку именно она предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.    Работать с малым количеством детей в классе просто не эффективно. Поэтому для более плодотворной работы, мы объединяем детей 1-4 классов, получается разновозрастная группа, в которой работать и интересно и эффективно. За основу организации внеурочной проектной деятельности мы взяли проектные задания и культурно-образовательные события.

       Разные дети, участвующие в проектной деятельности, имеют разные интересы. Именно поэтому такие проекты становятся более глубокими и широкими по мере разработки. Ведь решение любой – самой, на первый взгляд, простой проблемы зачастую обрастает целым букетом сопутствующих проблем. Причём и решаются они часто в различных плоскостях: кто-то силён в математике, кто-то в литературном чтении, а кто-то хорошо рисует.  Именно поэтому при разработке проектов приходится делать работу разноплановой. Одни проектанты занимаются поиском информации и исследованием, другие  рисуют, третьи сочиняют, а кто-то  помогает украсить зал к мероприятию или подготовить помещение к защите проекта. Одним словом, дело найдётся всем.

         Положительная сторона организации внеурочной проектной деятельности в разновозрастной группе, что учитель в малокомплектной школе знает всех детей в школе и знает,  на что способен каждый ученик.

       Большую роль в применении проектной технологии играют реальные практические результаты. И тут для сельской школы раздолье. Только оглянись: пруд, река, поля, овраги и  другие объекты потенциальных исследований.

У каждого в доме хозяйство, огород, сад – это и есть применение полученных знаний. Именно поэтому в малокомплектной школе есть огромные возможности для применения проектной технологии, использовать которые можно и на уроке и во внеурочной деятельности.  Поэтому, учитывая достоинства малочисленных классов, нужно найти способы решения вышеуказанных проблем через определение основных идей развития малокомплектной школы:

- идеи сотворчества педагогов, учащихся и их родителей через внедрение проектных технологий;

-  идеи взаимодействия детей разного возраста, которая предусматривает, организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов через внедрение проектных технологий во внеурочной деятельности.

          Характер проектной технологии в малокомплектной школе так же имеет свои особенности.  Основными направлениями являются:

- научно-исследовательское.  В малокомплектной школе основным условием создания проекта является заинтересованность учителя и реальные возможности школы.  Вопросы исследовательской деятельности формулируются при обсуждении проблемы.

- экологическое. Она может быть только практической. Только тогда каждый ребёнок сможет понять, что он может изменить окружающий его мир: вырастить дерево, посадить цветок, просто не дать погибнуть птицам от голода – повесив кормушку. Это под силу всем.

- творческое. В творческой работе горизонты проектной деятельности очень широки. Постановка спектаклей, подготовка праздничных концертов, участие в творческих конкурсах и т. п. Кроме всего этого презентация любого проекта сопровождается парадом талантов, которые  невозможно представить без песен, сценок, рисунков, плакатов и тому подобного.

- интеллектуальная деятельность учащихся. Сам ученик, используя различные источники информации, отвечает на вопросы заданий. Роль педагога и здесь значительна: помощь в поиске источников информации, контроль  за выполнением работ, информация об условиях проекта или конкурса.

- игровая деятельность;

- социальная деятельность.

Проекты, которые были реализованы мной с  учащимися нашей малокомплектной начальной школы.

  1. Социальный проект « Безопасное дорожное движение – главное для детей умение»
  2. «Расти здоровым!»
  3. «Времена года»
  4. «Помоги птицам!»
  5. «Цветы для мамы»;
  6. «Будем помнить и дорожить!». 
  7. Экологический проект «Мусор и его вторая жизнь»и др.

        На последнем  я хотела бы остановиться и рассказать, как я строю внеурочную работу над проектом в малокомплектной начальной школе. Это экологический проект «Мусор и его вторая жизнь». На примере этого проекта  дети отрабатывали навык постановки задач, разработки этапов проекта. Этот проект послужил в дальнейшем базой для организации и проведения следующих проектов.

Цель проекта:

  • сформировать сознательное отношение детей и  взрослых к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении;
  •  научить через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.

В исследовательском проекте участвовали все классы с классными руководителями и родителями

            На подготовительном этапе разработала и провела классные часы совместно с классными руководителями и родителями: «Жалобная книга природы»,  «Давайте сохраним природу вместе», «Я и мусор», главная цель которых - заинтересовать детей проблемами экологии; выяснить, что дети знают о природе;  учить детей быть чуткими, добрыми, внимательными к окружающему миру. Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор», позволил ученикам понять, почему же увеличивается количество бытовых отходов?        

            Чтобы привить начальные навыки самостоятельного ведения наблюдений и умение их фиксировать, рассматривали фотографии с видами села, участвовали в субботниках на территории школы и села с привлечением родителей .  Экскурсии по селу  дали возможность  понаблюдать  за выбросом и вывозом  мусора.

          Исследовательский этап начали с поиска и обработки информации по группам:

1 группа – «Сроки разложения бытовых отходов» (1,3 класс – 5 учащихся)

2 группа – «Способы  борьбы с мусором» (2 класс – 6 учащихся)

3 группа – Социологический опрос «Как жители нашего села борются с мусором»: анкетирование учеников и родителей , опрос взрослого населения села (4 класс – 7 учащихся). Каждая группа совместно с классным руководителем изучала и анализировала литературные источники и информацию  в сети Internet по своим темам.

         На обобщающем этапе заслушали выступления каждой группы и обсудили полученные результаты. По результатам беседы  разработали буклет «Давайте сохраним нашу планету»  и раздали её взрослому населению нашего села. Беседа о вторичном использовании мусора и мастер – класс «Вторая жизнь упаковки» позволили   ребятам узнать  о том, какие интересные вещи можно смастерить из мусора. Ребята сами захотели что-нибудь сделать,  и на завершающем этапе  мы объявили конкурс «Вторая жизнь мусора».

                    Чтобы все  могли увидеть  работы, выполненные учащимися, организовали выставку «Поделка из мусора»  и показали её жителям нашего села. А учеников наградили грамотами.

        Работая над другими вышеназванными проектами, также проводилась разноплановая поэтапная работа с разновозрастной группой учащихся.

         Занятия внеурочной деятельности  по программе «Мир, в котором мы живём» с использованием проектной технологии помогли достичь следующих результатов:
- повысился познавательный интерес учащихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность;

- исчезла боязнь неправильного ответа.
         В то же время работа над проектами с детьми младшего школьного возраста ещё связана с определёнными трудностями:
- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.

         Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Выполняя различные проекты по программе   дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу.

           Внеурочная деятельность позволила родителям стать активными участниками образовательного процесса. Сформировались межличностные отношения и совместная деятельность между педагогами, учащимися и родителями. Родителей мы включили во все дела, все замыслы школьной жизни и в первую очередь во внеурочную деятельность.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Материал может быть интересен  учителям начальных классов....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе и ее роль в формировании УУД

Анализ проектной деятельности на уроках в начальной школе...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе

Статья содержит определение, этапы проектной деятельности....

СПРАВКА по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе

СПРАВКАпо  организации проектной  деятельности учащихся  в начальной школеЦель проверки: определение уровня организации проектной  деятельности   учителями  начально...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...