Интерактивные формы учебного процесса.
методическая разработка

Бурмистрова Людмила Ивановна

Интерактивные игры на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Статья посвящена вопросам интерактивного обучения детей младшего школьного возраста.

Интерактивное обучение обладает следующими чертами:      

- это взаимодействие  обучающихся  между   собой  и преподавателем (непосредственно или опосредованно);      

-это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;      

- это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

Интерактивные технологии условно делятся на четыре группы:

1. Интерактивные технологии кооперативного обучения: - Обучение в парах; - Ротационные (изменяемые) тройки; - Два - четыре - все вместе; - «Карусель».

2. Интерактивные технологии кооперативно - группового обучения: - Обсуждение проблемы в общем кругу; - «Микрофон»; - Незаконченные предложения; - Мозговой штурм; - Обучая - учусь; - Решение проблемы.

3. Технологии ситуационного моделирования: - Симуляции; - Упрощенное судебное слушание; - Разыгрывание ситуаций с ролями.

Использование интерактивных технологий позволяет мне строить учебный процесс в школьном учреждении с учетом принципа интеграции образовательных областях и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

Вот некоторые интерактивные технологии, которые можно принять для развития речи младшего школьного возраста.

Интерактивная технология « Интервью».

Следующая интерактивная технология « Реклама на телеканале».

Интерактивная технологию «Работа в группах».

Интерактивные упражнения:

«Аквариум»

«Два, четыре – вместе»

«Микрофон»

«Выбери позицию»

«Карусель»

Используя эти упражнения, я получила повышение качества обученности учащихся, и повысила их мотивацию к обучению.

Опыт работы по данной теме имеет практическую значимость для учителей начальных классов, уделяющих внимание развитию у учащихся универсальных учебных действий.

Представленные в опыте интерактивные методы ( диалог, полилог, круг илей, дискуссия, эвристическая беседа, исследовательский проект и др.) и формы (семинар, практикум, проект и монопроект, урок диалог), могут быть использованы учителем для повышения эффективности образовательного воспитания процесса в школе.

Цель моей педагогической деятельности создать условия для развития коммуникативной компетенции, что позволит ребятам выстроить адекватные отношения с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой, для достижения этой цели целесообразно использовать интерактивные формы организации учебного процесса. Интерактивные формы обучения позволяют решить задачи: активизация учащихся, социализации, повышения внутренней мотивации.

1 этап-1 класс (подготовительный)

-Диагностика – способности учащихся (стартовая).

-Стартовая диагностика по общему.

-Создание предметно-развивающей среды, ориентированная на выбор в режиме интерактивного обучения.

-Освоение этапов сочетательного диалога.

-Организация взаимодействия в статичных парах:

а) освоение (отработка методики «Работа с карточкой»)

б) отработка методики «Взаимообмен заданиями»

-Знакомство с деятельностью на парах сменного состава, отработка ритуала (игры «Карусель», «Ручеек».

2 этап-2 и 3 класс (основной, этап взаимодействия).

-Обновление, пополнение предметно-развевающей средой; организация выбора (выбор карточек, выбор партнера, выбор предмета, выбор материала, выбор центров, выбор предметной области, выбор инструментов)..

-Работа в статичных парах.

-Работа в парах в сменного состава (игры «Карусель», «Разведчики», «Ручеек», «Суета» и т.д.)

- Организация деятельности в статических группах ( гомогенные, гетерогенные)

-Организация деятельности в эмигрирующих группах.

-Обучение навыкам фиксации результата, при работе в группах, парах.

-Знакомство с центрами активного обучения.

3 этап - 4 класс (рефлексивный)

-Обновление, пополнение предметно – развивающей среды (анализ среды)

-Организация  деятельности с использованием всех форм интерактивного обучения: статичные группы, пары, пары сменного состава ( «Сороки», «Пересадки», «Иду в гости», «Школа разведки»), мигрирующие группы и центр активного обучения.

-Диагностика способностей учащихся.

Привлекается личный опыт учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению методологическими знаниями.

В своей работе использую интерактивные формы организации учебного процесса:

  1. Фронтальная работа в кругу.
  2. Статичные группы (группы постоянного состава).
  3. Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении).
  4. Статичные пары (пары постоянного состава).
  5. Пары сменного состава.

Для начала познакомила с игрой «Карусель» и ввела ее в учебный процесс.

                            Технологическая карта:

данную игру можно использовать на любом уроке:

Цель: 1. Задать динамичный темп для введения диалога.

              2. Закрепить и обобщить знания по определенной теме.

Оборудование: 1.Карточки с заданиями.

                            2.Погремушка (для подачи сигнала).

ХОД ИГРЫ:

  1. Построение (внешний и внутренний круг)
  2. Вход и выход из диалога:

Поздороваться, пожал друг другу руки.

Договориться, кто первый начнет.

Выполнить задание, поменяться ролями.

Поблагодарить.

После сигнала внутренний круг стоит на месте, а ребята из внешнего круга делают шаг вправо по кругу. Далее дети выполняют задание с новым партнером и внове передвигаются по сигналу. «Карусель » поворачивается и т.д.

Мною разработана игра «Карусель» по теме: «Безударные гласные в корне слова»

«Непроизносимые согласные в корне слова»

«Глухие и звонкие согласные в корне слова»

После того, как дети освоили эту игру и стали заметны положительные результаты в освоении материала, в активности, повышения мотивации , социализации предложила ребятам др. игру интерактивную игру «Ручеек»

                             Технологическая карта

игры следующая:

Данную игру можно использовать на любом уроке. Число играющих нечетное.

Цель: 1.Закрепить и обобщить знания детей.

2. Отработать контроль в паре.

Оборудование:

  1. Карточки а заданиями.
  2. Свисток ( для подачи сигнала)

                           ХОД ИГРЫ:

Дети встают в пар друг за другом так, как в аналогичной игре «Ручеек». Один лишний – он водящий. Учитель, начиная игру, дает задание. Задания на карточках записаны так, что комплектуются новые пары с правильными формулировками. Учитель может находиться внутри игры. Дети овладевают навыками контроля, учатся тактично поправлять соседа, объяснять причину неправильно (правильного ) ответа.

Мною разработаны игры по теме : «Сложение и вычитание », «Умножение и деление» на уроках математики.

                      ИГРА «Ручеек №2»

Данную игру можно проводить на любом уроке .

Цель: 

  1. Отработать вход в диалог и выход из него.
  2. Закрепить и обобщить знания по определенной теме.

Оборудование:

  1. Карточки с заданиями.
  2. Трещотка (для подачи сигнала).

                       ХОД ИГРЫ:

Класс делиться на две части. Дети встают попарно лицом к друг другу в две линейки. По сигналу дети приветствуют друг друга и по очереди предлагают друг другу выполнить задание.

Обсудив задания друг друга, по сигналу учителя дети прощаются и второй ряд делает шаг вправо (первый стоит на месте). Произошла смена партнера. Оставшийся лишний игрок ( в конце «ручейка» бежит к его началу, образует новую пару и игра продолжается.

Заинтересованность в познании нового возрастает, если использовать игры с необычным сюжетом. Такой является игра «Школа Разведки»

                          Технологическая карта.

Данную игру можно использовать на любом уроке.

Цель:

  1. Отработать взаимоконтроль в паре.
  2. Обобщить знания по определенной теме.

Оборудование: 

  1. Карточки первого типа.

Карточки  второго типа.

  1. Сигнал.

ХОД ИГРЫ:

Детям объявляется, что они поступили на секретную работу. Раздаются секретные карточки; их нельзя никому показывать.

Карточки первого типа – их 2: разведчики-генералы. Их главная цель пробраться в тыл противника и устроить как можно больше встреч с др. разведчиками, тем самым собрать команду и наибольшее количество информации.

После соединения каждая группа должна доказать правильность такого распределения в команды.

Усложняя технологию определенной формы работы применю соединения двух игр в парах сменного состава.

Такое «совмещение» способствует повышению интереса детей, снижает утомляемость и осуществляет более глубокую индивидуализацию.

Мною разработана технологическая карта игры «Найди свое место».

Игру можно проводить на любом уроке.

Цель:

  1. Обобщить знания детей по теме.
  2. Развивать речь учащихся
  3. Учить ориентироваться в пространстве
  4. Отработать вход в диалог и выход из него .

Оборудование :

  1. Карточки со словами 1 типа.
  2. Карточки со словами 2 типа.
  3. Время (песочные часы)

ХОД ИГРЫ:

Раздаю карточки ученикам 1 и 2 типа. Ученики, получившие карточки 1 типа занимают отведенное для них место . Остальные должны самостоятельно определиться и найти свое место в соответствии с заданиями к карточкам 1 типа.

Мною разработана игра по теме «Витамины» Урок «Окружающий мир» 2 класс.

Игра по теме «Склонение имен существительных» Урок «Русский язык» 3 класс.

Для закрепления полученных знаний применяю игру «Иду в гости», где используются специальные карточки.

Продолжаем включения в учебный процесс игровых форм является переход к самостоятельной деятельности обучающихся: создание творческих работ, проектных работ, выявления уровня самооценки, самоконтроля, самовыражения.

В деятельности формируются знания, которые человек умеет применять в практике. Это не заученная, не зазубренная учебная информация, данная через содержания учебника, а знания «пропущенные» через субъективный, личностный опыт ученика. Дети сами изъявляют желание выполнять работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности Power Point при реализации интерактивной составляющей учебного процесса

С 2011-2012  уч.г. все первоклассники начали обучение по ФГОС II поколения, которые предполагают обязательное использование электронных образовательных ресурсов. Возможности Power...

Интерактивные формы организации учебного процесса.

Интерактивные формы организации учебного процесса....

Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО

Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов О.Д.Кинихиной «Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»

Содержание.1.1Введение1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обученияКлассификация интерактивных методов обучения Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогическо...

«Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.»

Педсовет по теме: «Использование интерактивных форм организации учебного процесса и инновационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.»...