Современный урок
материал

Муранская Елена Владимировна

доклад + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.35 КБ
Файл prilozhenie_k_dokladu.pptx748.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ахаликская ООШ»

Доклад на тему:

«Современный урок  в начальной школе

в соответствии с требованиями ФГОС»

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюн

Что же для  нас современный урок? Каждый учитель имеет на этот счет свое совершенно твердое мнение. Полностью я согласна с обоснованием понятия СОВРЕМЕННОГО УРОКА Сониной М.Н. и считаю полезным процитировать её взгляд на эту тему. Сонина М.Н. пишет: «Урок можно назвать современным, если он:- рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель; - учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;-учит работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически оценивать её; - учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной троектории; - учит ставить, задавать вопросы, стимулирует поиск ответов на них (именно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия обычно начинается мышление);- учит использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;-учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению;-готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации; учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности различных ролевых наборов;- стимулирует обучающегося стремиться к объективному контролю, не скрывая своего незнания».
Современный урок - прежде всего, общение учителя с каждым ребенком в отдельности и со всеми вместе. Психологами давно замечено, что знания, не имеющие эмоционально-духовной нагрузки, ребенком не усваиваются. Современный урок-это определенная атмосфера совместной деятельности. «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму» ,- гласит древняя китайская мудрость. Психологи считают, что больше информации усваивается из практических действий и деятельности.
   С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника.
  Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
- резко возросла информированность;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
-  не сформировано произвольное поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
         И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : «Как обучать в новых условиях?»
 Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях  введения федерального государственного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель не проводник знаний, а личность, которая обучает способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
  Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.  Урок должен отражать владение классической структурой на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи, тренинга.
  Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или  иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической  наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства, сделать так, чтобы урок вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить.  Всё, что  происходит на уроке, вызывало бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало бы их творческое сознание.
 Урок - целостная система. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели- чего учитель хочет добиться; затем установления средства –что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа- как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.  Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и  её переводом в конкретные дидактические задачи. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
                      Особенности современного урока (Слайд 2)
  Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок-урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества и государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока. (Слайд 3)
- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
                            Ресурсы современного урока (Слайд 4)
  Человеческие, методические и технологические ресурсы.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители (Слайд 5).  Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приемы, методы обучения (Слайд 6). Технологические ресурсы - это технологии обучения; проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии (Слайд 7).
 
Модели современного урока: традиционная и инновационная (Слайд8).
  Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности.
Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе и инновационной педагогике (Слайд 9-13).
 Тенденции развития современного урока включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока. (Слайд 14)
                                 Характеристика современного урока.
  Современный урок включает в себя компоненты содержания : знания, умения, навыки, творческую деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельную  работу ученика, а не учителя,  практический,  деятельностный подход; использование  образовательных технологий (Слайд 15).
 Урок – это работа души и тем усерднее эта работа ,чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребенка, т.е. личностные результаты, межпредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной теме урока.
 Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе: личностные, познавательные, коммуникативные (Слайд16)
Личностные :
- обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами  (вина, совесть, стыд);  желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности;
-
целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
-
планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
-
контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
-
саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
-
коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
-
самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-
умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
                   Структура урока в начальных классах (Слайд 17)
I этап. Организация класса (оргмомент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
V этап. Рефлексия. Итог урока
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения. (Слайд18)
1.
Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2.
Урок закрепления знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3.
Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4.
Урок обобщения и систематизация знаний- семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний- контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
  Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?
(слайд 19) Цель – готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
- умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
- умение ставить перед собой цель, принимать решения;
- умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
- умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
- умение адекватно оценить свои действия, выявить недочеты скорректировать дальнейшую работу;
- умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
 Другими словами, если раньше ребенок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет добывать знания, работая в группе с другими детьми самостоятельно.
 Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса в школе не могут существовать. (Слайд 20)
 Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начнет делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет добиться желаемых результатов  в более сжатые сроки.
  Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
 Профессия учителя одна из самых важных и сложных, ведь учитель не только даёт знания. Огромных душевных сил стоит разглядеть в каждом своём ученике «золотое зёрнышко» и помочь ему прорасти. Пусть каждый учитель получает отдачу от своих учеников!  Пусть всегда будут силы и желание заходить в класс с улыбкой!  Желаю хорошего здоровья, душевного равновесия и педагогических побед!







Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок—актуальный урок для настоящего времени. Современный урок-урок действенный , имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Слайд 2

-урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя ; - урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; -человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства . Три постулата современного урока

Слайд 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ Ресурсы современного урока

Слайд 4

УЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛИ УЧЕНИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Слайд 5

Методические ресурсы Формы Содержание Приёмы Методы Технологии

Слайд 6

КСО Интерактивная доска Здоровьесберегающие технологии Развивающее обучение Проектная деятельность Модульное обучение ИКТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Слайд 7

МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Традиционная Инновационная деятельностная Развивающая Триединая цель урока План- конспект Преобладающая фронтальная форма обучения Методы и приемы обучения Типы уроков КОМПОНЕТЫ Ключевые и базовые компетентности Проектирование урока Разнообразные формы обучения Технологическая карта урока Практический

Слайд 8

Характеристика образовательных моделей Традиционная педагогика Инновационная педагогика Цель: Формирование ЗУН Цель: развитие личности Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником: репродуктивный, воспроизводящий Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником: исследовательский, продуктивный, творческий

Слайд 9

Характеристика образовательных моделей Традиционная педагогика Инновационная педагогика Способы усвоения: деятельность по образцу, алгоритму Способы усвоения: мыслительная деятельность, рефлексия Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.) Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций

Слайд 10

Характеристика образовательных моделей Традиционная педагогика Инновационная педагогика Соотнесение новых представлений с системой ранее освоенных Проверка гипотез, открытие нового знания Формирование понятий Субъективное открытие закона, явления, закономерности; способа познания и механизма приобретения новых знаний о действительности

Слайд 11

Характеристика образовательных моделей Традиционная педагогика Инновационная педагогика Применение новых знаний в практической деятельности (сначала –по образцу, затем- в новой ситуации Овладение обобщенным способом решения учебной задачи Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности

Слайд 12

Характеристика образовательных моделей Традиционная педагогика Инновационная педагогика Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

Слайд 13

Тенденции развития современного урока Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ) Применение новейших информационных технологий Разнообразие типов урока Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Технологичность обучения Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Свобода в выборе структуры урока

Слайд 14

Характеристика современного урока Личностно-ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт Создание условий для формирования компетенций ребенка Самостоятельная работа ученика, а не учителя Практический, деятельностный подход Использование образовательных технологий УРОК

Слайд 15

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 16

Структура урока в начальных классах I этап. Организация класса ( оргмомент ) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) V этап. Рефлексия. Итог урока

Слайд 17

Основные типы уроков 1.Урок изучения нового 2.Урок закрепления знаний. 3.Урок комплексного применения знаний 4.Урок обобщения и систематизация знаний 5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Слайд 18

Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию 1 2 3 4 5 6 Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться

Слайд 19

Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех !»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...