Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника
методическая разработка

Зубова Елена Андреевна

Статья о том, как развить самостоятельность младшего школьника. Методы и приемы,которые смотивируют ученика к самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_zubova_e.a.docx273.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс «Развития познавательной самостоятельности младшего школьника»

       В статье «Развитие познавательной самостоятельности  младшего школьника в условиях ФГОС»

Я.Н. Носикова 

Сказано, что модель развития познавательной самостоятельности младшего школьника включает следующие компоненты:

– мотивация деятельности;

– регулятивные универсальные действия

– специальные (исследовательские) способности.

Специальные(исследовательские) способности

– Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации, применение  методов информационного поиска;

– знаково-символическое моделирование;

– умение структурировать знания;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

– надситуативная активность;

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез;

– выбор оснований и критериев сравнения, классификации объектов;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– выдвижение гипотез и их обоснование;

– умение доказывать и защищать свои идеи;

– умение правильно и точно формулировать вопросы;

– длительное удержание внимания на мало интересующем ребёнка явлении;

– сопоставление результата с имеющимися знаниями;

– самостоятельный поиск ошибок в своей гипотезе;

– нахождение нестандартных решений к стандартным ситуациям и задачам;

– внедрение полученного опыта в практику;

 Покажу, как я с помощью проблемных ситуаций  на уроках стараюсь развивать познавательную самостоятельность младших школьников.

Предмет: математика

Класс: 2

Тема: ПЕРИМЕТР МНОГОУГОЛЬНИКА.

I.

Я пригласила на урок помощников?                            Узнаете их?( слайд 2)                                                                       Так как мы будем открывать новые знания, Знайка нам  предлагает составить план нашего урока, что бы ничего ни  упустили. ( слайд 3)

А я добавлю еще в наш план решение задач.(слайд 4)

Регулятивные: составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

II.

III.

Ребята получают карточки ( приложение №1)Предлагает расшифровать запись путем решения числовых выражений и соответствующих им букв.

Самопроверка по слайду 6.

Оценить свою работу смайликами.

фонариками

Сформулируйте тему урока.(Слайд 6-7)

Регулятивные: Самоконтроль выполнения задания Определяют степень успешности выполнения работы. Под руководством учителя формулируют учебную задачу.

Предметные: . Отработка устных вычислительных навыков.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося

IV.

Слайд 8                                                                             -Как называются эти фигуры? (ломаные)  

На какие группы можно разделить

( по цвету, по количеству звеньев, замкнутые и незамкнутые)

-Чем похожи оставшиеся фигуры? (Это  замкнутые  линии).

-Как их можно назвать по другому? (многоугольники)

 

Как найти длину ломаной линии?   (Измерить звенья и сложить)

Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки.

Коммуникативные:

Взаимодействуют с учителем во время работы осуществляемого в фронтальном режиме.

Регулятивные:

Определять степень успешности выполнения работы

Предметные: владеют математическими терминами

V.

  • Слайд 9
  • Найдем длину ломаной линии  в  виде четырёхугольника. Запишите  решение самостоятельно в тетрадь.
  • Что мы нашли?(длину ломаной или сумму длин всех сторон.)
  • Оказывается, мы с вами нашли периметр четырехугольника. Так что же такое периметр? (Сумма длин сторон треугольника.)
  • Не только треугольника, но и четырехугольника, пятиугольника и т. д.
  • Еще раз прочитайте правило (презентация) . Так что такое периметр многоугольника? (Это сумма длин его сторон.)
  • Математики - народ точный и не очень любят длинные слова, они решили периметр обозначать буквой Р. А запись будет такой:

Р = 2+3+5+4=14 (см)

-Кто сможет закончить мысль Знайки?.(слайд 10)

Давайте поможем Незнайке и составим алгоритм(план)  нахождения периметра.

А как мы нашли дину ломаной –периметр.                  Но сначала посмотрим диск.(слайд 11 (гиперссылка на диск-круг)                           Посмотреть диск.                                                                На слайде и у ребят на столе листочки с планом

Приложение 2

Регулятивные :

Планировать деятельность, составляют алгоритм деятельности.

Познавательные :

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативное :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме .Участвовать в учебном диалоге.

Предметные  : находить периметр разными способами.

Мы открыли для себя новые знания, переходим к следующему этапу .Назовите его.( Осмысление и закрепление).

Нахождение периметра У.с.42 №1.

ПО РЯДАМ , РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ.

Ребята договариваются, кто каким способом будет находить периметр своей фигуры, а потом сравнить результаты. Проверка по эталону на слайде.

Нарисуйте себе смайлик, оцените свою работу.

(один у доски,) Почему два вопроса, а ответ один?

Оцените себя фонариками.( Сам все сделал, с подсказкой, просто списал с доски)

Коммутативные :

распределяют роли, взаимодействуют друг с другом, при решении общей задачи.

Предметные :

Учатся находить периметр, применять полученные теоретические знания на практике.

Регулятивные :

Работа по плану.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.

VI. Рефлексия деятельности

Диск. Карточки(приложение №3). Слайд 17.Работа в парах. Одна пара у интерактивной  доски.

– Что для вас было особенно трудным?

Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности

Подведение итогов урока

Слайд 20

-Какое открытие вы сделали?

-Ребята, а в жизни, где мы можем использовать умение определять периметр?

Предметные: знают, что такое периметр.

Коммуникативные: умеют обосновывать свою точку зрения

Регулятивные: осознают важность полученных знаний.

ФИЗМИНУТКА.   Работают пальчики обеих рук( развитие мыслительных процессов)

Упражнение «КОЗА», ЗАЯЦ»,»ВИЛКА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников в условиях реализации УМК "Начальная школа XXI века"

Проблема учебной деятельности относится к таким педагогическим проблемам, которые с течением времени не теряют своей актуальности, сопровождая человека на протяжении всей его жизни, требуя постоянног...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами уроков окружающего мира.

Младший школьный возраст является важным этапом активного накопления знаний об окружающем мире, формирования экологической культуры, отношения ребёнка к природному и социальному окружению....

Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."

В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников  на сегодняшний день ост...

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики»...

Доклад " Развитие познавательной самостоятельности младших школьников средствами математики"

В материалах  ФГОС одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как  ус-ловия её самоактуализации»....