Статья "Театрализация - как форма внеурочной деятельности общекультурного направления"
статья

В данной статье рассматривается такая форма огранизации внеурочной деятельности, как театрализация. Что понимается под понятием "театрализация" и как реализовывать эту форму во внеурочной деятельности. Краткие этапы реализации рассмотрены в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

С введением ФГОС НОО реализация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении является обязательной. Главная особенность внеурочной деятельности – её отличие от урочной. Внеурочная деятельность может осуществляться по пяти направлениям: духовно-нравственному, общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному, спортивно-оздоровительному. Реализация общекультурного направления во внеурочной деятельности создает благоприятные условия для формирования основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармонического развития личности. Одной из форм реализации общекультурного направления внеурочной деятельности может быть театрализация.

Театрализация – это включение в деятельность обучающихся театрального искусства: постановка сценок, спектаклей, инсценирование, драматизация, чтение по ролям и др. Эта форма полностью соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего школьного возраста.

Театрализация способствует не только развитию творческих способностей детей, но и развитию некоторых качеств личности, в том числе нравственных. Кроме того, обучающиеся обращаются к дополнительной литературе, что организует серьёзную умственную деятельность обучающихся, создаёт условия для самообразования.

Приёмы театрализация тренируют воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной деятельности, активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого участника деятельности. Эта форма организации внеурочной деятельности даёт возможность каждому участнику почувствовать себя субъектом творческой деятельности. Эта форма развивает творческие черты личности и помогает ребёнку раскрыться в социуме. Однако следует помнить, что театрализация требует подготовки не только обучающихся, но и учителя.

В связи с этим при реализации программы по внеурочной деятельности в форме театрализации следует помнить об этапах театрализации. Начинать занятия лучше с погружения в тему «Театра», т.е. знакомство с историей театра, с тем, что такое театр, какие бывают театры и т.д. Далее следует обратить внимание на составляющие театра: расположение мест в зрительной зале, знакомство со сценой театра. Очень важно при знакомстве с профессиями в театре придать значимость каждой из них, т.к. при дальнейшей работе, не все дети могут захотеть быть актёрами, кто-то может выбрать иную роль для постановки.

Погрузившись, в мир театра, получив необходимые знания о театре, нужно переходить к актёрским, речевым и пластическим тренингам – провести работу с актёрами. Не стоит забывать и о других профессиях в театре, которые выбрали дети, с ними так же нужно провести предварительную работу.

После нескольких занятий, направленный на раскрепощение на сцене, на проработку речевого аппарата, на перевоплощение, можно переходить к выбору материала для детей. При выборе материала нужно опираться на потребности детского коллектива, потребности детской души в данный отрезок времени. И тут уже начинается непосредственно искусство, детское творчество. Ребята могут сами превратить текст произведения в сценарий. Распределять роли между актёрами должен учитель, чтобы избежать конфликтов. Далее каждый человек выполняет ту роль, которую выбрал изначально. Начинаются репетиции.

После достаточного количества репетиций и генерального прогона можно приглашать зрителей и показывать общее детское творчество – спектакль. Если есть возможность, зрителям можно дать слово после просмотра. И обязательно после спектакля (возможно на следующий день, т.к. сам спектакль отнимает очень много сил, как физических, так и эмоциональных) стоит обсудить с детьми их ощущения, их оценку собственного творчества и, конечно, не нужно забывать про то, что это важное событие для детей стоит отпраздновать, наградить каждого за вклад в общее дело.

Театрализация играет важную роль в реализации общекультурного направлении во внеурочной деятельности младших школьников и должна активно использоваться учителями.

Таким образом, театрализация может выступать активной формой реализации общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. При соблюдении этапов театральной деятельности ребёнок получает возможность реализовать свой творческий потенциал, экспериментировать, примерять на себя различные роли, в том числе и социального характера, развивать свой активный словарь, навыки общения, а также успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиями окружающего его мира. Театрализация служит средством обучения и развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебная бумага" (2-3- 4 классы)

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"

Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Закулисье"

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Закулисье" 1- 4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»

Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...