«Лэпбук – способ организации процесса обучения обучающихся младшего школьного возраста в условиях ФГОС»
учебно-методический материал (3 класс)

Своровская Римма Николаевна

           Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему «Лэпбук – способ организации процесса обучения обучающихся младшего школьного возраста в условиях ФГОС»( из опыта работы)

Учитель начальных классов    Своровская Римма Николаевна

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

 Как же сделать так:

  • чтобы изученный материал остался в памяти ученика;
  • чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
  • чтобы он захотел самостоятельно расширить горизонты знаний по изученной теме?

           Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

 

Введение.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения учителю приходится искать инновационные средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного российского образования является постулат «научить учиться самому», т.е. школьники должны ставить перед собой цели и задачи, планировать свою работу, находить способы решения и обобщения, а главное - находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.

Действительно, в настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, баннеры и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кому-то достаточно один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.


Как же сделать так:

  • чтобы изученный материал остался в памяти ученика;
  • чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
  • чтобы он захотел самостоятельно расширить горизонты знаний по изученной теме?

Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Лэпбук - удобное и информационно-насыщенное пособие для расширения, закрепления представлений и понятий.

Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Это книга, которую педагог или ученик собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС :

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
  • пригоден к использованию одновременно группой ребят;
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны возрасту;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Лэпбук обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • научить простому способу запоминания;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Работая с данным пособием, я пришла к выводу, что данная технология обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. И как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или внеучебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

Так же была детализирована и систематизирована по русскому языку информация по теме «Части речи».

Очень часто использую готовые лэпбуки в качестве наглядно-дидактического, раздаточного материала на разных этапах урока:

  • «Осень»;
  • «Явления природы»;
  • «Материки Земли»;

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Так у нас постепенно пополняется лэпбук «Вода – источник жизни».

Лэпбук я использую как на уроках (если позволяет тема и время), так и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально: «Части речи». Лэпбук – разновидность метода проекта.

Не смотря на то, что уже давно использую в работе с детьми метод проектов, каждый раз сталкиваюсь с проблемой - нежелание учащихся создавать проекты. Большая часть учащихся считают работу по созданию проекта сложным делом. И чтобы сделать проектную деятельность для моих учащихся увлекательной и посильной активно использую технологию лэпбука.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

  1. Целеполагание (выбор темы)
  2. Разработка лэпбука (составление плана)
  3. Выполнение (практическая часть)
  4. Продукт проекта (красочная тематическая папка).

Первые проекты в нашем классе были коллективные:

  • лэпбук «Математика вокруг нас»;
  • «Моя семья».

Хочется отметить, что работая над одним проектом-лэпбуком,

учащиеся открывают темы следующих исследований. Так, создавая лэпбук « В царстве грибов», возникли идеи для создания индивидуальных проектов: « Мухомор», «Подосиновик».  По окружающему миру темы «Овощеводство», « Явления природы», «Цветоводство».

Плюсами лэпбука являются:

  1. Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работы).

Работая индивидуально, один ученик занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. А работа в парах?Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть обучающиеся, которым тяжело находить контакт с одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Парная работа помогает таким ученикам раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, обучающимся приходится делить между собой ответственность за итоговый результат. Ученики учатся разбивать задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 5-7 учеников работают над одним лэпбуком. Работа с лэпбуками помогает учителю легко «увидеть» лидеров классного коллектива. Учитель или лидер выступает в роли консультанта.

  1. Совместная работа с родителями.

Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

  1. Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель (вкладывается частичка души), нет правильного или неправильного метода его создания, все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

  1. Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации, а в личностном плане носят развивающий характер. Каждый ребенок уверен и горд проделанной работой!

Минусы: но в этом, же кроется и минус – сложно оценивать. Так же к минусам можно отнести - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося).

Система работы над лэпбуком в начальной школе.

I этап. 1-2 класс .

  • Выбор темы.
  • Определить с помощью

учителя цель и задачи.

  • План оформления лэпбука.
  • Изготовление изаполнение макета лэпбука.
  • Совместно с родителями готовят наглядное оформление.
  • С помощью учителя готовят представление лэпбука.
  • Подводят итоги и оценивают свою работу над лэпбуком.
  • Составляют устный рассказ (презентация).

II этап. 2 класс.

  • Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя.
  • Развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы;
  • оформлять результаты исследования;
  • поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

III этап. 3-4 классы.

  • Усложнение деятельности в увеличении сложности учебных

задач, в переориентации процесса образования на постановку проблемы и ее решение самими школьниками, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

  • Методы и способы деятельности

школьников:

мини-исследования,

коллективное

выполнение и защита

лэпбуков, наблюдение,

анкетирование, эксперимент.

Ожидаемые результаты работы с лэпбуком.

1-2 класс .

Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям.  

Результат выражается в понимании детьми сути изготовления лэпбука.

3 класс .

Результат проявляется в активном использовании школьниками технологии лэпбук, самостоятельном выборе тем , приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

4 класс.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов с помощью технологии лэпбук по самостоятельно выбранному направлению.

Заключение.

В результате мониторинга было выявлено, что такая работа интересна, увлекательна. Повысилась самооценка учащихся и мотивация к учебной деятельности.

Ученики активно стали участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать обучающимся уверенность в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Хочу закончить слоганами для учителей, увлечённых лэпбуками:

  • Всем, кто занимается саморазвитием!
  • Всем, кто хочет повысить эффективность своих уроков!
  • Всем, кто хочет показать детям, что учиться- это весело!
  • Всем, кто любит структурировать информацию, чтобы лучше её запомнить!

Используемая литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».

Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения  встала  важна проблема: организация образовательного проце...

Педагогическая поддержка социально и педагогически запущенного ребёнка младшего школьного возраста в условиях ФГОС

В последнее время по поведению молодого поколения, а так же по уровню воспитанности судят об уровне цивилизации нашего общества в целом. Ежедневно средства массовой информации сообщают нам о пре...

Рекомендации по применению технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР.

В работе раскрыта актуальность использования технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР. Технология проектной деятельности . Представ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...

Статья « Результаты использования балльно – рейтинговой системы оценивания в процессе обучения детей младшего школьного возраста »

Пристальное внимание в современном обществе государство уделяет развитию науки и образования, идет активная работа по созданию, совершенствованию и внедрению различных проектов, стратегий и стан...

Методические рекомендации по формирования рефлексивных УУД у обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.

Методические рекомендации по формирования рефлексивных УУД у обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования....