Групповая работа в начальных классах
статья (3 класс)

Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна

Основной формой организации процесса обучения является урок. Целью образования сегодня становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota_v_nachalnyh_klassah.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                             Групповая работа в начальных классах

Основной формой организации процесса обучения является урок. Целью образования сегодня становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников… Почему? 

«Плюсы».  Это преодоление страха ошибиться, - повышается учебная и познавательная мотивация - снижается уровень тревожности учащихся возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, т.е. - в группе выше обучаемость, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее и улучшается психологический климат в классе

Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков. «Минусы»- групповой работе надо сначала научить. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий. «Слабые» ученики могут «отсидеться»; «ложное» товарищество – дают списать т.е. - некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников низкий уровень дисциплины, шум на уроке, мешающий другим - а для некоторых детей разделение на группы – процесс болезнен.

Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира. При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию. Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе. Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Сейчас рассмотрим упражнения, которые можно применять на уроках и во внеурочных занятиях. Необходимо в начальной школе подбирать такие задания, чтобы элементы групповой формы работы носили занимательный характер.

Урок изобразительного искусства.  Тема: « Варежки». Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, а также по два смайлика из плотной бумаги: на одном - улыбка, на другом - недовольное лицо (на обратной стороне указывается фамилия первоклассника). Такие же смайлики, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске. Каждому ученику необходимы цветные карандаши.

Мы предлагаем учащимся  разбиться на пары (по их желанию) и раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми.

После того как учащиеся закончат работу, предложите им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, дети покажут смеющийся смайлик, если не понравилось – грустный.

Урок математики.  Тема урока «Путешествие с Буратино».  Со сказочным героям Буратино случилась беда. Он держал в одной руке карточки с выражениями с ответом 7, а в другой - с ответом 8. Он так спешил к нам на урок, что упал и все карточки  рассыпал. Помогите Буратино". Среди выражений, показанных детям, 1-му варианту записать выражения с ответом 7, а 2-му варианту - с ответом 8.

Игра «Математическое лото». В этой игре учащиеся  активно участвуют в выполнении предложенных заданий. Учитель  готовит 5 – 6 больших карт, разделённых на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам - играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.

Урок окружающего мира.  Тема  «Растения». Учащиеся   разделены на 3 группы. 1 группа изучает деревья, 2 группа  – кустарники, а 3 группа  – травы. Каждая группа, изучив свою часть темы, представляет  полученный результат, который помог обобщить всю тему полностью. В заключение работы делаются выводы.

Урок русского языка. Тема «Работа со словарными словами».  Игра «Снежный ком». Первый  ученик  называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов.

Урок литературного чтения.  Тема  «Пословицы и поговорки».   Пословицы  и поговорки написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы и поговорки  должны быть знакомы ребятам, и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. Толерантность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

Организация групповой работы в начальных классах

Результатом обучения и воспитания в начальной школе становится готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, ...

Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"

В традиции  было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству  рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...

Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"

В традиции  было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству  рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...

Приемы организации групповой работы в начальных классах

Особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого участника группы в постоянном взаимодействии с друг...

Выступление на методическом объединении начальных классов 10 октября 2018 г. "Парная и групповая работа в начальных классах".

На методическом объединении присутствовали учителя начальных классов МОУ "Лицей" г. Дедовск. Тема выступления "Парная и групповая работа в начальных классах"....

Групповая работа в начальных классах

В разработке рассмотрены правила работы в группе, виды групповой работы....