Внеурочная деятельность в условиях ФГОС НОО
статья

Олейникова Галина Александровна

Внеурочная деятельность в условиях  ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС НОО, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность (в рамках реализации ФГОС) – это обязательная образовательная деятельность, организуемая участниками образовательного процесса, осуществляемая на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана в формах, отличных от классно-урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для реализации детьми своих индивидуальных потребностей (в содержательном досуге, участии в самоуправлении, общественно-полезной деятельности), интересов, способностей в различных сферах жизнедеятельности (познавательной, социальной, культурной), которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий (на основе свободного выбора, постижения духовно нравственных ценностей и культурных традиций).

Также цель внеурочной деятельности можно определить, исходя из структуры и направлений личностного развития обучающихся, и это воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально-развитой, культурной личности.

Задачи внеурочной деятельности: целенаправленная реализация воспитательно-развивающей деятельности в ОУ, это:

  • расширение общекультурного кругозора у детей;
  • формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • помощь в определении способностей к определенным видам деятельности (художественной, спортивной и др.) и содействие в их реализации;
  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
  • снижение учебной нагрузки (распределение ее педагогически целесообразно), учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • создание пространства для межличностного, межвозрастного общения; приобщение к участию в общественно-значимых делах; включение в личностно значимые творческие виды деятельности.

В целом можно отметить, что данная деятельность способствует развитию активности детей, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя, и позволяет решать задачу удовлетворения изменяющихся индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся. Она осуществляется в различных видах деятельности школьников, в которых целесообразно решать задачи воспитания и социализации.

Основными видами внеурочной деятельности являются: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, трудовая деятельность. А также проблемно-ценностное общение, художественное, социальное и техническое творчество.

Внеурочную деятельность рекомендуется организовывать по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное. При этом целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (на добровольной основе, в соответствии с выбором участников образовательных отношений): студии, кружки, секции, экскурсии, КТД, круглые столы, диспуты, этические беседы, проекты и др..

Внеурочная деятельность воспроизводится в общеобразовательных учреждениях через дополнительные общеразвивающие образовательные программы, организацию групп продленного дня, деятельность педагогических работников (учителей-предметников, библиотекаря, психолога, педагога организатора, педагогов дополнительного образования).

Деятельность вне уроков может быть организована не только школой, но и детскими общественными организациями, социально-педагогическими комплексами, центрами медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и др.

Далее разграничим понятия: «внеурочная деятельность», «внеклассная работа», «внешкольная работа».

Внеклассная работа – это часть образовательной системы школьников (организуется педагогом для занятий с детьми во внеучебное время). Внеурочная работа – это форма обучения (обязательная целенаправленная образовательная деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения познавательных потребностей детей, решения задач, которые не могут быть решены на уроке).

Внешкольная работа относится к системе дополнительного образования детей (часть системы образования, проводится во внешкольных учреждениях по специальным программам).

Применительно к понятию «деятельность обучающихся» отметим, что в рамках образовательного процесса ее можно разделить по месту проведении – классная и внеклассная деятельность;

по времени проведения – урочная и внеурочная деятельность;

по отношению к решению учебных задач: учебная и внеучебная деятельность (О.С. Гребенюк).

Внеурочная деятельность как форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата базируется на учебном программном материале, и ФГОС НОО как рамка образовательной деятельности определяет параметры ее организации.  Внеурочная деятельность тесно связана с урочной деятельностью, обеспечивает преемственность и взаимосвязь программ внеурочной деятельности и реализуемых УМК. Она реализуется педагогами через план внеурочной деятельности, на основе Плана воспитания и социализации обучающихся (регламентирует действия педагогов по реализации вариативной части базисного учебного (образовательного) плана, на основе которого организуется внеурочная деятельность).

Для реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно работать по одной программе или нескольким, при условии соблюдения допустимой нагрузки.

Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7–10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов. 

Рабочая программа внеурочной деятельности является частной по отношению к основной образовательной программе и входит в ее содержательный раздел, конкретизируя прописанные в ней общие цели. Она призвана обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначенных в ФГОС НОО.

Достижение воспитательных результатов внеурочной деятельности определяется с помощью трехуровневой структуры.

Первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимся социального знания (об общественных нормах, правилах поведения, устройстве общества, ценностях) и понимания социальной жизни.

Для этого подойдут такие формы организации деятельности, как этическая беседа, экскурсия, соревнование, поход театр и др.

Второй уровень предусматривает формирование у обучающихся ценностного отношения к социальной реальности (человек, мир, труд, семья, здоровье, природа и др. - ценности), предполагает рассмотрение того или иного вопроса с разных сторон. Этому способствуют диспуты, дебаты, круглые столы и др.

 Третий уровень результатов направлен на достижение школьниками самостоятельного опыта социального действия в общественной деятельности, в качестве форм деятельности подойдут участия школьников в акциях, марафонах, проектах, ярмарках и др..

И, наконец, сделаем вывод по изучению понятия внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС НОО, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.

Одним из показателей результативности внеурочной деятельности является повышение уровня сформированности социально приемлемых личностных качеств обучающихся.

Далее изучим возможности, условия организации внеурочной деятельности для реализации процесса формирования личностных качеств обучающихся.

Для эффективного решения социального заказа общества: воспитание социально гибкого, компетентного, ответственного, самостоятельного, решительного, нравственного и т.д. гражданина нашей страны, необходимо использовать образовательный потенциал внеурочного времени.

Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность, становится развитие личности школьника. Внеурочная деятельность обогащает и дополняет развитие детей на уроках. Различные формы работы (проекты, экскурсии и др.) позволяют детям раскрыть свои таланты, свой потенциал, познать себя как личность, осознать свои возможности, научиться свободно взаимодействовать со сверстниками и учителями, открыто выражать свое мнение. Т.е. это открывает путь для самореализации каждого ребенка. Тем более, что внеурочная деятельность предполагает организацию занятий по интересам, в соответствие с потребностями, возможностями детей разных возрастов.

В воспитании, ориентированном на развитие личности ребенка, взрослые должны быть партнерами в процессе воспитания личностных качеств, носителями качеств и мотивов, которые являются образцом для ребенка. Партнерские отношения с детьми, основанные на доверии, уважении, сотрудничестве и диалоге, открытое совместное действие предоставляет человеку возможность проявить инициативу, участие, влиять на деятельность (проба, анализ, обсуждение). Сотрудничество лежит в основе субъект-субъектного взаимодействия людей, оно предполагает умение слушать другого, получение и интерпретацию полученного опыта впечатлений и создание мотивации для создания новых взаимодействий.

 В процессе учебного сотрудничества (учитель – обучающийся, общеклассное взаимодействие, др.), взаимодействия у детей появляются деловые отношения, которые развивают инициативность, умение слушать и слышать, понимать, оценивать людей, принимать их точку зрения. А также дети получают представления о ценностях, усваивают ролевые нормы поведения. Ребенок учится дифференцировать и осознавать отношение к разным людям, осваивать модели поведения с ними. Тактика сотрудничества в воспитании способствует развитию ответственности, пониманию, уважению другого человека, взаимопониманию, самоконтролю, самосознанию. А также это способ усвоения культуры. Взрослый как носитель культуры, знаний, общественных норм через взаимодействие с ребёнком формирует у него социальную активность, позволяет расширить опыт. При этом результат выборочного усвоения человеком культуры (ценностей) лежит в основе формирования качеств личности и её индивидуализации. Сотрудничество как совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, в младшем школьном возрасте имеет форму наставничества (доминирует роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей) и партнерства (при относительном равенстве совместных усилий). Ребенок получает возможность в процессе внеурочной деятельности усвоить образцы поведения, принятые в обществе, сформировать в себе определенные личностные качества, поскольку они формируются из мотива и способов поведения. Устойчивость качеств зависит от наличия у ребенка потребности, стремления соблюдать определенные образцы поведения (сильный и длительно действующий мотив поведения) и от формирования привычки действовать соответственно норме (постоянство усваиваемых форм поведения) на добровольной основе. Формированию этих факторов может поспособствовать внеурочная деятельность, которая имеет для этого потенциальные образовательные возможности.

Вывод: внеурочная деятельность имеет возможности (организационные, развивающие, кадровые и др.) для создания оптимальных условий, пространства для самореализации, активности, творческо-преобразующей деятельности, разностороннего гармоничного развития самоактуализирующей личности воспитанников в условиях коллективной творческой деятельности. 

Процесс формирования личностных качеств у младших школьников предполагает создание педагогических условий во внеурочной деятельности (с учётом влияния других видов деятельности и условий жизнедеятельности ребёнка, поскольку качества формируются в целостном воспитательном аспекте личности и сообразуются с уровнем воспитанности человека), которые бы способствовали личностному росту обучающихся (повышение уровня сформированности социально значимых личностных качеств, ценностей) через создание у детей положительной мотивации, отношения к действительности и способам поведения. Также важны: приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения в условиях всестороннего развития личности обучающихся; создание системы стимулов для развития индивидуальности каждого обучающегося. Из этого можно сделать вывод, что внеурочная деятельность как целенаправленная деятельность вне уроков позволяет дополнить и обогатить развитие детей, реализуемое на уроках.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....