Школа Развития: Математика. 5-7 лет
рабочая программа по математике

Шаравьева Оксана Александровна

Дополнительная общеразвивающая программа по учебной дисциплине «МАТЕМАТИКА» составлена на основе авторской образовательной программы «Вся дошкольная программа. Математика» С.Е. Гавриной, предназначенной для занятий с детьми 5—7 лет, разработанная в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образования РФ.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени, считать и сравнивать числа первого десятка, решать простые задачи, различать геометрические фигуры.

Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому на подготовительной к школе ступени обучения особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: "равно", "больше", "меньше", "целое и часть", зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.

У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

Данная программа по развитию элементарных математических представлений детей считается подготовительной к школе и предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми на предыдущих ступенях обучения. При решении математических задач уделяется внимание не столько поиску ребёнком ответа, а обнаружению им разнообразных путей решения. Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shr_matematika.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Мулянская средняя школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «Мулянская средняя  школа»

 ______ Н.Ю. Бажукова

Приказ № _____

 от «30» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Школы развития

по развитию математических способностей

5-7 лет

2021-2022 учебный год

О.А. Шаравьева

учитель начальных классов

высшей категории

п. Мулянка, 2021 г.


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………..........….3

Тематическое планирование………………………………………………….10

Ожидаемый результат усвоения программы...................................................11

Список литературы............................................................................................14


Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа по учебной дисциплине «МАТЕМАТИКА» составлена на основе авторской образовательной программы «Вся дошкольная программа. Математика» С.Е. Гавриной, предназначенной для занятий с детьми 5—7 лет, разработанная в соответствии с дошкольными программами, одобренными и рекомендованными Министерством образования РФ.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени, считать и сравнивать числа первого десятка, решать простые задачи, различать геометрические фигуры.

Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому на подготовительной к школе ступени обучения особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: "равно", "больше", "меньше", "целое и часть", зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др.

Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.

У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

Данная программа по развитию элементарных математических представлений детей считается подготовительной к школе и предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми на предыдущих ступенях обучения. При решении математических задач уделяется внимание не столько поиску ребёнком ответа, а обнаружению им разнообразных путей решения. Необходимо научить дошкольника рассуждать, доказывать, не бояться ошибок и проявлять упорство при преодолении трудностей

Цель программы: подготовка детей к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребёнка, преодоление факторов дезадаптации за счёт выравнивания стартовых возможностей каждого ребёнка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Формировать простейшие математические представления.

2. Формировать представление о множестве и числе, соответствии числа и цифрового символа.

3. Учить сравнивать множества.

4. Научить определять состав числа из двух меньших в пределах первого десятка и образованием чисел второго и последующих десятков путем разложения числа на десятки и единицы.

5. Способствовать формированию представлений об арифметических действиях и их взаимосвязях. Учить решать простейшие арифметические задачи.

6. Различать и называть математические знаки сравнения: >, <, =, научиться использовать их при сравнении предметов, чисел.

7. Введение в активную речь простейших математических терминов.

8. Формировать правильную речь, обучая правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

9. Сформировать представление о плоских и объёмных геометрических фигурах.

10. Сформировать представление о времени и пространстве.

Развивающие:

1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, произвольное внимание, зрительно-слуховое восприятие, воображение.

2. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук, умение ориентироваться в тетрадях, на листе бумаги, в пространстве и во времени.

3. Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи.

Воспитательные:

1. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

2. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность.

3. Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

4. Воспитывать чувство коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

5. Активизировать навыки использования полученных знаний и умений на практике.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

• учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей;

• системность и плановость;

• уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• занимательность, непринуждённость, игровой характер учебного процесса;

• развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

• наглядность;

• контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам.

В соответствии с логикой развития ребёнка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по данной программе инварианта. Её цель — подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

В основу программы заложен принцип построения содержания «по спирали»: т.е. один и тот же основной круг понятий рассматривается на разном уровне сложности. Новые знания открываются с помощью педагога путём анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения.

Основополагающие идеи программы:

  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • создание системы непрерывного обучения дошкольников, в основе которой лежит идея интеграции, как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредствам синтеза объединяются в целостную систему;
  • формирование психологической готовности к школе.

Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы дидактических принципов:

- принцип психологической комфортности;

- принцип деятельности;

- принцип минимакса;

- принцип целостного представления о мире;

- принцип вариативности;

- принцип творчества;

- принцип непрерывности.

Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Срок реализации программы – 7 месяцев (с 1 октября по 30 апреля).

Режим занятий: один раз в неделю по одному «уроку». Продолжительность «урока» - 20 - 25 минут. В группе — 12—15 человек.

Структура занятий.

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и изучению пройденного, проверке усвоения знаний детьми.


Проводя занятия, важно органически связать его части, обеспечить правильное распределение умственной разгрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.

Для того чтобы дети лучше поняли и запомнили программный материал, педагог может попросить их выполнить некоторые задания дома под контролем родителей, которым, в случае необходимости, разъясняются отдельные задания и способы их решения.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

  • использование игровых методов преподавания;
  • смена видов деятельности;
  • положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
  • выполнение домашних заданий по желанию ребёнка и обязательная их оценка преподавателем - наклейка

Связь с родителями осуществляется на протяжении всего учебного года в форме индивидуальных бесед в течение учебного года.

Содержание учебного предмета.

Количество и счет

На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 10, называют их в прямом и обратном порядке, соотносят заданное количество предметов с цифрой, определяют на слух пропущенное число, называют его, определяют предыдущее и последующее число, отвечает на вопросы «Сколько?» , «На котором по счету месте?». Большое количество графических заданий (рисование палочек, узоров, кривых и ломаных линий, штрихование и раскрашивание, выполнение графических диктантов) развивают мелкую моторику.

Ребенок учится составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц: 5 – это 1, 1, 1, 1 и еще 1; учится раскладывать число на два меньших его числа и составлять из них большее: 8 – это 4 и 4 или 3 и 5.

Дети работают с основными математическими знаками: +, -, =, <, >, учатся их писать и применять при решении примеров и задач на наглядной основе. Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства. Придумывают задачи по картинкам и сами их решают.

Геометрия

На занятиях по этой теме дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. При помощи ученической линейки измеряют длину, ширину, высоту предметов (в см) и сравнивают несколько предметов по данным измерениям. Дошкольники активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету. Они учатся сравнивать предметы, используя методы наложения и приложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2-3 признакам. Находят в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 2-3 признакам. Кроме того, у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз). На занятиях пользуются такими понятиями, как линия, прямая линия, кривая линия, отрезок, точка, угол, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, четырехугольник и др.; рисуют их и узнают в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур

Ориентировка в пространстве

На занятиях по этой теме дети определяют положение предмета в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки: усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.

Кроме того, дошкольники учатся ориентироваться по словесной инструкции и по плану, определяют свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия: внутри, вне. При этом они должны правильно употреблять в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.

Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, на странице книге, в строчке и в столбике клеток; знакомятся с зеркальным отображением.

Ориентировка во времени

На занятиях по этой теме дети называют, какой сегодня год, месяц, день недели, какое время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами. Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой день сегодня, какой будет завтра и послезавтра. Активно используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, давно, быстро, медленно. Знакомятся с мерами времени: минута, час. Учатся устанавливать на макете часов заданное время. Узнают о цикличности, повторяемости дней недели, месяцев, времен года.


Тематическое планирование

 

№ занятия

Содержание учебного материала

1

Счет. Сколько? Сравни. Найди отличия

2

Количество и число. Одинаковые, дорисуй

3

Порядок чисел. Сравнение по длине

4

Счет от 0 до 10.  Форма предмета и геометрическая фигура

5

Счет от 10 до 0. Сходство и различие

6

Состав числа 2. Объединение предметов по разным признакам

7

Состав числа 3. Объединение предметов по определенному признаку

8

Состав числа 4. Найди лишнее

9

Состав числа 5. Подбор признака к группе

10

Состав числа 6. Противоположность

11

Состав числа 7. Смысловые пары

12

Состав числа 8. Определенная закономерность

13

Состав числа 9. Продолжи ряд

14

Состав числа 10. Найди закономерность

15

Сравнение чисел. Последовательность

16

Знаки сравнения. Умозаключения

17

Сравнение количества. Умозаключения

18

Больше, меньше, равно. Рассуждения

19

Дополни до условия. Рассуждения

20

Знаки + - = и действия. Линии

21

Решение примеров на сложение. Углы

22

Решение примеров на вычитание. Многоугольники

23

Уменьшение на 1. Ориентирование в пространстве

24

Увеличение на 1. Лево, право. Лабиринт

25

Решение примеров +-2. Ориентирование во времени

26

Решение примеров +-3. Пространственное мышление

27

Решение простых задач. Соотношение фигуры и предмета

28

Решение простых задач. Логические задачи

Ожидаемый результат усвоения программы.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса основным результатом должно стать формирование у детей первоначального интереса к познанию, развитие у них внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом обучающиеся должны

знать:

• числа от 1 до 10;

• порядковый счет в пределах 10;

• состав числа первого десятка;

• предшествующее число, последующее, числа-соседи;

• простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная;

• временные части суток: утро, день, вечер, ночь;

• название дней недели;

• название месяцев и времен года;

• знаки +, -, =, >, < и правильно их использовать;

• прием попарного сравнения, методы наложения и приложения;

• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки;

• плоскостные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы;

уметь:

• считать от 1 до 10 и от 10 до 1;

• раскладывать числа первого десятка на десятки и единицы;

• правильно использовать знаки +, -, = при решении задач и примеров;

• сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота, длина, ширина, толщина, вес;

• сравнивать предметы по 2—3 признакам;

• выделять из группы предметов «лишний» предмет по 2—3 признакам;

• выбирать и группировать предметы по 2—3 признакам;

• называть простейшие геометрические понятия: точку, отрезок, луч, угол, прямую линию, ломаную линию;

• правильно назвать и показать все известные геометрические фигуры, их вершины, стороны, углы;

• ориентироваться в пространстве;

• выбирать и называть направление движения;

• правильно использовать в речи предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через;

• ориентироваться в клеточке, в тетради в клеточку, на листе бумаги;

• ориентироваться по плану и по словесной инструкции;

• найти каждый первый, каждый второй, каждый третий... предпоследний, последний предметы;

• определять время и правильно устанавливать время на макете часов;

• выполнять графические диктанты на слух;

• раскрашивать и штриховать;

• грамотно отвечать на поставленный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки"

Презентация подготовлена к занятию №3 курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит биографические справки об ученых, задания на счет, интересные историчес...

Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"

В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса....

Развивающий курс для детей дошкольного возраста «Школа развития». "Ломоносовская школа" (Предшкольная подготовка)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Ломоносовская школа» Н.В.Володина. В.А.Егупова, издательство «Эксмо», М.: 2014Цель курса -   Соз...

Рабочая программ "Школа раннего развития" Математика.

Представлена программа по развитию и  математической подготовке учащихся 0-1 класса.В программе учитывается  особенности детей 6-7лет. В прграмме дано тематическое и почасовое планирование. ...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...

Программа развития МБОУ "Лицей № 1" "Школа развития и самоопределения" на 2018-2023 г."

Программа расчитана на развитие с 2018 по 2023 учебный год....