Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Закулисье"
рабочая программа на тему

Глазкова Светлана Леонидовна

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Закулисье" 1- 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАКУЛИСЬЕ»

« Вы никогда не думали, как было бы

хорошо начать создание детского театра

с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением

есть у каждого ребёнка.

Эта страсть перевоплощаться

у многих детей звучит ярко, талантливо,

 вызывает подчас недоумение

у профессиональных артистов.»

                                                                                                          К. С. Станиславский.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального  общего образования второго поколения и разработана на основе программы внеурочной деятельности авторы Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Любительский театр», Москва «Просвещение», 2011 год.

Отличительной особенностью данной программы  является синтез типовых образовательных программ по всеобщему  и специальному театральному образованию  и современных образовательных технологий.

Актуальность. В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

1.Социализация:

  • развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
  • активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
  • развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.

2. Эмоционально - личностная сфера:

  • коррекция страхов;
  •  овладение навыками внутреннего раскрепощения;
  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
  • развитие воображения;
  • развитие драматургического мышления.

3.Технические навыки:

  • формирование грамотного звукоизвлечения и звукопроизношения:
  • обучение владению  навыками правильного дыхания;
  • обучение владению навыками верной артикуляции;
  • обучение владению навыками дикционного звукопроизношения.

4. Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком:

  • обучение навыкам игры с собственным ребенком;
  • изменения отношения к собственному ребенку через игру/в сторону понимания и принятия/;
  • развитие  творческих способностей взрослых;
  • вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.

          Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Темы разделов программы  повторяются в каждом классе, но при различном количестве часов, отведенных на изучение раздела. Изучение тем происходит на различном уровне сложности, с разным объемом информации, подбором творческих заданий. С каждым годом обучения наблюдается углубление познания. Большая роль в курсе «Закулисье» отводится регулярному тренингу, который проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Тренинг широко использует элемент игры. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

     Программа предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами как литературное чтение (изготовление декораций для постановок сказок), математика (расчет необходимых размеров, построение геометрических фигур), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания детей в области истории возникновения ремесел, материалов и инструментов, в области экономики (работа в группах с распределением обязанностей, реклама изделий собственного производства).

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 года, 270 часов (2 часа в неделю).

1 класс – 66 ч.; 2-4 классы – по 68 часов.

Продолжительность занятия: 35 минут.

          Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены. Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музей,
  • спектакли,
  • праздники.

Средства:

- иллюстрации и литература;

- аудио и видеозаписи (использование технических средств).

Формы контроля:

  • -постановки театральных пьесок, пьес, спектаклей;
  • -создание классного мини-театра;
  • -участие в конкурсах чтецов, в конкурсах инсценирования военной песни;
  • -изготовление декораций  к постановкам;
  • -выступления на классных утренниках, школьных, городских мероприятиях, в детских садах;
  • -анкетирование родителей, учащихся;
  • -создание портфолио личных достижений учащихся.

        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  •  чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  •   наизусть 10 стихотворений русских  авторов.

Учащиеся должны уметь:

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

    В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются  по трём уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний):  овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): 

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

      Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия):

приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название разделов

Всего часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

 Вводные занятия

3

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1

-

2.

 Театральная игра

8

8

8

8

4

4

4

4

4

4

4

4

3.

 Культура и техника речи

8

10

9

7

2

4

4

3

6

6

5

4

4.

 Ритмопластика

8

9

9

10

3

3

4

4

5

6

5

6

5.

 Основы театральной культуры

8

8

8

8

4

4

4

4

4

4

4

4

6.

 Работа над спектаклем, показ спектакля

29

29

30

31

10

10

10

10

19

19

20

21

7.

 Заключительное занятие

2

2

2

3

2

2

2

3

-

-

-

-

 Итого:

66

68

68

68

26

28

29

29

40

40

39

39

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводные занятия  

 Знакомство с коллективом проходит в игре «Круговорот». Знакомство ребят с

программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда.  В

конце занятия – игра - экспромт: «Репка». Беседа о театре. Значение театра, его отличие от

других видов искусств.

Театральная игра 

Ориентировка в пространстве, равномерное размещение на площадке, построение

диалога с партнером на заданную тему; развитие способности произвольно напрягать и

расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развитие

зрительного, слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления,

фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству; упражнение в четком

произношении слов, отработка дикции; воспитание нравственно-эстетических качеств.

Ритмопластика 

       Ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие

развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности

телодвижений. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Развитие умения

произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать

согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развитие

координации движений; запоминание  заданной позы; развитие способности искренне

верить в любую воображаемую ситуацию; создание образов животных с помощью

выразительных пластических движений.

Культура и техника речи

      Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной

интонации, логики речи; творческой фантазии; сочинение небольших рассказов и сказок,

подбор простейшей рифмы; произношение скороговорок и стихов; тренировка четкого

произношения согласных в конце слова; пополнение словарного запаса.

Основы театральной культуры

      Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией

театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального

искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя); воспитание культуры

поведения в театре.

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)

      Работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Сочинение этюдов по

сказкам, басням; развитие навыков действий с воображаемыми предметами; нахождение

ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом; развитие

умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные

состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно,

осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса, образного строя речи.

Показ спектакля.

Заключительное занятие

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.

  1. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2004.
  2. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.
  3. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
  • Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья.
  • Усачёв А.А. Жили-были ёжики.
  • Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
  1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Рассказы Н. Сладкова о животных.
  3. Русские народные сказки о животных.
  4. Скороговорки, пословицы.
  5. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой.
  6. Хрестоматия для учащихся начальных классов.
  7. Художественные произведения русских и зарубежных писателей.

Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых.

  1. Безымянная. О. С., Школьный театр, М., Вако,2011.
  2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
  3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011.
  6. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
  7. Ершова А.П. Уроки театра в школе.
  8. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен  – М. АСТ; СПб: Сова, 2010.
  9. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
  10. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003.
  11. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002.
  12. Луценко А.В., Никитина А.Б.,  Клубков С.В., Зиновьева М.А.  Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М., 2006.
  13. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 288 с.: ил..
  14. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
  15. Чурилова Э.Т. Методика и  организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011.
  16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.,2005.

2.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. DVD-  плеер.
  3. Интерактивная доска.
  4. Мультимедийный проектор.

3.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Диски с детскими песнями.
  2. Презентации с текстами речевых разминок.
  3. Диски с текстами по сказкотерапии.
  4. Интернет ресурсы.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие. Знакомство. Чем будем заниматься на кружке.

1

2.

Путешествие по театру. Знакомство детей с особенностями театра как вида искусства

2

3.

Действительность и образ

2

4.

Мир народных образов

3

5.

Фантазия и образ

2

6.

Ассоциации

2

7.

Художественная мастерская

2

8.

Слово – звук - пятно

2

9.

Линия – мелодия - движение

2

10.

Ритм в жизни и в искусстве

2

11.

Пауза

2

12.

Настроение человека в искусстве

2

13.

Слово – лад - колорит

2

14.

Настроение природы в искусстве

2

15.

Разыграй настроение

2

16.

Играем сказку

3

17.

Зал хороших манер. Встреча.

2

18.

Прощание

2

19.

Беседа

2

20.

Общение

2

21.

Идём в гости

2

22.

Развлечения

2

23.

Зал вздохов. Короткое и длинное

2

24.

Дыхание и звук. Объёмы

2

25.

Дыхание и жест. Прерывность

2

26.

Поющая тишина

2

27.

Театральная импровизация

2

28.

Правда и фантазия

2

29.

Мудрость добра

2

30.

Иносказание

2

31.

Театральная импровизация

4

32.

Итоговое занятие

1

2 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие. Театральная игра

2

Знакомства. Наблюдения

4

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика

6

Телодвижения. Таинственное превращение

4

Общение. Речевые ситуации

4

Развитие памяти, внимания

4

Твори, придумывай, импровизируй

4

Текст. Виды текстов

4

Басня. Чтение

4

Чтение по ролям

4

Загадки

4

Кукольный театр

4

Что ты слышишь? Игра «Чей голос?»

4

Веселые обезьянки. Тень

4

Запомни фотографию. Кто во что одет?

4

Заключительные занятия

6

Урок-концерт

2

3 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие. Театральная игра

2

Упражнения с предметами

4

Упражнения со стульями. Передай позу

4

Игры. Эстафеты. Жесты. Мимика

5

Телепаты. След в след  

3

Телодвижения. Таинственное превращение

4

Дружные звери. Воробьи-вороны  

3

Приветствия

3

Средства общения. Для чего люди общаются?

3

Вежливая речь. Умей вежливо отказать

4

Загадки. Кроссворды. Чайнворды

3

Диалог. Монолог

3

Рассуждения

3

Поздравления. Сочиняем поздравления

4

История театра

3

Устройство зала

3

Создатели спектакля: художники в театре

3

Запомни фотографию. Внимательные матрешки

3

Тень. Поварята

4

Урок-концерт

2

Мини-спектакль

2

4 год

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Вводное занятие

1

Текст

3

Виды текстов

3

Поздравления. Сочиняем поздравления  

4

Сочинения. Личное письмо

4

Рассуждения

3

Слова. Басня о ПДД

4

Летает -не летает. Растешь -не растешь

3

Живой телефон. Есть или нет?

3

Учимся говорить красиво

5

Слова, слова, слова …

3

Приветствия

4

Вежливая речь

3

Развитие памяти и внимания

4

Загадки-описания

3

Сила воображения

4

Кукольный театр

6

Теневой театр

4

Урок-концерт

2

Мини-спектакль

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Волшебная бумага" (2-3- 4 классы)

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"

Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»

Программа для внеурочной  деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Страницы русской культуры"

В основу программы заложена идея реализации объективно существующего единства форм искусства: художественное восприятие, художественное выражение (язык вокального, поэтического и фольклорного искусств...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.

Согласно новому ФГОС ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...