Использование средств информационных технологий во время уроков и занятий в образовательных учреждениях.
занимательные факты (4 класс)

Научная статья  об использование средств  информационных технологий во время уроков и занятий в образовательных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование средств  информационных технологий во время уроков и занятий в образовательных учреждениях.

          Современная  система  упражнений по формированию  орфографических навыков родного  якутского  языка в начальных классах предусматривает  использование.              ФГОС НОО устанавливает следующие требования к предметным результатам предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:

Родной язык:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.(ссылка)

          Из этого следует, знание  родного языка, использование его в повседневной жизни является  одной  из важных задач современного образования.  По новым стандартам  знание  родного языка  не только одна из основных идей  национально – культурных  ценностей  народа, как  способ познания  мира.

           Рассмотрим один пример  работы учителей начальных классов  МОБУ «Средней  общеобразовательной  школы имени П.М. Васильева»  Брызгаевой Татьяны Титовны и Поповой Глафиры Дмитриевны электронный  дидактический материал для дополнительных занятий и дидактический материал для использования  дополнительных заданий для учебных занятий для обогащения словарного запаса речи у младших  школьников, уроков  «Тыл саппааьын байытыыга туттуллар дидактическай матырыйаал».

Примерные упражнения:

        1.Ойуулаах тылдьыт. Иллюстрированный словарь.

        Для учащихся 1 класса к «Букварю» Кронниковой М.Ф “Букубаар”. В связи с  тем, что этот учебник разработан на основе традиционного уклада жизни якутов в нем есть много непонятных для ребенка слов с этой целью и был создан иллюстрированный словарь. Знакомство со значением слова, звукобуквенный разбор состава слова, примеры слов в предложении . данный словарь универсален, поскольку его можно использовать и на других уроках и занятиях. Можно провести работу на развитие речи учащихся.        

        2.Сүһүөх. Слоги.

Упражнения: дополнить слово, выделить слоги, повторение и закрепление понятия слог..

        3.Төрүт дьарыктарга аналлаах видеоматырыйааллар. Видеоматериалы  и презентационные материалы  о традиционном бытовом укладе якутов. Ребенок должен знать о традиционных видах охоты, сезонных  работах (сенокос, заготовка дров, льда на зиму и т.д.). После просмотра предусматривается разбор, беседа. Задания: составить предложения, нарисовать, придумать маленький рассказ об увиденном материале. В 3-4 классах подобрать подходящие пословицы и поговорки, фразеологизмы. Самый конечный результат - это подготовить мини-проект по выбранной теме и защита проекта перед классом.

        4. Дидактическай оонньуулар. Дидактические игры: кроссворды, ребусы, анаграммы. Более современный вид дидактических  игр - это мультимедийные игры. В младших классах немаловажная роль отводится  к играм, через игру эффективнее происходит  знакомство с новой темой, закрепление, повторение пройденного материала. Организация и проведение мультимедийных игр во время урока становится интересной и облегчают  ознакомление  с  новым лексическим материалом, с новыми правилами на уроке.

        5. Сомоҕо домохторго үлэ. Упражнения на фразеологизмы.

 Данные упражнения помогают  развитию речи , что способствует  развитию орфографических навыков.

Упражнения: ознакомление со значением фразеологизмов с помощью словаря:

- соотнести  с иллюстрацией фразеологизмы;

- соедини фразеологизмы по значению;

- найти фразеологизмы со словами солнце, ноги, два  (күн ( атах, икки уо.д.а);

- найти фразеологизмы  со схожим значением;

- подчеркни фразеологизмы;

- распределить  фразеологизмы по тематике;

- замени фразеологизм, одним словом;

- сочинить  текст с фразеологизмом;

- дописать  фразеологизм о частях тела;

- подобрать к фразеологизмам антонимы или синонимы.

        6. Тыл суолтата. Значение слова.

        Тыл суолтатыгар үлэ оҕо интэриэһин тардар, билиэн-көрүөн баҕатын көҕүлүүр. Ыытыллар эрчиллиилэр:

-омоним: тыл атын суолтатын билии, этии толкуйдааһын, бөлөхтөөһүн, бөлөхтөн атын суолталаах тылы булуу;

-синоним: тылы атын суолтатынан солбуйуу, бөлөхтөөһүн, синоним бөлөхтөрүттэн атын суолталаах тыллары булуу;

-антоним:тыл утары суолтатын булуу, этиилэри антонимынан ситэрии, утары суолталаах тыллардаах өс хоһооннорго үлэ.

        7.Араастык этиллэр тыллар. Слова с разным произношением.

        Оҕо таба саҥарарыгар, суруйарыгар, улахан кылааска тахсан үөрэнэригэр ураты суолталаахтар.

        Ыытыллар эрчиллиилэр: таба суруллуутун тылдьыттан булуу, сөптөөх буукубаны туруоруу, бэйэни бэрэбиэркэлэнэ үөрэнии, этиигэ, кэпсээҥҥэ туттуу, тиэкистэн булуу уо.д.а

        8.Ойуулуур-дьүһүннүүр тыллар. Описание.

        Ыытыллар эрчиллиилэр: суолталарын быһаарыы, хартыынаҕа туруоран биэрии, этиини ойуулуур-дьүһүннүүр тылларынан ситэрии, киһи быһыытын-таһаатын туттарын-хаптарын ойуулуур тыллары этиигэ туттуу, хамсанан көрдөрүү, этииттэн булуу, этиигэ, тиэкискэ туттуу.

1.        Работа с пословицами и поговорками. Өс хоһоонноругар үлэ

        Ыытыллар эрчиллиилэр: суолтатын быһаарыы, өс хоһоонун ситэрии, тиэкис сүрүн санаатын арыйар сөптөөх өс хоһооннорун булуу, өс хоһоон суолтатын арыйар кэпсээннэри суруйуу.

         11. Тиэкис. Работа с текстом.

        Упражнения: а) тиэкис чаастарын сөпкө туруоруу, саҕаланыытынан тиэкиһи ситэрии, түмүк чааһынан тиэкис саҕаланыытын, сүрүн чааһын толкуйдааһын; б) ыһыллыбыт тиэкиһи хомуйуу; в) тиэкиһи этиилэргэ араарыы; г) тиэкис сүрүн санаатын быһаарыы.       Бу эрчиллиилэр барыта оҕо тылын саппааһа сайдарыгар, саҥарар саҥата хомоҕой, уус-уран буоларыгар, оҕо бэйэтин санаатын сөпкө сааһылаан тиэрдэ үөрэнэригэр көмөлөөхтөр.

         Одной главных задач в начальных классах является  научить грамотному, выразительному, осознанному чтению.   Успешное овладение навыками чтения – это показатель  высокого   умственного  общего развития ребенка.  

        Особое место  в  формировании  орфографических навыков  занимают инновационно-информационные  технологии. Следует отметить положительные стороны использования It технологий:

- новое качество  учебного процесса;

- повышение интереса к изучению предмета и  делают  интересным и привлекательным учебный процесс для детей;

- использование  компьютерной  техники  помогают раскрепоститься  более замкнутым ученикам  и делиться  своими  знаниями с  другими обучающимися;

- повысить  самостоятельность  в процессе  обучения;

- развивает логическое мышление, творческие и коммуникативные  способности  обучающихся;

Проект «Остуоруйа алыптаах дойдута» :

1. Кукольный театр - один из ярких и любимых зрелищ младших школьников. Ожившие герои сказок привлекают и очень нравятся детям. Мир сказки завораживает и привлекает внимание детей. Младшие школьники очень впечатлительны, их интересует

Цель: путем введения детей в театральный мир, развить коммуникативные способности, умения выступления, умения работать командой.

Главной отличительной чертой использования кукольного театра в образовательный процесс является выступление на якутском, русском, английском языках. Одну и ту же сказку можно рассмотреть с точки зрения разных народов. Восприятие и принятие сказки на трех языках происходит по разному. В ходе подготовки выступления младшие школьники учат текст на трех языках, что является интересным занятием для всех. На трех языках звучание и колебание языков звучит по-разному.

2. Мультфильмы по мотивам якутских сказок. Анимационные фильмы, мультфильмы нравятся всем детям. Современные дети избалованы просмотрами различных мультипликационных фильмов. Но самыми интересными из них могут стать мультфильмы, которые они сами сняли, изготовили. Поэтому каждый год в день родного языка 13 февраля в классе проводятся мультипликационный фестиваль «Мультимания». Весь класс делится на творческие группы и на выбор из предложенных произведений могут выбрать либо сами предложить свой вариант. Таким образом, целью данного мероприятия является привлечение детей к художественной литературе, развитие креативных способностей творческих коллективов. Огромную помощь оказывают заинтересованные в этой затее родители. В ходе работы творческой групп все члены выполняют свою ответственную функцию. В день просмотра могут присутствовать родители, компетентное жюри , который состоит из учеников старших классов , учителей якутского языка и литературы, библиотекарей, представителей из родительского комитета класса. Все участники награждаются грамотами и памятными призами, вручаются номинации и главный приз это возможность увидеть свой анимационный фильм на экранах телевизоров по телеканалу НВК Саха.

3. Компьютерная игра на знание орфографии и произведений из школьной программы родной литератур «Бил, тобул, толкуйдаа». Цель: повысить мотивацию изучаемого предмета средствами компьютерных технологий. Анимацию игры составили ученицы 4 в класса Колодезникова Эльза и Диодорова Дьэргэл, автор и разработчик Ноговицын Айсен, учитель выступает консультантом по учебному материалу.?????не понятно. Этот проект находится еще в разработке, приготовлена первая часть игры, по материалам 3 класса.

1.        Аудио диктанты. Цель: проведение текущего, итогового, контроля орфографической грамотности.

Требования к тексту: текст должен быть интересным и понятным для учащихся, должен давать новую  информацию об окружающем мире, носить воспитывательный, поучительный  характера, важно, чтобы  текст подходил по психологическим и возрастным особенностям  детей.

Аудио диктант может быть выборочным, распределительный, выборочно-распределительный, свободный, диктант по аналогии, самодиктант, диктант по памяти. Существуют слуховой и зрительный диктанты.

Методика проведения аудио диктанта не сложная. Учащиеся прослушивают текст  по обычной  методике  как  на уроке. Единственный минус - они могут прослушать  повторно. Проверку может проводить родитель либо в школе учитель. Этот вид диктанта  подходит при удаленном дистанционном  обучении.

Таким образом, можно сделать вывод, что современная система упражнений  по формированию орфографических навыков  родного якутского языка в начальных классах оказывает неоценимый вклад в познавательную среду обучающихся. Опыт учителей начальных классов показывает эффективность заданий в учебной деятельности младшего школьника. Особое место в формировании орфографических навыков занимают информационные технологии, которые обеспечивают усвоение необходимых знаний в силу своей доступности. Приведенный ряд примерных упражнений обеспечит учителям результативный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Использование мультимедийных технологий во время урока-обобщения по теме «Животные»

Обобщающий урок  для 3 класса по теме "Животные" и смользованием мультимедийной доски. В конспект включены УУД. Учебник Starlight 3....

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Мониторинг образовательных достижений обучающихся, как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении....

Рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий во время проведения уроков.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориент...

Использование цифровых технологий на этапе урока «рефлексия» на примере использования ПО Smart.Notebook

Современный образовательный процесс — это не передача знаний от учителя к ученику, а формирование у учащихся навыков получать и систематизировать знания самостоятельно, логически мыслить, анализ...

Использование здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса

Использование здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса...

Правильная посадка во время уроков и занятий школьников с нарушением зрения

В консультации приведены  правила рассаживания школьников с нарушением зрения во время занятий и уроков....