Мастер-класс по теме: «Применение технологии развития критического мышления в начальной школе».
учебно-методический материал

Сексяева Наталья Юрьевна

Технология «Развитие критического мышления». Технология известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама идея, заложенная в философию технологии: «нельзя научить, можно научиться». В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А. А. Ухтомского, А. С. Макаренко, И. П. Волкова, И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой.

Технология предлагает новые способы работы, дающие отличные от прежних результаты, изменяет сами цели обучения – это не сумма знаний, а потребность в самообразовании.

Сущность применения элементов технологии развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Данная технология может использоваться в условиях обучения учащихся по УМК «Школа России» и соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:

-  ученик является активным субъектом учебной деятельности;

- организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников,

- технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_seksyaeva_n.yu_.docx86.39 КБ
Файл master_-_klass_seksyaeva_n.yu_.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «Применение технологии развития критического мышления  в  начальной школе».

с. Плешаново

2020г

Введение

Актуальность. В наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека. Изменился образ современного школьника и, как следствие, его запросы на обучение. Если еще совсем недавно актуальными для выпускников были знания и умения, которыми они овладевали на уроках, то сейчас их больше волнует, как получать эти знания самостоятельно. Следовательно, должна меняется направленность обучения: учитель должен не только преподнести информацию в понятной и доступной форме, но и дать в руки ученику тот инструментарий, с помощью которого он сам, без помощи учителя смог бы эти знания добывать. Говоря словами Д. Дьюи, «научить человека мыслить – главная задача системы образования» Следовательно,  встает вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся. Это актуальная проблема современности, которую необходимо решать.

Но, возникает противоречие между потребностями современных школьников в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, неспособностью учителей работать в деятельностной парадигме, отсутствием методологической базы для системной работы, направленной на развитие мыслительной деятельности учащихся. Так же в современной школе обозначились противоречия между  традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся в процессе предметного образования;

Существенной поддержкой в этом могут быть современные педагогические технологии, направленные на овладение способами передачи и обработки информации.

Одной из них является технология «Развитие критического мышления». Технология известна в России с 1997 года. Российским педагогам оказалась близка сама идея, заложенная в философию технологии: «нельзя научить, можно научиться». В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А. А. Ухтомского, А. С. Макаренко, И. П. Волкова, И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой.

Технология предлагает новые способы работы, дающие отличные от прежних результаты, изменяет сами цели обучения – это не сумма знаний, а потребность в самообразовании.

Сущность применения элементов технологии развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Данная технология может использоваться в условиях обучения учащихся по УМК «Школа России» и соответствует требованиям личностно-ориентированного подхода, так как:

-  ученик является активным субъектом учебной деятельности;

- организуется индивидуальная работа по осмыслению заданного материала с опорой на личный опыт учеников,

- технология ориентирована на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Цель мастер - класса: представление в активной форме опыта применения технологии развития критического мышления в начальной школе.

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям;
  • создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в

общении.

Ход  мастер - класса

  1. Организационный момент.

Новые стандарты, инновации,

Технологии, проблемные ситуации,

Методы, формы, приёмы…

Что в современном уроке применить мы готовы?

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех вас.  Тема нашей встречи «Применение  технологии развития критического мышления в начальной школе»

  • Позвольте представиться, учитель начальных классов МБОУ «КСОШ №1», Сексяева Н.Ю.

Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность.

  1. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер - класса.
  1. Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Мы все учителя - практики. Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу. Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня. Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний». Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.

- Что, на ваш взгляд, даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге? (Узнать, что такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТРКМ, этапы урока, приемы, которые применяем в начальной школе)

  1. «Мозговой штурм»
  1. Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»

- Мы сегодня говорим о технологии развития критического мышления.

- Уважаемые коллеги, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

- Я предлагаю называть ваши предположения через прием «Корзина идей».

- Он используется на уроке, когда идет активизация имеющихся у учащихся знаний. Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

(На доске- рисунок корзины, к которому прикрепляются карточки со словами- например, творческое мышление, нестандартное мышление, любознательность, умение самостоятельно думать, новая точка зрения)

Мы собрали корзину идей, связанных с понятием «критическое мышление».

  • Коллеги, мы отработали 2 приема («Дерево предсказаний», «Корзина идей»), которые применяются на этапе вызова.

Фаза «Вызов»

По пословице, «доброе начало полдела откачало».

Задачи этой фазы:

  • постановка целей урока;
  • активизация познавательной деятельности учащихся.

Начало урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель заявляет тему, определяет цели изучения предстоящего материала.

Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия « вызова» , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. Приёмы стадии вызова в технологии развития критического мышления — то «доброе начало», которое задаёт тон урока — поисковый, диалоговый, помогает заинтересовать учеников, сформулировать цели работы.

Специфика технологии – в активной позиции учащихся, которые уже на первом этапе урока ставят собственные цели изучения, определяют желаемый результат в освоении темы.

В материалах, которые я предлагаю вашему вниманию, я подробно описала и другие приемы стадии вызова (Приложение 1)

  1. Фаза «Осмысление»(изучение нового материала)

Задачи этой фазы:

  • помочь активно воспринимать изучаемый материал
  • помочь соотнести старые знания с новыми.

На уроке, построенном на основе традиционного подхода, нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает.

С внедрением ИКТ в образовательный процесс проблема активизации учащихся стала ещё острее. Учитель сопровождает объяснение нового материала компьютерной презентацией; повышается наглядность, уплотняется урок – и учащимся остаётся роль пассивного «зрителя».

Когда урок построен урока в ТРКМ, содержательная стадия урока —«осмысление»; в его ходе происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.

Приёмы, используемые в ТРКМ, направляют работу учащегося на самостоятельное и осмысленное получение новой информации.

  1. Прием «ИНСЕРТ»
  • На этом этапе вам предлагается текст (Приложение 2). Он поможет более точно определить понятие «критическое мышление».
  • Читать мы будем, используя прием « Чтение с пометами » и следующие условные обозначения:

+ материал знаком V это ново для меня

- думал иначе

? требуется дополнительное разъяснение 

Проверим, что получилось.

Что обозначили, как известное? Что выделили неизвестным?

Изучив и проанализировав материал, можно сделать вывод, что

критическое мышление:        

  • мышление самостоятельное;        
  • мышление обобщенное;        
  • мышление проблемное и оценочное;        
  • мышление аргументированное;        
  • мышление социальное.

Этот прием называется « Инсерт». Он способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

А еще на этапе осмысления можно применять приемы:

 «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ», «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ», «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА» и др. (Приложение 3)

  1. Фаза «Рефлексия»

Завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися.

Стадия рефлексии в ТРКМ — это стадия размышления. Она необходима, в первую очередь, для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

4. Прием «СИНКВЕЙН»

Систематизацию полученных знаний о ТРКМ проведем с помощью приема «Синквейн». В переводе с французского, синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

А я вам предлагаю составить синквейн, посвященный нашей встрече. Итак, тема «Критическое мышление».

На этапе рефлексии используются также такие приемы, как ШЕСТЬ ШЛЯП,РОМАШКА ВОПРОСОВи др. (Приложение 4)

  1. Итог мастер-класса

Давайте подведем итог нашей работы.

Обратимся вновь к нашему дереву предсказаний. Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем занятии и о технологии развития критического мышления.

На основе высказываний можно составить КЛАСТЕР

        

Приложение 1

Первая стадия - ВЫЗОВ

 «Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  

«Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описании.

«Мозговой штурм».  Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.

«Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. в конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.         

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

«Театрализация». Заранее подготовленные учащиеся показвают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.

«Да – нетка». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест». Очень похож на предыдущий приём. Дети должны дать очень краткий ответ.

 «Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

 «Аквариум». Выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача - ответить на вопросы, предложенные учителем или одноклассниками.

«Ключевые слова». По опорным словам составить небольшой рассказ.

 «Интервью». Ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет

вопросы сам.

Приложение 2

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями XXI века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.

Д. Клустер выделяет пять пунктов в        определении, что такое критическое

мышление.

  1. Критическое мышление — мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

2. Информация является отправным, а        отнюдь не        конечным пунктом

критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек

не может мыслить критически.

3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и        уяснение

проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к        убедительной аргументации.

Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы

и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он        также

сознает, что возможны иные решения той        же проблемы, и старается доказать, что

выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль

проверяется и  оттачивается, когда ею        делятся с  другими, — или, как пишет

философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Приложение 3

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ

«Зигзаг». Организуется  работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

«Инсерт» или «Чтение с пометами» (авторы Воган и Эстес). При изучении информации, связанной с новыми  идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).

Маркировочная таблица

" V "

" + "

 " - "

 " ? "

" ! "

Для её заполнения  вначале учитель попросит учащихся во время чтения  делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

« Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Круги по воде». Опорное  слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

«Кластеры» (гроздьи). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  

«Двухчастный дневник».В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице.

«Бортовой журнал».Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?        

Что нового я узнал из текста?        

Приложение 4

Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ

«Шесть шляп».

 Предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая

Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная.

Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

 Учащиеся  могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа:негативная

Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.

Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: позитивная.

Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая.

Зеленый цвет - это обновление, рост.

Находясь под зеленой шляпой,  дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая.

Синий цвет - цвет мудрости и знания.

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?

КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?

СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания .

«Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа

«Ромашка Блума» или «Ромашка вопросов»

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Сексяева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Применение технологии развития критического мышления в начальной школе». Автор : Сексяева Н.Ю., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ КСОШ № 1 с. Плешаново 2020г

Слайд 2

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выготский

Слайд 4

Цель мастер - класса: представление в активной форме опыта применения технологии развития критического мышления в начальной школе. Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; распространение педагогического опыта и привлечение интереса к новым образовательным технологиям; создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Слайд 5

Приём «Дерево предсказаний»

Слайд 6

Приём «Корзина идей»

Слайд 7

Задачи: а ктуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы. I фаза. (5 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Слайд 8

Методические приемы Стадия вызова « Кластер» « Загадка» « Мозговой штурм»или «Корзина идей» « Отсроченная догадка» « Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» « Театрализация» « Да – нетка » « Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» « Дискуссия» « Перепутанные логические цепочки» « Проблемный вопрос»

Слайд 9

II фаза. (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации) Задачи : помочь активно воспринимать изучаемый материал; помочь соотнести старые знания с новыми.

Слайд 10

« Инсерт » или «Чтение с пометами» Прием маркировки текста " V" – уже знал. "- " – думал иначе "+" – новое для меня "?" – не понял

Слайд 11

Стадия осмысления «Зигзаг» « Инсерт или «Чтение с пометами» « Дерево предсказаний» « Круги по воде» « Чтение с остановками» « Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» « Кластер» « Двухчастный дневник» « Бортовой журнал» « Фишбоун » (рыбный скелет) « Взаимоопрос » Методические приемы

Слайд 12

III фаза. (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Задачи: помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал; помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Слайд 13

Приём « Синквейн » 1.Существительное-тема. 2. Два прилагательных, раскрывающих тему. 3. Три глагола, описывающих действия. 4. Фраза, цитата, девиз, отношение к теме. 5. Слово-резюме, отношение к теме.

Слайд 14

Методические приемы Стадия рефлексии « Синквейн » « Письмо к учителю» « Пятиминутное эссе» « Таблица «толстых» и «тонких» вопросов » « Ромашка Блума » Метод « Думательных шляп»

Слайд 16

Образовательные результаты ТРКМ: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Слайд 17

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение технологий развития критического мышления"

Тема статьи обусловлена практической потребностью общества в личности, обладающей определенными качествами мышления. Эта потребность связана с тенденцией к свободному обществу, которому соответствует ...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»...