Описание собственного педагогического опыта
статья

Николаева Светлана Александровна

ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НИКОЛАЕВОЙ С.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание

педагогического опыта

учителя начальных классов

Николаевой Светланы Александровны

Я, Николаева Светлана Александровна, 1961 года рождения, в 1980 году окончила Зубово-Полянское педагогическое училище по специальности «Преподавание  в начальных классах общеобразовательной школы »,  в 1985 году - МГПИ им. М.Е. Евсевьева по специальности «Математика».

Общий педагогический стаж работы – 40 лет, в должности учителя начальных классов – 40 лет. Работаю в   МБОУ «Зубово - Полянская гимназия» с 2003 года. Имею высшую квалификационную категорию.

С 2003 по 2012 год работала по дидактической системе развивающего обучения академика Л.В. Занкова,  в настоящее время – по  УМК «Школа России».

Тема опыта

 Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою    успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Именно поэтому педагогическая проблема, над которой я работаю  «Проектная технология как средство развития индивидуальности обучающихся». 

Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, который способствует формированию практических умений и навыков.

Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающихся базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.

Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

Теоретическая база опыта

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь

В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.  Со временем идея метода проектов претерпела изменения. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.

В практике современного российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (Ступницкая М.А., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.,. Полат Е.С, Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. и др.).

Теоретическую основу опыта составляют:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А.Плешаков, М.И.Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

4.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

5. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

6.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

7.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Стандарты второго поколения).

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

В наше время проблема развития индивидуальности обучающихся получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Для развития интеллектуально-творческих способностей необходима высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен  поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Проект - есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. 

Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов

Работать над проектом  способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.  И эта задача падает на плечи взрослых.

Приобщение детей к  проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.  Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно  решить, строя учебный процесс на основе проектного обучения.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность.

 Развитие проектной деятельности в начальной школе уже заложено в учебниках УМК «Школа России». В первом классе происходит подготовка к проектной деятельности и поэтому более приемлема коллективная форма работы, где участниками проекта становится весь класс. На уроках технологии  были выполнены проекты  «Осенний урожай», «Украшаем класс к новому году», «Чайный сервиз». Выполняя проект «»«Осенний урожай»,  каждый ребёнок выбрал, какое изделие будет лепить из пластилина. В конце урока, дети рассказывали,  какие фрукты и овощи вылепили. Итогом работы стала выставка. При выполнении проекта «Украшаем класс к новому году», по шаблонам на уроке  сделали новогодние игрушки и после ими украсили класс и ёлку. Дети были очень довольны своей работой.

 Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями. Так, по предмету «Окружающий мир» в 1-ом классе ученики выполняют проекты по темам «Мой любимый город», «Моя малая родина», «Моя семья», «Мои домашние питомцы», составляя  фоторассказы с подписями, в которых выражают свое отношение к окружающему. Такая работа развивает в ребенке способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личный потенциал. Надо отметить, что рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста при выполнении проектов нельзя — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, в подготовке к проектам активно принимают участие родители.  Защита проектов проходит в классе в виде выставок работ, небольших докладов, оформление стенгазет и праздников. Так выполняя проект по математике «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках», всем классом составили книгу. Каждый ребёнок (конечно, с помощью родителей)  выполнял определённую работу: 1 группа - собирала информацию, 2 группа – рисовали рисунки, 3 группа – оформляла книгу

         Во 2 классе ребята становятся уже более самостоятельными при подготовке к проектам, у них начинают формироваться общеучебные исследовательские умения и навыки, появляется  дух соревновательности и ответственность. Детям очень понравился проект по математике «Оригами», где дети познакомились с японским  с искусством «оригами».  Одна группа искала информацию об оригами, а многие делали фигурки – оригами.

 Приведу примеры сообщений детей: «Я подготовила  проект на тему «Оригами» . Я хочу рассказать где возникло оригами.

Оригами — искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания из листа без ножниц любые фигурки.

Родина  оригами -  Япония. На японском языке ОРИ – сгибать, ГАМИ – бумага.  Если сложить два слова, получится ОРИГАМИ - сгибать бумагу, или работать с бумагой.

Оригами появилось почти одновременно с появлением бумаги в Японии. Японцы первыми догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи.

Мне понравилось работать над проектом, я познакомилась с основными приёмами изготовления поделок в технике оригами. »,

«Я хочу рассказать о японском  мастере  Йошизава Акира.

С помощью условных знаков, которые создал Йошизава Акира можно зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.     Акира изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок.  Вот некоторые условные обозначения. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал много интересного, познакомился с  азбукой оригами.»,

«Во время работы над проектом, я нашёл интересную историю о журавлике и японской девочке.  Я заинтересовался   этой  историей. И мне захотелось рассказать историю Садако  Сасаки -  японской девочки из Хиросимы.  

Жила-была японская девочка Сасаки  Садако. Когда на Хиросиму сбросили атомную бомбу, ей было всего 2 года. ……Белые журавлики не смогли победить страшную болезнь, не смогли спасти жизнь Сасаки  Садако.  Так бумажный журавлик стал символом мира. А весь мир узнал об оригами. В Хиросиме воздвигнут памятник маленькой школьнице по имени Садако Сасаки».

На уроках  выполняем  мини-проекты. На уроке русского языка выполняли проект«Семья слов», «Имя прилагательное в загадках». Учащиеся придумывали загадки, находили в них имена прилагательные, рисовали к загадкам картинки.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей

Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя и родителей). Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы  творческие проекты.

         В процессе работы над проектами могут возникнуть трудности объективного характера. В этом случае необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”. Во 2 классе дети вместе с родителями выполняли проект «Моя родословная»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.  На уроке математики познакомились с японским  с искусством «оригами». Дети многие делали фигурки – оригами, некоторые искали информацию.

        На уроках окружающего мира учащимися  были выполнены проекты: «Школа кулинаров», «Богатства отданные людям», «Красная книга». Дети с удовольствием выполняли проекты «Деревенский  дворик», «Моя семья», «Письмо Деду Морозу» и другие.

При выполнении проекта «Тайна имени» ребята рассказали о происхождении своего имени, дополняли рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя.

Также на уроках были выполнены проекты:

-«Экономика родного края»

-«Составляем орфографический словарь»

-«Рассказ о слове»

-«Рифма»

-«Профессии»

-«Родной город»  и другие.

            В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к работе над проектами.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Итогом проведенной работы является  то, что дети учатся  самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.

Мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектах учащихся.

В  течение  нескольких  лет,  мне  удалось  добиться  позитивных  результатов,  которые  отражаются,  в первую  очередь, во  внеурочной   деятельности  учащихся.  Мои  ученики  принимали  участие:

- Межшкольная научно- практическая  конференция «Война глазами детей»;

-  Межрегиональный  конкурс творческих работ учащихся «Великая отечественная война глазами детей XXI  века  «Помните ! Через века, через года,- помните!...»

-  Межшкольная  научно- практическая  конференциия  «История, культура и традиции земли Зубово - Полянской»;

 -  Межшкольная  научно- практическая  конференциия  исследовательских  работ  «Моя  малая  родина: природа, культура, этнос»;

- Межшкольная  научно- практическая  конференциия  исследовательских и проектных работ обучающихся начальных классов «Любознайка»

-  Конкурс  «Защитим лес»  Номинация «Творческая  работа»;

-  Районный  конкурс «Новогодняя открытка» в номинации «Зимняя фантазия»;

-  ХIХ и XX Международный творческий    фестиваль  «Рождественская  звезда»;

- Конкурс детского рисунка «Этот день Победы»

-Районный конкурс «Калейдоскоп профессий» в номинации  «Конкурс рисунка и плаката»

- Районный историко – патриотический  конкурс, посвящённый памяти святого праведного воина Фёдора Ушакова «Наш святой»

- Участие в Республиканском конкурсе-проекте «Покорми птиц»

-конкурс сочинений «Война в судьбе моей семьи»  в рамках заключительного этапа  Международного проекта «Они защищали Родину»

-Литературный  конкурс «Что мы знаем о полиции?»

-Конкурс рисунков «Правила дорожного движения глазами детей» ГИБДД  по Зубово - Полянскому району

-VI Открытый Республиканский  Литературный Фестиваль, посвящённый  220-летию со дня рождения А.С. Пушкина

      Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся,  развивает творческие  и  познавательные способности детей. С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях РМО и ШМО учителей начальных классов.

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

За годы работы в школе я пришла к убеждению, что в ней, кроме уроков и перемен, отметок и дневников есть то главное, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад. Школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Наглядное приложение

 (Можно найти по ссылке:

https://yadi.sk/d/-tmERX5qhbVsgg)

1. Конспект открытого урока-проекта по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»

2. Презентация к уроку по русскому языку в 3А классе на тему «Семья слов»

3.Конспект открытого интегрированного  урока  по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».

4.Презентация к интегрированному   уроку по математике и математике и конструированию на тему «Оригами. Защита проектов».

5. Презентация «Проекты 3а класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников....

Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»

В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...

описание собственного практического опыта по организации и проведению предметных недель

данный материал содержит описание собственного опыта по подготовке и проведению предметных недель в начальной школе...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Описание собственного инновационного опыта

Здесь я описываю собственный инновационный опыт моей работы в качетве учителя начальных классов....