Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
статья

Татьяна Владимировна Валова

Использование современных образовательных технологий в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в начальной школе.

Работа современной школы нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?

Конечно же-умением учиться. Прежде всего,  у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом говорят государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы из реализовывать,  необходимо  изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные  образовательные  технологии.

Общая идеология стандарта , нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования  и на отбор образовательных технологий.

  1. Проектная деятельность.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержки и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт, а также прохождения следующих этапов деятельности:

  1. Принятия решения о выполнений какой-либо деятельности(подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
  2. Формулирование целей и задач деятельности.
  3. Составление плана и программы.
  4. Выполнение плана.
  5. Презентация готового продукта.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей. Проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов-далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

  1. Информационные и коммуникативные технологии.

Информатизация образования-это приведение системы образования в соответствии с потребностями и возможностями информационного общества.

Образовательная деятельность на основе ИКТ:

  • открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
  •  инструменты «взрослой» информационной деятельности,
  • среда информационной поддержки  учебного процесса,
  • гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
  • современные системы управления учебным процессом.

В качестве ведущих направлений использования ИКТ  на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:

  • формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания  и хранения;
  • освоение информационных и коммуникативных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с обще пользовательскими  инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами);различными мультимедийными источниками; некоторыми  инструментами коммуникации  (прежде всего Интернетом).
  1. Технология проблемно-диалогического обучения.

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

•        создание проблемной ситуации,

•        формулирование учебной проблемы,

•        актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,

•        поиск решения проблемы, открытие нового знания,

•        применение нового знания,

•        выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

4.        Технология работы с текстом

         Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.

Цель технологии – полное понимание текстов.

Средство – три этапа работы с любым текстом:

1.        до чтения текста – просмотровое чтение;

2.        во время чтения текста – изучающее чтение;

1.        после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.

Полное понимание текста это вычитывание трех видов текстовой информации:

•        фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);

•        подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);

•        концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

5.        Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.

Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.

6.        Технология развития критического мышления

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

         Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.

7.        Игровые технологии

Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:

•        осваиваются правила поведения и роли в группе;

•        рассматриваются возможности самих групп;

•        приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

•        накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

•        накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.

Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

•        находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

•        анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.

•        сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;

•        выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

8.        Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми

Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, – я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

и я научусь". (Конфуций)

Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

9.        Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

10.        Здоровьесберегающие технологии.

Проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие вспортивных соревнованиях школы и района, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «У теленяньки дитя без друга», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

11.        Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

•        для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);

•        в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок- это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Статья "Использование современных образовательных технологийв начальной школе" представлена мною на региональном семинаре для обобщения опыта работы....

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе»

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта...

Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Использование современных бразовательных технологий в начальной школе ( конспекты уроков и внеклассных мероприятий)....

Доклад на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в начальной школе"

Доклад зачитан на заседании методического объединения учителей начальных классов и описывает различные способы использования современных образовательных технологий на уроках в начальных классах...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...