Дифференцированное обучение в начальной школе: проблема создания учебных групп.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дифференцированное обучение в начальной школе: проблема создания учебных групп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannom_obuchenie.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП.

Андреева А. М.

Актуальные методики начального образования формируются в первую очередь из задачи личностного развития ученика на базе процесса обучения. В первую очередь нужно обеспечить желание и заинтересованность у младшего школьника. Но возникает проблема, состоящая в том, что более «сильные» ученики теряют интерес к обучению, не получая задания по их уровню развития. Решением является индивидуальный подход к ребенку. Одним вариантом такого подхода является дифференциация обучения. Дифференцированный учебно-воспитательный процесс – это обучение, которое учитывает индивидуальные уровни развития обучающихся.

При дифференцированном обучении младших школьников возникает необходимость в постановке правил дифференциации и ее реализация в классной и домашней работе, а также создания оптимального баланса в содержании методики в преподавании отдельных предметов.

Реализация дифференцированного обучения состоит в разработке заданий, которые разделены на уровни.

Для примера приведем реализацию дифференцированного обучения чтению. Стоит отметить, то педагог должен иметь представления о фактическом уровне развития каждого ученика для того, чтобы качественно внедрить дифференцирование в свой учебный процесс. Это может быть началом реализации дифференциации в обучении чтению, в конечном итоге которого будет проводится мониторинг интеллектуальных и физиологических способностей обучающихся и диагностика предметных достижений.

Деление класса на уровни безусловно считается негласной и может меняться в процессе обучения. Если обучающийся имеет положительную динамику развития навыков, то такой факт является основанием для перевода его в другую группу и наоборот. Хорошим способом контроля разных групп является названия, которые в тоже время не обусловлены уровнем развития. Это могут быть названия животных («Белки», Котята»), цвета («Желтые», «Белые») и др. При выборе названия стоит брать во внимание возраст и желание обучающихся. Для первого класса лучше всего подойдут названия сказочных героев или игрушек. Для более старших можно использовать более абстрактные названия. Наименование групп сохраняется на несколько уроков, а затем их можно поменять.

Реализация педагогом дифференциации обучения состоит из нескольких этапов:

  1. Нахождение признака, по которому будут выделяться группы.
  2. Реализация мониторинга по выбранному признаку.
  3. Распределение обучающихся.
  4. Разработка комплексных занятий.
  5. Реализация дифференцированного подхода в процессе обучения.
  6. Мониторинг состава групп.

Мощно привести слова К. Д. Ушинский который пишет, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже опасно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения.

В заключении, сформулируем три основных категории обучающихся. В первую категорию входят дети, которые успешно усваивают материал на уроке, способны самостоятельно применять полученные навыки в короткие сроки.

Во вторую категорию относятся обучающиеся, которые усваивают полученные знания после повторения. Могут применять полученные знания в новых условиях.

Наконец, в третью группу относятся ученики, которые не могут освоить всю программу. Они могут использовать полученные знания только через длительный период повторения.

В процессе дифференцированного обучения домашняя работа является прямым продолжением работы в классе. Она также состоит из уровней, в зависимости от группы обучающегося.

Дифференцированного обучения – это важная методика обучения. Она позволяет индивидуализировать урочный процесс и выделить творческие и умственные способности каждого ученика, что в свою очередь ведет к повышению качества обучения.

  1. Хабибуллина, Ф. Г. Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11692/ (дата обращения: 22.12.2020).
  2. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А) — М.: Модэк МПСИ, 2004.
  3. Успешный ученик. Проблемы дифференцированного обучения: материалы научно-практической конференции 20 апреля 2006 г. / под. ред. Еремеевой В. Д., Пановой Н.В. / спб. АППО 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

В современной школе необходимо создать условия  для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...

дифференцированное обучение в начальной школе

Чтобы  предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установит...

Статья :"Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС"

Использование технологии дифференцированного обучения.Знакомство с методами такой технологии на уроках, плюсами и минусами....

Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение в начальной школе"

 Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационны...

Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....

Презентация к выступлению Тема: «Дифференцированное обучение в начальной школе»

В докладе расскрывается вопрос  Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...

Доклад на тему : «Дифференцированное обучение в начальной школе»

В докладе расскрывается вопрос  Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Приводятся примеры заданий  разноуровневого обучения....