Выступление на педагогической конференции
статья (1, 2, 3, 4 класс)

 Булгакова Ольга Сергеевна
 
Развитие познавательных процессов и формирование УУД у младших школьников по курсу внеурочной деятельности "Шаги к успешности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2019-2020.docx19.37 КБ
Файл konferentsiya_2019_-2020.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов и формирование УУД у младших школьников  по курсу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».

Чтобы увидеть, надо уметь смотреть;

Чтобы услышать – надо уметь слушать.

И. М. Сеченов

О замечательном будущем для своего ребёнка мечтают все родители. Они хотят видеть детей успешными и благополучными. Учителя, принимая  детей в 1 класс, также мечтают об их успехах и достижениях. И государство, и общество заинтересованы в успешной молодёжи, ведь от её представителей зависит и будущее государства.

За последние десятилетия произошёл переход от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать проблемы в любых ситуациях, уметь сотрудничать и работать в группах.

Как же этого добиться? Для решения этого вопроса современная система образования ставит важнейшую задачу – формирование универсальных учебных  действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Обеспечение развития УУД у детей в возрасте 6-9 лет наиболее успешно на основе содержания занятий по развитию познавательных процессов.  А если учитывать тот факт, что в настоящее время к моменту поступления в школу далеко не у всех детей сформированы базовые психические функции, то эти занятия в школе становятся не только полезными, но и необходимыми.

Для организации  систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов младших школьников и создан учебно-методический комплект «Шаги к успешности».

Формирование УУД по этому комплекту обеспечивается системой занятий, целенаправленностью разработанных заданий, ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

Цель программы: развитие у учащихся познавательных процессов и формирование УУД, обеспечивающих компетентность «умения учиться».

Для достижения  поставленной цели  следует решить ряд задач: 

  1. Создание положительного эмоционального фона.
  2. Формирование у детей позитивного настроя  к познавательной деятельности.
  3. Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь.
  4. Формирование и совершенствование внутреннего плана действий.
  5. Формирование УУД.

На всех занятиях  по программе «Шаги к успешности» вне зависимости от темы, происходит развитие познавательных процессов и формирование различных видов УУД: коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных.   Особое внимание уделяется развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания.

         Основные содержательные линии программы:

  1. Развитие  познавательных процессов.
  2. Формирование и совершенствование внутреннего плана действий..
  3. Формирование УУД.
  1. Развитие процессов. Развитие восприятия, пространственного и творческого воображения, комбинаторных способностей, пространственного мышления, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, развитие внимания, памяти.
  2.  Внутренний план действий (ВПД) – это способность выполнять действия в уме. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта. Развитие ВПД обеспечивает способность ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения.
  3.  Для формирования регулятивных УУД используются следующие методы и приёмы работы:

-  «Оцени свою учебную самостоятельность» (перед выполнением каждого задания ребёнок задумывается над тем, сможет ли он выполнить данное задание самостоятельно, достаточны ли для этого его знания\ и умения. Это  позволяет ребёнку научиться прогнозировать и правильно рассчитывать  свои силы , оценить  свою возможность, выполнить данное задание самостоятельно.)

- «Оцени успешность выполнения задания»

- «Оцени свою работу: свои старания и свой результат».

- «Рефлексия» (эмоциональная, деятельностная, коммуникативная).

        Для формирования коммуникативных УУД на занятиях используются  следующие правила поведения и формы деятельности:

  1. Работаем активно. Если хочешь много узнать и понять – работай активно.
  2. Внимательно слушаем каждого. Если хочешь много знать – научись внимательно слушать.
  3. Не перебиваем человека, когда они говорит. Этим мы показываем своё уважение к этому человеку, демонстрируем, что нам интересно его мнение, его внутренний мир. Если ты хочешь, чтобы тебя внимательно слушали другие, научись сам слушать окружающих.
  4. Задаём вопросы после того, как выступающий закончил говорить. Будь терпеливым, не спеши и слушай внимательно.
  5. Помни, каждый имеет право на собственное мнение. Слушаем все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  6. Над ошибками других не смеёмся. Ошибку может допустить каждый: и взрослый , и ребёнок.
  7. Вместе создаём атмосферу доброжелательности и уважения друг к другу.

Соблюдение этих норм позволяет создать комфортную безопасную психологическую  атмосферу занятий.

Для формирования познавательных УУД используются задания, включающие в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Содержание каждого занятия нацелено на развитие и помогает ориентировать детей:

- быть активным и инициативным, устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- доброжелательно относиться к сверстникам;

- проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных заданий;

- вырабатывать самостоятельность мышления;

- учиться контролировать себя, свои действия и поступки;

- способствовать развитию волевых качеств дисциплинированности, самостоятельности, выдержки, организованности, решительности, инициативности.

Эта программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребёнку, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и психофизиологические особенности.

Закончить теоретическую часть своего выступления хочется фразой – Чтобы быть успешным, надо уметь учиться!

Практическая часть выступления. 

Булгакова Ольга Сергеевна

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Развитие познавательных процессов и формирование УУД у младших школьников по курсу внеурочной деятельности «Шаги к успешности» Учитель начальных классов: Булгакова О.С.

Слайд 3

Чтобы увидеть, надо смотреть; Чтобы услышать – надо уметь слушать. И.М. Сеченов

Слайд 4

Цель программы : развитие у учащихся познавательных процессов и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться»

Слайд 5

Задачи: Создание положительного эмоционального фона. Формирование у детей позитивного настроя к познавательной деятельности. Развитие познавательных процессов: восприятие, воображение, внимание, п амять, м ышление, речь. 4. Формирование и совершенствование внутреннего плана действий. 5. Формирование УУД.

Слайд 6

Основные содержательные линии программы: Развитие познавательных процессов. Формирование и совершенствование внутреннего плана действий. Формирование УУД

Слайд 7

Правила поведения и формы (нормы): Работаем активно. Если хочешь много узнать и понять – работай активно. Внимательно слушаем каждого. Если хочешь много знать – научись внимательно слушать. Не перебиваем человека, когда он говорит . Этим мы показываем своё уважение к этому человеку, демонстрируем, что нам интересно его мнение, его внутренний мир. Если ты хочешь, чтобы тебя внимательно слушали другие, научись сам слушать окружающих. Задаём вопросы после того, как выступающий закончил говорить. Будь терпеливым, не спеши и слушай внимательно. Помни, каждый имеет право на собственное мнение. Слушаем все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Над ошибками других не смеёмся. Ошибку можно допустить каждый: и взрослый, и ребёнок. Вместе создаём атмосферу доброжелательности и уважения друг к другу.

Слайд 11

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной педагогической конференции

Выступление на районной педагогической конференции "Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся как технологическая основа ФГОС" на тему "Использование системно-деятельностного под...

Выступление на педагогической конференции "Итоги введения инклюзивного образования в образовательной организации (МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)"

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Итоги введения инклюзивного образования в образовательной организации (МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)" от 28.08.2017 г...

Выступление на Методической конференции «Педагогический калейдоскоп»

Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся, воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"....

Августовская педагогическая конференция учителей презентация к выступлению

Презентация  по формированию УУД на уроках математики...

Роль креативного мышления в развитии творческих способностей детей .Выступление на педагогической конференции.

Выступление участника инновационной площадки" Инновационные решения  в области воспитания на основе духовно - нравственных ценностей ....