Развитие способностей
методическая разработка (2 класс)

Горелкина Ирина Юрьевна

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. В Законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

для выступления на методическом объединении начальных классов на тему:

«Развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества»

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации. В Законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

В концепции школьного воспитания учитывается личностно – ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития творческих способностей ребенка.

Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире.

Творческая личность – это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность

Учитывая компетентностный подход к образованию, модернизации образования мы можем сказать, что у творческой личности есть преимущества, т.е. способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлениям.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще – эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно – мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Творчество - форма деятельности человека или коллектива. Создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»           

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочинять, писать.  

Развивать этот «дар», чтобы язык ребенка как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время особенно необходимо.

К сожалению, чаще всего развивается в детях только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, особенно теперь, когда требуется все больше могучих творческих умов.

Одной из важнейших задач в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдвардс.

В настоящее время исследованием этих проблем занимаются также Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Н.А.Терентьева.

Цель работы – теоретически обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.

Объект – процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Предмет – развитие творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.

Исходя из цели, нами поставлены следующие задачи: 

  • Изучить психолого–педагогическую литературу по теме исследования.
  • Уточнить сущность понятий по изучаемой теме.
  • Рассмотреть значение устного народного творчества в формировании личности и развития творческой активности у детей.
  • Подобрать методические рекомендации по эффективному решению проблемы развития творческой активности у младших школьников.   

Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ продуктов деятельности, тестирование и др.

Курсовая работа включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников средствами устного народного творчества.

Развитие творческого воображения и творческого мышления

В данном параграфе мы попытаемся разобраться с базовыми понятиями и проведем анализ проблемы развития творческих способностей. В первую очередь нам необходимо определить понятие «творчество».

Творить, по определению К.Станиславского, означает “страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче” – постижению и раскрытию художественного образа произведения.

Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.

Что мы понимаем под творчеством?  Творчество -  создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Ребенок не пусто сосуд, который педагог призван заполнить знаниями

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое –будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью,  и его сущность заключается в том. Что человек воспроизводит или повторяют уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В психолого–педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается  с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика.

В отечественных исследованиях креативность чаще всего  заменяется как творческость. Американский психолог П. Эдварс дает такое понятие творческости – это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесенные в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.               

Дети естественным образом любопытные и творческие. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся с универсальным источником энергии. Так, Г. Роджерс говорил: “Основной источник творческости проявляет себя также как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную силу в психотерапии – тенденцию человека  стать тем, что заложено в его потенциальности”

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность, на наш взгляд, - это интегративная способность, вбирающая в себя целые системы взаимосвязанных способностей, элементов. Например, креативными способностями являются воображение, фантазия, мечтательность. Поскольку в результате творчества непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнетивная деятельность. Ученику необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, планируемость, самоопределение, рефлексия

В характеристике понятия креативность обращаются как психологи, так и педагоги. Креативность является научно установившейся категорией в психологической науке. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности (творческости). Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии (Выготский Л.С., Давыдов В.В.). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (А.М. Матюшкин, И.Н. Семенов, Я.А. Пономарев и другие), а его исследования связываются с закономерностями мышления (О.К. Тихомиров, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин)

В “Педагогике” Сластенина под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию, автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.       

Дж. Гилфорд считает, что креативность и творческий потенциал могут быть определены как совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному творческому мышлению.

В настоящее время обозначилось несколько основных аспектов развития креативности: предметно-процессуальный и рефлексивный (процесс решения творческой задачи); личностный (особенности креативной личности); продуктивно-результативный и социально управленческий (условия креативного развития, самовыражения и косвенного управления сотворческим процессом обучения и воспитания)  

Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего “нечто новое” и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретичная природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда “отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны”. Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли .

По определению ученых-психологов, творческость есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Только то, что ребенок «открыл» для себя сам, надолго и прочно запоминается.

Одной из задач развития детей является развитие познавательных процессов. Творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения, поэтому мы обращаемся к этой характеристике.

Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Воображение не возникает естественным образом, по мере созревания человека, а развивается при определенных условиях жизни, образования и воспитания. В настоящее время наблюдается дефицит этой способности. Для того, чтобы ребенок вырос с воображением, важно, в какой среде он находится, какими делами занимается, как и о чем с ним разговаривают

В философском словаре под воображением понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта

Воображение – это всегда создание  нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью в творчестве может быть объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т.е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего, мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Накопление знаний, опыта – это  только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения школьника – это развитие направленности воображения.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л.Г. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Леонтьев и др ).  Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на “комбинирующей способности мозга”. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как “кристаллизованное воображение”.                   

Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

  1. Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. “Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение”.
  2. Воображение выступает как средство расширения опыта. Это “высшая форма связи” воображения с реальностью, которая возможна “только благодаря чужому или социальному опыту”.
  3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:
  • Воображение руководствуется эмоциональным фактором – внутренней логикой чувств, “чувства влияют на воображение”. Это “наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения”.
  • Воображение влияет на чувства, проявляется “закон эмоциональной реальности воображения”.
  1. “Воображение становится действительностью”, когда оно кристаллизуется”, “воплощается”, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это “полный круг” творческой деятельности воображения, возможный также и для “субъективного воображения”, опирающегося на эмоции

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата

Творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. 

Воображение является необходимым этапом, предшествующим появлению или проявлению мышления.

Мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений.

Мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление – это «логические переживания». С точки зрения новизны и оригинальности, то можно выделить мышление творческое (продуктивное).

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти.                    

Часто открытия рождаются при соединении, казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полеты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающих их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.

Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.[6, 45

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в школьном возрасте являются:

  • Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении.
  • Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.
  • Формирование умения разрешать противоречия.

И еще одно качество, формирующее творческое мышление – это системность.

Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается корректным анализом систем  и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в школьном возрасте:

  • формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени.
  • развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Сущностную характеристику процессов развития составляет время. Развивать можно любые качества, но для этого необходимо время. Движущей силой развития выступают противоречия и их преодоление. Основным противоречием, обеспечивающим развитие индивида, является противоречие между способностями и требованиями деятельности и поведения. Диалектика возникновения и развития этого противоречия заключается в том, что деятельность вначале осуществляется с опорой на имеющиеся способности, но требования деятельности к способностям может превышать их наличный уровень развития, и тогда под влиянием требований деятельности, при наличии надлежащей мотивации способности приходят в развитие. [24,  167]

Попытаемся подойти к проблеме  творчества с другой стороны, а именно со стороны целостной личности в ее отношении к миру независимо от вида и внутренней стороны той или иной конкретной деятельности.

Начнем с того, что творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей. Как определяет его словарь по психологии.

Под общим названием творчества понимаются разные виды:  техническое, педагогическое, этическое. Очевидно, что они педагогически не равноценны. Например, техническое и художественное творчество по разному соотнесены с теоретическим мышлением. Но кое-что их объединяет – это способность человека действовать в неопределенной ситуации. Условием такой способности является самореализация. Мы имеем дело с самостоятельным строительством системы отношений между отдельной личностью, предметом и социальным миром, интегральной частью которого и является эта личность.

Главное в творчестве – осознание ребенком себя как “нового открытия”, как активного преобразующего начала, строителя мира.        Как правило, замечает В.В. Давыдов “нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности, и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. Цель развивающего обучения – углубить его и расширить”.

Каждый способен творить, но часто мы не видим их потенциальных возможностей, и “художник” умирает. Помочь “не умереть” – задача педагога. [24, 167]                

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны педагогов, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специальные беседы, родительские собрания, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приемы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.

Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение – муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества. Для выполнения этой задачи педагогам и родителям, необходимо помочь ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКА НА-ЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Небывалый рост объема информации требует от современного человека умения   определять  личностный  смысл, планировать деятельность, осуществлять  самооценку,  рефлексиров...

Развитие способностей младших школьников через различные виды заданий

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития обще...

развитие способностей ребёнка 1 класса

Вконспекте даются побробно формы и методы развития способностей первоклассника к самоопределению, самореобилитации, самореализации в условиях модернизации образования....

Создание в условиях образовательного учреждения среды для проявления и развития способностей каждого ребенка.

План доклада (выступления).1.        Актуальность и обоснованность темы: «Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, е...

Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.

оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...

программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"

Цель программы:  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...