Педагогические технологии, успешно применяемые в дополнительном образовании
статья (3, 4 класс)

Описаны наиболее часто применяемые на занятиях творческих объединений Дома детского творчества современные педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskie_tehnologii.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, успешно применяемые в дополнительном образовании

В учреждении дополнительного образования, в отличие от школы, имеются все условия для создания объединений детей по их индивидуальным особенностям, возрасту и интересам. Здесь всех учат, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, присутствуют добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых. Используемые личностно-ориентированные технологии Якиманской И.С. обеспечивают комфортные условия для реализации природного потенциала каждого ребёнка. Цель названных технологий – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей детей на основе использования имеющегося у них жизненного опыта. Методическую основу этих технологий составляет индивидуализация обучения.[7]

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт) позволяет педагогу взаимодействовать лишь с одним учеником, а учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения. В нашем объединении она применяется при подготовке воспитанников к участию в конкурсах и научно-исследовательских конференциях.[6]

Технологии личностно-ориентированного обучения тесно связаны с проблемным обучением. Технология исследовательского (проблемного) обучения предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.[3]

Исследовательское обучение – прямой путь к методу проектов, который помогает развивать у ребят творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Большинство одарённых ребят, с которыми ведётся работа с применением проблемного метода, изъявляют желание заняться проектированием. Определение темы проекта мотивирует учащихся на приобретение новых знаний. Многие из них стали призёрами и победителями муниципального, регионального и всероссийского уровней.[4]

При создании творческих проектов используются следующие методы исследования:

-теоретический анализ литературных источников, публикаций в СМИ и на сайтах Интернета;

-социологический опрос-анкетирование и интервьюирование;

-изучение личных документов в семейных и музейных архивах;

-анализ, систематизация и описание собранного материала.

Личностный подход к ребенку лежит в основе метода педагогического сотрудничества, являющегося совместной развивающей деятельностью взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата.[1]

На занятиях объединения реализуются здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников, привитию им навыков здорового образа жизни, создаётся комфортная для воспитанников обстановка, используются позитивные установки «Я справлюсь», «У меня всё получится» и разнообразные валеологические паузы.[5]

В младшей группе творческого объединения систематически применяется технология дидактической игры. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.[2]

Решению поставленных в программе задач образования и воспитания учащихся способствуют информационно-компьютерные технологии, которые позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными  потенциальными возможностями, развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.[8]

Воспитание личности ученика обеспечивается с помощью различных методик, в числе которых упражнения и убеждения, примеры и соревнования, принуждения и поощрения. Они помогают педагогу сформировать мировоззрение ученика и его положительные привычки, обеспечить единство убеждений и поведения, побуждать воспитуемого к творческой деятельности, приучать детей соблюдать общепринятые нравственные нормы, прививать  им понятие духовных ценностей и воспитывать патриотические чувства гражданина своего Отечества.

Для реализации задач, сформулированных в программе, используются различные формы воспитательной работы: тематическая беседа, литературно-музыкальная композиция, день памяти, урок мужества, встреча с интересным человеком, диспут, трудовой десант, посещение музеев, выставок и библиотек, экскурсия, конкурс, викторина, конференция.

Источники

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995.
  2. Кукушкин В.С. Игровые технологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
  3. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее. Под ред. Е.В.Ковалевской. – Нижневартовск, 2010.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Акти, 2007.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.
  7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения. – М.: Сентябрь, 2000.
  8. infourok.ruispolzovanie-ikt-v-vospitatelnom…(дата обращения: 18.03.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.

Принципы гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», реализуются в образовательном процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка.Статья, которую...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Современные инновационные технологии в работе педагога дополнительного образования

Развитие современных информационных технологий влечет за собой внедрение новых подходов к обучению, таких, которые обеспечивали бы развитие профессиональных, коммуникативных и творческих знаний, а так...

Диплом 3 место в муниципальной педагогической олимпиаде «Ориентиры современной педагогики дополнительного образования»

Диплом 3 место в муниципальной педагогической олимпиаде «Ориентиры современной педагогики дополнительного образования»...