Урок по теме "Пернатые изобретатели" 3 класс по системе "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок окружающего мира по теме "Пернатые изобретатели" знакомит детей со строением птиц, их приспособлением к полёту, воспитывает чувство бережного отношения к природе. Урок  проводится по системе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Hod_uroka.docx17.14 КБ
Файл Tema_uroka.docx11.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Ход урока.

  1. Оргмомент. 
  2. Повторение изученного.

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. А сейчас повторим материал предыдущих уроков.

 – Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными? (Да. Жёсткая и сухая кожа из роговых щитков или чешуи, откладывают яйца на суше. Дышат лёгкими.) Примеры.

- Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных? (Температурой тела)

- Что общего и чем отличаются ящерица, змея, черепаха и крокодил? (Пресмыкающиеся. У всех есть лапы, у змеи нет).

- Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца? (Холоднокровные).

-Как вы думаете, какая одежда лучше греет?

-Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо отгадать:

Загадка. Снится ночью пауку

                 Чудо-юдо на суку

                Длинный клюв и 2 крыла

               Прилетит – плохи дела.

              А кого паук боится

              Угадали? Это…..   (Птицы). КАРТИНКИ ПТИЦ на доску.

Слайд 1. Тема урока «Пернатые изобретатели»

А что значит «изобретать»? (Придумывать что-то новое, неизвестное ранее). Почему пернатые? (Перья есть только у птиц).

Попробуйте дать определение: птицы – это…. (пернатые животные)

Птицы – это животные, отличительной особенностью которых является перьевой покров.

- Птицы – одни из самых многочисленных и интересных жителей нашей планеты.

Класс птиц включает около 9000 видов. Способность к полёту позволила птицам распространиться по всему земному шару. Пернатые составляют основную часть фауны Арктики и Антарктики. Существовать в условиях холода птицам позволяет постоянная температура (41-43гр.С), интенсивный обмен веществ и перьевой покров.

  1. Работа по учебнику. Проблемный вопрос.

Слайд 2. Скелет птиц. 

-Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные. Скелет птицы состоит из лёгких трубчатых костей (ТРУБОЧКА). Вместо зубов – лёгкий клюв. Кости сросшиеся, поэтому они прочные и лёгкие. Некоторые внутренние органы птиц уменьшены, зато полётные мышцы развиты больше, чем все остальные. Но главное изобретение птиц – это, конечно, перья.

Слайд3. Перья. Рассматривание перьев.

-Опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как застёжка-липучка (ПОКАЗАТЬ). Вот почему перья такие лёгкие, прочные, упругие и тёплые. Перо состоит из неживого в-ва, созданного клетками кожи. Со временем оно изнашивается. поэтому один или два раза в год у птиц наступает период линьки. Старые перья выпадают, а на их месте вырастают новые.

Слайд 4. Взмахи крыльев. Крылья птиц – это видоизменённые передние конечности. Оперение крыльев и хвоста служит для опоры на воздух. Прочитать надпись.

Для полёта нужна энергия, поэтому птицы много едят и быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях. Жир мало весит, и поэтому используется как топливо для дальних перелётов.

Обмен веществ у птиц идёт очень быстро: они теплокровные животные, температура тела постоянная, более +40гр. Поддерживать такую температуру в зимние морозы помогает пушистое оперение. Оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду. (ПО УЧЕБНИКУ КАРТИНКИ)

Весной начинается горячая пора для птиц – сезон размножения. Самцы занимают для своей будущей семьи лучшие участки и пением сообщают другим, что это место занято. СЛАЙД «Соловей и его пение». Самка строит уютное гнездо, откладывает не все яйца сразу, а по одному в день, и насиживает их . Птенцов выкармливают обычно оба родителя.

  1. Работа по учебнику. Стр.106, нижние картинки.

СЛАЙДЫ 6,7,8,9 «Перелётные и осёдлые птицы»

- В конце лета молодые птицы достигают размеров взрослых. Осенью насекомые прячутся, семена трав скрываются под снегом. Многие птицы, не дожидаясь голода, улетают в тёплые края. Они называются перелётными. Другие птицы находят корм на деревьях, семена в шишках, насекомых под корой. Они остаются зимовать в местах, где появились на свет, и называются оседлыми.

Зимой мы обязательно должны их подкармливать. СЛАЙД 10.

  1. Игра «Угадай!»    СЛАЙДЫ 11, 12,13,14.
  2. «Кто чем питается?» СЛАЙД 15.
  3. Подведение итога. Какое же самое главное изобретение у птиц?  Что на уроке показалось интересным? Что не удалось? РЕФЛЕКСИЯ. . Если урок понравился – покажите мне зелёный лист, если понравился, но в чём-то было трудно – жёлтый. Если урок не понравился, то коричневый лист.

 Сейчас украсим хвост павлина.

  1. Оценки.
  2. Домашнее задание: прочитать материал стр.104-107, выполнить задание на стр.108.      

       



Предварительный просмотр:

Тема урока: Пернатые изобретатели.

Цель урока: повторение и закрепление ранее изученной темы; углубление знаний детей о классе птиц, знакомство с их приспособлениями к полёту.

Задачи урока:

1.образовательные: повторить и углубить знания о пресмыкающихся, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; познакомить с классом птиц; расширить кругозор детей.

2.развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности детей; развивать умение работать сообща и дружно, вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание, эмоции; умение критически оценивать работу на уроке – способность к рефлексии.

3.воспитательные: воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать усидчивость, прилежание, любознательность, пытливость в процессе учения; воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, чучела птиц, картинки с изображением птиц, карточки с загадками о птицах, учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма в 1 классе (ОС "Школа 2100") Заглавная и строчная буква С,с

Уметь красиво и разборчиво писать должен каждый. Почерк показывает отношение писавшего к читающему. Считаю, что культуру письма надо воспитывать именно в 1 классе. ...

Открытый урок по математике 1 класс.УМК "Школа 2100" "Больше, меньше. Сравнение чисел"

Конспект урока по математике, 1 класс, УМК  "Школа 2100" "Больше, меньше. Сравнение чисел"...

Календарно - тематическое планирование уроков математики в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Т.Е. Демидова, С. А. Козлова

Календарно - тематическое планирование составлено в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной образовательной программой Школа "2100" и обеспечено УМК: учебником "Матем...

Конспект урока математики в 1 классе. Программа "Школа 2100"

Тема: Числа от 1 - 7. Прибавление и вычитание числа 4 разными способами.  (Способы самооценки)...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКИ 1 КЛАСС ОС ШКОЛА 2100 Т.Е. ДЕМИДОВА, С.А. КОЗЛОВА ПО ТЕМЕ "РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ" УРОК № 83

ДАННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. ТИП УРОКА - УРОК РЕФЛЕКСИИ. НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ РАЗНОООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ПАРНАЯ, ГРУППОВАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ....

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...