«Человек - изобретатель»
методическая разработка (4 класс)

Плотникова Оксана Валерьевна

Методическая разработка внеурочного занятия с использованием ТРИЗ технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_tehnol.karta_zanyatiya.doc88.5 КБ
Файл prezentats._k_uroku.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Тема занятия класс

«Человек  - изобретатель» 4 класс

Результаты:

Личностные:

- ценностное отношение к совместной учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к изобретениям человека;

- самоопределение учебной деятельности;

Метапредметные:

а) ПУУД:

- умение анализировать объекты с выделением существенных признаков;

- развивать внимание,  мышление, зрительную память, воображение, речь, фантазию,

  конструкторско-технические умения учащихся.

 б) КУУД:

- формировать умение работать в  группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- умение слушать собеседника и вести диалог; воспитывать доброжелательность, стремление помогать друг другу.

в) РУУД:

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке;

- тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Предметные:

- познакомить с известным изобретателем, обогатить знания о мире открытий и изобретений, видах транспорта;

- актуализировать и упорядочить знания детей об изобретениях человека;

Цель: 

Научить детей анализировать и решать изобретательские  задачи , используя приёмы ТРИЗ, развивать умение видеть предметы  во взаимосвязи с другими объектами.

Планируемые результаты:

  • Умение решать изобретательские задачи, используя приёмы ТРИЗ;
  • Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;
  • Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;

Технология:

ТРИЗ

ЭТАПЫ

ЦЕЛЬ ЭТАПА

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

1. Самоопределение к учебной деятельности.

1 МИН

Развитие умений самооценки готовности к уроку

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день  улыбчивым лицам,

Мы рады видеть каждого из Вас!

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Как вы думаете для чего?

Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней, интересней и т.д.

-включение в работу на личностно-значимом уровне

2. Актуализация знаний

7МИН

Развитие умения применять знания при выполнении заданий; умения

Введение в тему занятия. Игра «Да-нетка».

- У меня в коробке лежит предмет, а какой, вам надо догадаться.

- Правильно, у меня колесо.

(слайд с изображением колеса)

Первые колеса известны в Азии с незапамятных времен. Именно отсюда колесные средства  транспорта начали распространяться на восток. Посмотрите, как выглядили первые колеса, найденные при раскопках, они представляли цельный кусок дерева или камня, имеющий округлую форму. Сравните их пожалуйста, с современным колесом. Скажите, отличаются ли они и чем?

Ребята, а кто-нибудь из вас может мне сказать определение, что такое колесо?

Какими признаками обладает этот механизм?

А теперь, когда мы выяснили признаки колеса, кто сможет сформулировать определение: что такое колесо?

Как вы думаете, благодаря кому колесо изменилось?

Что помогает человеку придумывать новые, удобные вещи?

А как называют человека, который придумывает новые изделия, или делает старые более удобными?

А вы любите изобретать?

Хотите попробовать себя в роли изобретателей? Сегодня вам представится такая возможность.

Скажите, а что невозможно представить без колеса?

Дети задают вопросы, по которым можно угадать предмет

Предположения детей

(ПОМОЩЬ колесо – это механизм)

имеет круглую форму

крутится вокруг своей оси

механизм, круглой формы, который

крутится вокруг своей оси

человеку

фантазия, творчество, воображение

изобретатель, фантазер

да

транспорт

-учебно-познавательный интерес;

-умение классифицировать объекты по общему признаку

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения

3. Постановка учебной задачи

2МИН

Ценностная ориентация на определение границы «знания/незнания»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

- Сегодня мы будем  говорить о транспорте. Какие виды транспорта вы знаете?

- А как вы думаете, что мы будем  учиться делать на занятии?

о транспорте

- изобретать

-учебно-познавательный интерес;

-умение определять виды деятельности на  занятии

4. Работа по теме

5МИН

Ценностная ориентация на выявление новых

знаний  о разнообразии изобретений человека.

 - С давних времен человек был очень наблюдательным и любопытным. Изобретатель – такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает.

Человеку очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал диковинную птицу с неподвижными крыльями….

И помогла ему в этом …..  

    Самолет – это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу.

-одуванчик

 Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится?

-рыбу

- Что человек придумал, наблюдая за рыбами?

Их обтекаемая форма помогла создать подводные лодки.

- рыбий хвост

Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты.

- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем?

- И таких примеров очень много. С давних времен человек был близок к природе. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

на слайде учитель показывает детям картинки, а они должны сами догадаться, что мог человек изобрести, наблюдая за представленными животными и растениями

самолет

птица

- вертолет.

-полетят пушинки, как парашютики.

- подводная лодка

- ласты.

Природа

-учебно-познавательный интерес;

-умение классифицировать объекты по общему признаку

-проявление ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения

5. Физ

минутка

2 МИН

Загадочная физминутка.

УПРАЖНЕНИЕ.

Крутить шеей так, чтобы сама шея не двигалась (поворачивать весь корпус).

УПРАЖНЕНИЕ.

Погладить себя по голове, не касаясь рукой (погладить каким-то предметом или рукой соседа).

УПРАЖНЕНИЕ.        

Поднять руки выше головы, но ниже парты (поднять руки, присев на корточки).

УПРАЖНЕНИЕ .

Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).

Работа по теме

10 МИН

7 МИН

Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Игра «Теремок».

На свете всё на всё похоже:

Змея-на ремешок из кожи,

Луна-на круглый глаз огромный,

Журавль-на тощий кран подъёмный,

 Кот полосатый- на пижаму,

Я-на тебя, а ты-на маму.

Ход игры: (у хозяина теремка корона «Транспорт»)

На интерактивной доске теремок, рядом картинки. Выбирается хозяин теремка, остальные подходят по очереди к теремку и проводят с хозяином диалог:

Итог игры. Вывод:

Но два предмета вы не заселили в теремок. Почему?

- Тук-тук, кто в теремочке живет?

-Я, (называет себя). А ты кто?

- А я – (называет себя). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, что у нас общего, то пущу.

Гость выбирает картинку, называет  общие признаки. После этого передвигает ее  в теремок и т.д. Если кто-то затрудняется, другие помогают).

все что нас окружает может иметь какие-то общие признаки: по цвету, по действиям, по форме, размеру и т.д. Благодаря этому и наблюдая за этими признаками, человек научился изобретать.

отвечает хозяин теремка.

-положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения

 

Знакомство с изобретателем И.П.Кулибиным. (с сообщением выступает ребенок)(слайд-презентация)

      - А сейчас мы с вами познакомимся с одним известным изобретателем.

Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И.Кулибину.

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед).

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомашина).

Выступление ученика:

- Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер,  изобретатель по Иван  Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было более 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

6. 1 МИН

Музыкальная физминутка

7. Закрепление

10 МИН

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

Игра «Усовершенствуй  велосипед».

- В начале урока я вам пообещала, что вы сегодня попробуете себя в роли изобретателей. Хотите побывать в роли  изобретателя?

-  Давайте пофантазируем.

Детям предлагается групповая игра «Усовершенствуй  велосипед». (Картинки с изображением велосипеда для каждой группы).

После работы в группе рассказать о своем изобретении. (выбрать выступающего)

Дети дорисовывают интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т.д.).

-применение полученных знаний в практической деятельности

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения

-устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения проблемы

8.Подведение итога. Рефлексия.

2 МИН

Оценить собственную деятельность на уроке;

Создание ситуации осмысления всей работы на уроке и полученного результата.

- Наше занятие подошло к концу. Скажите, что вам сегодня на занятии особенно запомнилось, понравилось? Что вы расскажите своим друзьям и родителям о сегодняшнем занятии.

-А сейчас каждый из вас покажет мне и нашим гостям, с каким настроением он заканчивает занятие.

Перед вам воздушные шарики, расположите свой смайлик на определенный круг: желтый – мне очень понравилось занятие, я узнал много нового; красный – мне понравилось, было интересно; синий – мне было неинтересно, ничего нового я не узнал.

Оценивают свою успешность на уроке.

-мотивация на выявление личностного смысла учения

-осознание ценности полученных знаний и способов действий, определение успешности на уроке

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек- изобретатель

Слайд 2

« Да-Нетка »

Слайд 3

Первые колеса

Слайд 5

ТРАНСПОРТ

Слайд 17

Загадочная физминутка

Слайд 19

Усовершенствуй велосипед

Слайд 20

Итог урока. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Пернатые изобретатели"

Конспект урока с презентацией по учебнику Вахрушева, УМК "Школа 2100"...

Урок по теме "Пернатые изобретатели" 3 класс по системе "Школа 2100"

Урок окружающего мира по теме "Пернатые изобретатели" знакомит детей со строением птиц, их приспособлением к полёту, воспитывает чувство бережного отношения к природе. Урок  проводится по системе...

Пернатые изобретатели. 3 класс.

Программа "Школа-2100". Окружающий мир. Обитатели Земли.В работе собран материал, помогающий изучить класс птиц на уроках в 3 классе...

Урок литературного чтения в 4 классе М.Пришвин "Изобретатель"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления...

Презентация "Пернатые изобретатели"

Презентация к уроку окужающего мира по теме: Пернатые изобретатели. 3 класс Образовательная система "Школа 2100"...

Урок окружающего мира в 3 классе "Пернатые изобретатели"

Урок окружающего мира, 3А классТема урока: Пернатые изобретатели...

Для Вас, ученики: выдающиеся русские изобретатели

Здесь фамилии наших учёных, которые совершали великие открытия!...