Инструментарий современного учителя в цифровой образовательной среде
статья

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений.  Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории. Использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса. Задача современного учителя разнообразить формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструментарий современного учителя в цифровой образовательной среде

Пунтус  Ирина  Игоревна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 318 с углубленным изучением итальянского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга  (ГБОУ СОШ № 318), Санкт-Петербург

Аннотация

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений.  Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории. Использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса. Задача современного учителя разнообразить формы работы.

Мы живем в новое время – время информационных технологий и высоких достижений. В связи с этим к образованию предъявляются совершенно новые социальные запросы - набор базовых знаний и умений (цифровых, правовых, финансовых), необходимых для использования возможностей современной цивилизации. Цифровые технологии впервые в истории дают возможность обеспечить индивидуализацию для каждого обучающегося образовательной траектории, методов, форм и темпа освоения образовательного материала.

Сегодня качественное образование включает в себя гармоничное сочетание традиционного обучения с применением передовых технологий. Использование новых цифровых ресурсов в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Задача современного учителя разнообразить формы работы, как на уроке, так и во внеурочное время.

Использование современных технологий и цифровых инструментов становится неотъемлемой частью образовательного процесса.

 Технологическая составляющая ЭОС (электронная образовательная среда) объединяет множество устройств: помимо серверов, компьютеров или периферийных устройств (принтеров, сканеров и пр.), сюда входят планшеты, электронные доски, электронные учебники, программное обеспечение и пр. В едином образовательном поле планшет учащегося синхронизирован с интерактивной доской и может выступать в качестве пульта для голосования, учебника, интерактивного пособия или справочника. Планшет учителя здесь же - это инструмент создания урока, его проведения, заполнения оценок и пр. Интерактивная доска позволяет отображать учебный материал, результаты опросов или содержание планшетов учащихся.

Электронный журнал позволяет детям не только получать домашнее задание, но и скачивать необходимые файлы для подготовки к урокам (тесты, справочные таблицы и презентации, аудиофайлы и вопросы для самоподготовки). Родители обучающихся не только могут незамедлительно узнавать об учебных успехах ребёнка, но и прочесть в комментариях учителя о необходимости уделить внимание повторению отдельных тем.

Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений. Так, с целью поддержать одаренных детей, и помочь им самореализоваться, возможно применение  онлайн-платформ и онла йн-систем в обучении. Так, учащиеся в интерактивной форме изучают необходимый предмет на базе онлайн-платформы Учи.ру, которая позволяет удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними я применяю индивидуальные занятия с интерактивными тренажерами.

Также, сильно мотивированные учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвуют в чатах и т.д.

Одним из основных трендов современного образования являются сетевые активности, использование социальных сетей в качестве образовательных ресурсов и проведение удаленных мастер-классов, тренингов. Характерными особенностями цифрового образования с использованием сетевых технологий являются гибкость, мобильность, технологичность, диалогичность и интерактивность, ориентация на восприятие медиапотоков.

Так, мобильное приложение WhatsApp стала обучающей средой и методическим приемом обучения. Общение в группах – это одно из самых любимых занятий пользователей WhatsApp. Присоединиться к группе или создать собственную довольно легко, это также очень полезно при изучении иностранного языка. 

Функции данного приложения делают его отличным инструментом для изучения английского!

• Вы можете взаимодействовать с другими учащимися.

С помощью групповых чатов, вы можете общаться с людьми со всего мира, которые, также как и вы, изучают английский язык.
• Вы можете использовать WhatsApp на ходу.

Поскольку WhatsApp это мобильное приложение, вы можете читать и отвечать на сообщения когда захотите и, таким образом, изучать английский в любом месте.

• Вам нет необходимости спешить.

При использовании WhatsApp для текстовых чатов, вы можете взять тайм-аут, чтобы продумать свой ответ.

• Вы можете учиться во время ввода текста. Использование функции автозамены на телефоне является хорошим способом узнать правильное написание слов, в то время как вы пишете сообщения в WhatsApp.

• Это больше, чем просто переписка. В WhatsApp есть бесплатные видео-звонки, так что вы можете говорить и воспринимать речь на английском языке.

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему.

Виртуальный тур — это мультимедийный способ представления окружающего вас пространства. В виртуальные туры, как правило, включают и другие интерактивные элементы: всплывающие информационные окна, поясняющие надписи, графически оформленные клавиши управления и т.д.

Виртуальные туры — один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они позволяют совершать увлекательные виртуальные экскурсии и создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Дело в том, что, в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальный тур обладает интерактивностью. Так, в ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т.п. И все это можно делать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Виртуальный тур является эффективным элементом современного урока, позволяющим ученику прикоснуться к знаниям особым образом. Он создает у учащихся "эффект присутствия" - яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную учебную информацию.

В структуре урока с использованием виртуального тура можно выделить несколько этапов.

Предварительная работа, которая предшествует демонстрации виртуального тура, включает лингвострановедческий комментарий, установку на понимание.

Демонстрация виртуального тура.

Проверка понимания содержания с помощью вопросов.

Составление монологического высказывания с помощью разнообразных заданий.

На данных этапах работы можно использовать множество упражнений и методических приемов для формирования монологической речи у учащихся. Вот некоторые из них:

Прослушать предложение и повторить его  вслух.

Покажите предмет и назовите его.

Прослушайте предложения и дополните их собственными подходящими по смыслу предложениями.

Рассмотрите виртуальный тур и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.

Возразите преподавателю.

Опишите виртуальный тур.

Попросите проанализировать факты.

Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.

Составьте типовое монологическое высказывание для ситуаций по теме.

Проведите экскурсию по городу, достопримечательности.

Ответьте на вопросы.

Напишите слова, которыми вы бы описали данный виртуальный тур.

Просмотрите приведенные утверждения и подберите подходящее по смыслу утверждение к данному виртуальному туру.

Просмотрите приведенные на доске слова и выберите те, которые подходят для описания данного виртуального тура.

Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения, средства связности и т.д.) и подберите подходящие для описания виртуального тура.

Составьте письменное описание виртуального тура.

Составьте подробное описание виртуального тура, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.

Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для описания виртуального тура.

Упражнения после просмотра рассчитаны не только на закрепление, но и на расширение материала. Заключительной частью задания должна стать речевая деятельность учащихся, когда все они становятся участниками речевого общения. Поэтому необходимо максимальная видимость виртуального тура всем учащимся.

Вывод: Основные тренды информатизации школьного образования в мире включают: использование и популяризация открытых данных интернет ресурсов; распространение в целом мобильности; переход на облачные сервисы и постоянное их развитие.

Процесс формирования цифровой культуры будущего педагога представляет собой системное и последовательное внедрение ценностно-ориентированной концепции и требует переосмысления методики организации профессиональной подготовки современного педагога, которую предлагается выстроить на основе внедрения представленного педагогического инструментария.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение: потенциал цифровой образовательной среды

Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательной деятел...

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды

Формирование информационной компетентности школьников в условиях современной цифровой образовательной среды...

Рекомендации « Цифровое взаимодействие в условиях современной цифровой образовательной среды»

1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион...

Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.

: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з...

«Цифровая образовательная среда. Образовательные платформы»

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе...