ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка по теме

Дяченко Наталья Эдуардовна

Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_innovacionnogo_pedagogicheskogo_opyta.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Дяченко Н. Э.

Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная школа-интернат» г.Тарко-Сале, Пуровского района

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО): «Игра как средство повышения эффективности обучения младших школьников».

Источник изменений (противоречия, новые условия работы, новые средства обучения и др.).

В начале моей работы я столкнулась с противоречиями между:

1. Усложнением программного материала, увеличением его объема и падением интереса учащихся к учению.

2. Между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою деятельность и управлять ею.

        Передо мной встала проблема выбора технологии обучения, позволяющей разрешить эти противоречия:

преодоление снижения грамотности, неумения выразить свою мысль, неумение аргументировать свой ответ, развитие письменной и устной речи, повышение качества обучения, необходимость поиска наиболее рациональных приемов и методов организации учебного труда.    

Решить эту проблему нельзя, даже научив считать, правильно писать слова, читать бегло и выразительно, так как язык и литература должны быть способом познания окружающего мира, человека, самого себя.

        Поиск решения данной проблемы привел к необходимости выдвинуть следующую гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта «Использование игры как средства повышения эффективности обучения младших школьников», опираясь на идеи В.А. Сухомлинского, Н.Ф. Бунакова, Е.Н. Ильина, а также на идеи Н.Я. Гольперина, Дж. Кэрролл и Б. Блум: если в обучении использовать игровые технологии и дифференцированный подход, то игра  пробудит интерес к учебной деятельности, а следовательно: вытеснит скуку на уроке, поможет ребенку постичь сложные законы искусства слова и речи, научит ребят мыслить , а не принимать чужие слова на веру, разовьет память, речь, расширит  пространство творчества, кругозор, будет побуждать к познавательной деятельности, воспитывать самостоятельность, научит общению, поможет стать коммуникативной личностью, создаст хорошее настроение, а индивидуальная работа  позволит добиться стабильности и удовлетворительности, а может быть и повышение результатов обучения.

Идея изменений (в чем сущность опыта: в использовании иных образовательных технологий, в организации УВП и т.д.).

Сущность опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с опорой на:

1. Дифференцированный подход в обучении.

2. Современный традиционный способ обучения (комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, вводные уроки, уроки закрепления, уроки построения, уроки обобщения и систематизации знаний, контрольные уроки, уроки коррекции знаний).

3. Игровая форма занятий.

Концепция изменений (степень новизны, актуальность изменений, ожидания от применения опыта.).

Применяемые методики позволяют интенсифицировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную, самостоятельную работу учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью ребенка, трудом, игрой.

        С рождения и до 6-7 лет дети коренной национальности живут и развиваются в тундре, это очень узконаправленное социальное становление ребенка. Они - дети природы. Они очень хорошо рисуют, шьют, вышивают. И вместе с тем - это очень немногословный, молчаливый народ, глубоко чувствующий, легкоранимый. Поэтому игра и индивидуальный подход лучше помогают раскрыть способности детей, вызвать их к общению, раскрепостить.

        Проучившись уже 1-2 года в интернате,  ученики приезжают в тундру и играют со своими младшими братишками и сестренками в те игры, которые изучали на уроках, проговаривают необходимые для этого правила, выражения. Тем самым, они, в какой-то степени, готовят младших братьев и сестер к обучению в школе и заинтересовывают их.

Однако необходимо дозировать игровые моменты на уроке и продумывать их целеполагание.

Условия реализации изменений (наличие материальной базы, уровня профессионализма, специального обучения, др.).

Программно-методическое обеспечение.

1. Учебные планы; программы.

2. Учебные методические пособия (учебники, журналы, методички).

3. Дидактический и раздаточный материал.

4. Наглядные и технические СО.

5. Библиотечка кабинета, библиотека школы-интерната.

6. Игровой, развивающий материал.

Опыт может быть использован каждым учителем, при наличии желания, теоретической подготовки, достаточного количества дополнительной литературы и материально-технической базы школы.

Публикации:

Статья «Высокое звание – учитель» - районная газета «Северный луч». Методическая разработка урока по теме «Зов джунглей», сборник методических материалов «Из опыта работы учителей Пуровского района», книга № 3. «Из опыта работы Дяченко Н.Э. по преподаванию литературного краеведения» - на сайте образовательного учреждения. Презентация опыта работы по теме: «ИКТ в начальной школе» - на сайте образовательного учреждения.  «Завтра я снова буду учить детей» - статья в районной газете «Северный луч», № 40, 2010 год.

Результат изменений (не только количественных показателей, но и личностных изменений в отношении детей к предмету, друг к другу и т.д.).

Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями. Анализ показывает устойчивый интерес и положительное отношение к учению.

Положительный результат в обучении достигается при помощи соблюдения условий:

1. Подача материала в определенной последовательности.

2. Формирование активного познавательного интереса со стороны обучаемых.

3. Закрепление ЗУН, СУД различными приемами и формами обучения.

4. Нетрадиционные формы проведения урока.

Практика показывает, что эти методы работы обеспечивают систематический характер обучения,         логически правильную целесообразную подачу материала, создают атмосферу сотрудничества, сопереживания, интереса к предмету, позволяют ребенку поверить в свои силы, возможности, способствуют духовному развитию личности ребенка, обеспечивают развитие устной и письменной речи, её эмоциональности. Так участие в предметных олимпиадах различных уровней увеличилось на 40%, их результативность возросла на 34%, учащиеся стали активны в творческих конкурсах (от 2-3 участников до 10-12 в каждом конкурсе), увеличилось количество читательских формуляров на 15%.

Описание инновационного опыта. Алгоритм: Что я делаю? Для чего Это делается? Как Это делается (технология).

Дифференцированный подход в обучении, современный традиционный способ обучения, игровая форма занятий обеспечивают научность, природосообразность, последовательность, систематичность, доступность, прочность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей, активность ребенка, развитие мыслительной деятельности. Данные сочетания методик обеспечивают вариативность обучения, оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения  с включением игровых моментов. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.  Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

        Игра, являясь развлечением, отдыхом способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Педагогическая игра обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

        Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

        Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

          Своей непосредственностью и естественностью дети напоминают мне о том, как можно и нужно, весело и с задором, изобретательно и с удовольствием проводить свой досуг, радоваться жизни. А в качестве материала и повода к играм для учащихся использую и озорные стихи, и веселые истории, и забавные вопросы, удивительные и замысловатые комбинации слов и букв, рифмы, ассоциации, традиционные народные словесные забавы и развлечения более современные – буриме, центон по произведениям (веселая мозаика).

Большую помощь в построении интересного, увлекательного урока мне оказывает использование элементов игры «О, счастливчик!» как проверка знаний по теме или при обобщении. Например, на уроках литературного чтения.

Вопросы кажутся смешными, но даже через определенную долю юмора ребята показывают свои знания. Для меня как учителя этот момент проверки знаний, а для учащихся это своеобразная психологическая разрядка, что немаловажно для ведения урока. Такие игровые ситуации становятся средством побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.

В учебном процессе применяю различные модификации деловых игр: имитационные, ролевые игры, деловой театр. Например: мы с детьми часто обыгрываем определенные роли: если я даю самостоятельную работу по карточкам на определенный промежуток времени, у меня есть  «Хранитель времени» – ученик, контролирующий время. Такая роль учит детей собранности при выполнении какого-либо вида работы. Детям нравится и такая ответственная роль, как помощник учителя. Помощник учителя помогает  отвечающему у доски, например, увидеть и понять  ошибку, при этом помощник должен сам показать свои знания, обосновать на применяемом правиле свою правоту. Я считаю, это ответственная роль. И пусть даже порой помощник ошибается, - сообща мы найдем верное решение. Ребята начинают искать если не в памяти, то в том же учебнике нужный ответ. В итоге и помощник учителя, и сами дети повторили определенную тему.

Для коренных жителей Крайнего Севера состязания и физические упражнения являются неотъемлемой частью их духовной культуры.

Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и обычаи.

Народы Севера через игру воспитывают своих детей жизнестойкими, мужественными, приспособленными к суровым условиям обитания.

Изучив национальные игры, я умело ввела их в учебный процесс. Предлагаемые игры не требуют специальных помещений и инвентаря. Они проводятся как на свежем воздухе в естественных условиях, так и в здании школы. Это такие игры, как: «Хаерако – Солнышко»,  «По кочкам», «Аргиш»,  «Птички»,  «Канюк и Лемминги», «Турухтаны», «Состязание в силе», «Игра в палочки», «Кулачок», «Бочонок».

Экспертное заключение (масштабы распространения  опыта). Муниципальный, региональный.

Материалы из опыта представлены на выставке педагогических достижений в рамках августовского педагогического совещания; выступление на творческой лаборатории в рамках совещания работников образования Пуровского района, 2009 год; на заседании кустового методического объединения учителей начальных классов, март 2010 года. Защита собственной педагогической концепции на районном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года». Круглый стол в рамках окружного научно-практического семинара по теме: «Организация введения федерального образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения)» г.Ноябрьск, 2010 год, член районной аттестационной комиссии 2005-2010год; член предметного жюри на конкурсе «Учитель года 2006, 2008, 2010». Участие во Всероссийских тематических интерактивных авторских видеоконференций по темам: «Проблемы внедрения новых образовательных стандартов для начальной школы», «Специфика нового образовательного стандарта для школ с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения.

Информационное представление опыта (ключевые слова).

Использование в начальной школе игровых технологий и дифференцированного обучения позволило добиться стабильности и повышения результатов обучения младших школьников.

          Я считаю, именно игровая форма совместной деятельности детей как в повседневной жизни, так и на уроках будет способствовать развитию психологического равновесия, покоя, что в свою очередь приведет к развитию психологического мышления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного педагогического опыта «Формирование художественно-творческих способностей посредством приобщения детей к театральному искусству»

В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на о...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Описание инновационного педагогического опыта Митрейкиной В.Б.

Описаниеинновационного педагогического опыта учителя начальных классов Митрейкиной  Веры  Борисовны 1.1.Актуальность и перспективность опыта.      Педагогическая про...

Описание собственного педагогического опыта

ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НИКОЛАЕВОЙ С.А....

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...

Описание инновационного педагогического опыта Волковой Юлии Ивановны

Обоснование актуальности и перспективы опыта Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных у...