Статья "Современные формы работы с родителями"
статья (2 класс)

Галкина Оксана Анатольевна

Содержание работы с родителями должно освещать широкий круг проблем, охватывать все стороны развития ребенка, так как формирование интересов как школьников, так и дошкольников во многом обусловлено тем, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020_sovremennye_formy_raboty_s_roditelyami.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Галкина О.А., учитель начальных классов,

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №85»,

г. Кемерово

Содержание работы с родителями должно освещать широкий круг проблем, охватывать все стороны развития ребенка, так как формирование интересов как школьников, так и дошкольников во многом обусловлено тем, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи.

К индивидуальным формам работы с родителями относятся беседы, консультации, поручения родителям, круглый стол и т.п. Для коллектива родителей педагог может организовать общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; родители оказывают помощь в оформлении информационных и тематических стендов, фотомонтаже; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т.д.

Осуществляя общение с родителями в индивидуальном порядке, педагог имеет возможность наладить с ними отношения, базирующиеся на взаимном уважении, а также продумать пути эффективной помощи семье, дать родителям конкретные советы.

Существенным звеном в индивидуальной работе с родителями служит тесное общение с семьёй. Такое общение способствует более глубокому знакомству с жизнью ребенку вне образовательного учреждения, с общей атмосферой в доме. В результате педагог может дать родителям более качественные рекомендации, найти наилучшие пути создания общей линии воздействия на ребенка в образовательном учреждении и дома.

Широкие возможности предоставляет работа с коллективом родителей — большой объем педагогической информации, обмен личным опытом, привлечение родителей к участию в жизни образовательного учреждения. Отталкиваясь от календарно-тематического плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, педагог подбирает материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.

Общешкольные родительские собрания проводятся несколько раз, их тематика может быть разнообразной, обычно на них выступают педагоги и директор школы, а в конце учебного года могут быть награждения семей, которые активно участвовали в школьной жизни [1].

Также немаловажной формой работы являются «дни открытых дверей», на которых родители могут посещать уроки и увидеть выставку, демонстрирующую работы школьников. Это дает возможность увидеть реальные успехи детей в учебе и труде.

Информационно-аналитические формы работы с родителями направлены, чтобы выявить интересы, запросы родителей через социологические опросы, анкеты, тестирование, «Почту доверия», «Ларца пожеланий и предложений» [2].

«Почта доверия» представляется сделанным почтовым ящиком, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Данные проблемы, вопросы и идеи выносятся на обсуждение на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах.

Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Такая форма представляется родительскими вечерами, индивидуальными и тематическими консультациями, тренингами, родительскими часами.

Одной из достаточно новых форм работы с родителями являются родительские вечера, которые предназначены для того, чтобы родители имели возможность пообщаться с родителями друзей своего ребенка, вспомнить свое детство. Обычно данное мероприятие ощущается как праздник, на нем родители стремятся откровенно поговорить о своих проблемах, советуются, помогают друг другу и поддерживают.

Еще одна из форм работы – это родительские тренинги, для которых характерна активная форма работы с родителями, осознающими проблемы в своей семье и пытающимися изменить свое общение с ребенком, сделать его более доверительным и открытым, а также приобрести новые знания и умения касательно воспитания ребенка.

Еще одна из нетрадиционных форм общения – это родительский ринг, на котором родители вступают в дискуссию. Его готовят в виде ответов на вопросы касательно педагогических проблем. Обычно для ответов на вопросы вызываются две семьи.

Следующая необычная форма работы с родителями – это мастер-классы. На данных собраниях родителей призывают продемонстрировать собственные достижения в воспитании детей, несколько родителей получают тему, каждый проводит небольшой урок, на котором поднимаются разные аспекты воспитания, и родители делятся опытом. В конце собрания подводятся итоги.

Досуговая форма призвана установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми. Интересная форма сотрудничества класса с родителями - клубная деятельность. В нее входят увлечения, хобби, интересы семей класса, выставки увлечений и достижений детей (поделки, коллекции, фото), изготовление семейных фотоколлажей, чаепитие, экскурсии на природу, совместные походы.

Наглядно-информационная форма призвана ознакомить с работой школы, особенностями воспитания и развития, с формами и методами работы со школьниками. Это могут быть буклеты, газеты, ширмы, папки-передвижки, тематические выставки.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные современные формы работы с родителями.

Литература:

  1. Брусянина Е. Ю. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы / Е.Ю. Брусянина // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 453-455.
  2. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа.Формы работы с родителями.

В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

Воспитательная работа. Формы работы с родителями.

В данном разделе представлены варианты анкетирования родителей учеников, которые позволят учителю сформировать собственное представление о ребенке, семейных ценностях и устоях, а родителям задуматься ...

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Различные формы работы с родителями с родителями.Мастер-класс "Творим вместе с мамой"

До свидания,детский сад!Видео:https://cloud.mail.ru/public/BRnv/ayD2cQbz2 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17232607","attributes":{"alt":"","class":"media-image","he...