МЕТОД П. ТОЦКОГО (формирование орфографической зоркости)
учебно-методический материал

Юлия Николаевна Шмырова

методика и примеры использования данного метода

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.

Все началось с того, что много лет назад, проверяя диктант в 7-м классе, П.Тоцкий обнаружил, что шесть человек написали слово «который» через «а». Четверть класса после семилетнего обучения русскому языку допустила ошибку в слове, которое встречается в каждой книжке на каждой странице (и даже в сей фразе). Это повергло учителя в состояние такого недоумения и расстройства, что вынудило незамедлительно заняться разработкой новой концепции преподавания.

Он проанализировал ситуацию: это слово не подчиняется никаким правилам его можно только запомнить. Но как же это сделать, если 7 лет читания и писания оказались недостаточными и привели к столь плачевным результатам?

 И тогда родилась мысль, простая, как и всё гениальное. А пришлось ли детям хоть раз в жизни произнести это слово не так, как мы говорим — «каторый», а именно так, как оно пишется — «который»? Ответ лежал на поверхности — «Никогда!»

Петр Семенович собрал слова, которые нельзя проверить правилами, написал их крупным шрифтом (высота буквы 3 см) на карточках размером 6х30 см, красным цветом пометил «опасные» буквы и начал ежедневно повторять эти слова с детьми по буквам. Первыми тренажерами для запоминания педагог выбрал следующие слова: беседа, коромысло, варежка, одиннадцать, прийти, бечевка, вермишель, цыган, велосипед, просьба, бутерброд, коляска и другие. На уроке произвольно отбирался десяток слов, карточка показывалась классу, ребята должны были прочитать слово, запомнить его написание, а затем произнести так, как оно должно быть написано, то есть произнести орфографически. Процедура повторялась три-четыре раза. Результаты такой тренировки не замедлили сказаться. Вскоре каждый ученик мог повторить на слух 5-20 слов, произнося их без ошибки. А от этого был уже один шаг до письма без ошибок.
Безграмотные слова выползают из-под наших перьев, потому что мы пишем, как говорим. Произносим «каво» и пишем «каво», а не «кого». Если же это самое «кого» ребенок не один раз прочитает вслух именно так, как слово написано, то потом он всегда и сам будет писать его правильно.
Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. В русском языке ударение плавающее (колокол — колокола, стол — столы, дверь - дверей) и влияет на произношение. Значит, для проговаривания нужны не только отдельные слова, но и словосочетания. Тогда был придуман устный диктант из словосочетаний и предложений. Учитель говорил текст, вызванный ученик повторял его так, как бы он написал, а весь класс с интересом слушал. Когда количество проверенных устно слов доходило до сотни, приступали к письменному диктанту... Двойки и тройки за орфографию остались в печальных воспоминаниях этих ребят.
— Если ученик все четко запоминает и произносит без ошибок, значит, обязательно научится грамотно писать. Любого человека, если с ним заняться по этой методике, можно сделать грамотным, — убеждал меня Петр Семенович. — Раз ребенок умеет говорить — значит, он сможет говорить орфографически. Когда он только глазами проглядывает слово, оно в памяти не останется: зрение запоминает, но не все. А произношение влияет на орфографию несомненно.
— Но невозможно же разговаривать, выговаривая слова, как по написанному?
— Разумеется, орфографическое произношение непригодно для общения между людьми, а предназначено только для того, чтобы научиться читать орфографически бегло, без препятствий. Для этого нужно потренироваться.
Если идти тем путем, который предложил Тихомиров, мы быстро решим много проблем. Во-первых, после овладения орфографическим чтением ребенок начинает писать грамотно.

 Но дальше достигается другая, не менее важная цель — наполнение лексики и развитие устной речи. И теперь это уже проверено на практике. Когда ребенок пишет грамотно — это хорошо, но когда он свободно говорит, когда наполнена лексика и словами он владеет по законам грамматики, это идеал.
Что значит читать, как написано? Мы берем любой текст и будем соблюдать не орфоэпию*, а произносить по слогам.
Это просто. В каждом слоге — и это очень важно — есть вершина, гласный звук. Остальные звуки, согласные, произносятся в более низком звуковом уровне. Каждый слог — это отдельная звуковая единица в слове. Но слог может работать только при медленном четком чтении — вот в чем все дело. Если мы будем говорить быстро, как привыкли, начнет действовать основной закон языка — экономия сил.
В любом языке каждый говорящий неосознанно старается как можно меньше затратить своей энергии для произнесения слова и сэкономить время, чтобы как можно быстрее сказать. Чтобы замедлить речь человека, его надо тренировать.
Чтение по слогам и есть такая тренировка. Но тут возникает другая сложность. При чтении по слогам каждый слог становится ударным и слово распадается. И ребенку, особенно маленькому, становится непонятен смысл слова. Но попробуйте прочитать ту же фразу не по слогам, а орфографическим чтением, то есть как написано, но при этом бегло, доведя сам процесс такого чтения до автоматизма. Таким образом, соблюдая слоговую структуру, мы от слога уходим к слову.
— Нет ли опасности, что, привыкнув так читать, человек перестанет воспринимать содержание прочитанного, а будет думать только о буквенном, орфографическом восприятии?
— Надо обучать детей двум видам чтения — орфографическому и орфоэпическому, то есть один и тот же текст мы читаем два раза — как пишем и как говорим (а для малышей на первых порах еще остается чтение по слогам).
— С какого возраста можно приступать?
— С любого.
Имеет значение сам текст — он должен быть доступен. Если десятиклассник малочитающий, ему нельзя давать трудный текст. Потому что там окажется множество сложных слов, и работа для него станет непосильной. Это надо иметь в виду. По слогам читаются только трудные слова, все остальные — максимально бегло. Но для первоклашек сначала обязательно должно идти слоговое чтение.
Второй важный момент, на который надо обратить внимание, — орфографическое чтение должно быть регулярным. Каждое предложение нужно прочитать по три раза.
После этого выявляется, что некоторые слова вызывают затруднения в произношении. Ребенок начинает обращать на них больше внимания, и они остаются у него в памяти. Потом так же читается следующее предложение. Дальше наступает проверочный этап, на котором необходима помощь взрослого. Ребенок читает вслух. Напоминаю, что речь идет об орфографическом чтении. Если взрослый слышит ошибку — к примеру, ребенок произнес «никакова», «збегаю» и прочее, надо обязательно подчеркнуть такие слова в тексте. Их можно включить в следующую тренировочную фразу, пока они окончательно не запомнятся.
Третье неотъемлемое правило этих занятий состоит в том, что дети должны заниматься ограниченное время — старшеклассники не больше 15 минут, маленькие — от 5 до 10 минут. После этого времени моторика отказывается работать.



Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

 

 

 

В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока…

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

В поисках приемлемых методов и средств реализации данной проблемы была проведена большая работа по изучению методической литературы, обмену опытом с коллегами, созданию и апробации своей методики.

За основу была взята методика П.С. Тоцкого (см. книга "Орфография без правил), в частности, прием  - орфографическое чтение.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели.

 

Первый день

1.      Самостоятельное чтение слов учащимися.

2.      Прочтение слов учителем "орфографически".

3.      Повторение детьми 2-3 раза.

4.      Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5.      Проверка слов.

Второй день

1.      Карточка на мгновение показывается классу.

2.      Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.

3.      Дети три раза произносят «орфографически».

4.      Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5.      Проверка слов.

Третий день

1.      Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».

Четвертый день

1.      Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.

2.      Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.

3.      Проверка всего блока слов.

Пятый день

1.      Диктант.

 

«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.

Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами.

Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

 

Игра - подсказка

_ о _ о _ _ _  (воробей)

_ е _ _ _         (петух)

 

Загадки

1.      Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. (огород)

2.      Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)

3.      Если б не было его - не сказал бы ничего. (язык)

 

Пословицы и поговорки

1.      Огород - для семьи доход.

2.      Мир, что огород - в нем все растет.

 

Шутливые стихи детских поэтов

Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

 

Русская народная песня

Зайчишка- трусишка

По полю бежал,

Морковку сорвал,

Капусту нашел -

Сидит и грызет.

Ай, кто-то идет.

 

Фразеологизмы

Бросать камешки в огород - намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически.

 

Дети очень радуются, когда множество веселых шуточных стихов и рифмовок помогают им узнать "очень опасные" слова, учат писать правильно.

 

огород

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы.

                        Овощи пустились в путь.

                        С "О" писать их не забудь!

Огород

Помидор

Морковь

Горох

Огурцы

Овощи

Озорной

Озорник

Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова. Часто такие слова являются результатом заполнения кроссвордов.

В кроссворд нужно вписать пять наречий и два существительных, одно из которых с двойной согласной.

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

(Ответы: вдруг, хорошо, быстро, скоро, весело, пальто, класс)

 

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным  делом, а результаты, в итоге, соответствуют ожиданиям.


На букве
О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это ножи, которыми можно его разрезать.

 


Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

 

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторения.

Например,

1.      Прочитайте "по цепочке".

2.      Прочитайте словарь хором.

3.      Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.

4.      Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.

5.      Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).

6.      Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.

7.      Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.

8.      Прочитай пятое слово, не заглядывая в словарь, назови его соседей.

Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Результатом применения данной методики является грамотное письмо. С полугодовым контрольным словарным диктантом 100% учащихся класс справились на “четыре” и  “пять”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости  на уроках русского языка в начальных классах.  ...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Формирование орфографической зоркости как базового орфографического умения

В статье описаны этапы работы по  формированию орфографической зоркости младших школьников...

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования орфографической зоркости через  осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных спо...

Виды орфографических упражнений и приёмы работы, способствующие формированию орфографической зоркости

Собраны виды заданий, повышающие орфографическую зоркость учащихся...