Выступление на августовской конференции педагогических работников
статья по окружающему миру по теме

Вологжина Евгения Владимировна

                                                        « Школьное лесничество   в условиях   модернизации образования»

 

 

                  Качество человеческой личности во многом зависит от качества атмосферы, в которой происходит его становление. Позитивность отношения к миру, его богатству, понимание сути происходящего внутри и вовне явлений и процессов. Умение слушать и слышать духовный мир внутри себя, понимание законов природы и готовность к дальнейшему их раскрытию- вот основная задача воспитания человека будущего.

                 Особое значение в экологическом воспитании детей в настоящее время приобретает работа школьного лесничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konfer.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

          « Школьное лесничество   в условиях   модернизации образования»

Качество человеческой личности во многом зависит от качества атмосферы, в которой происходит его становление. Позитивность отношения к миру, его богатству, понимание сути происходящего внутри и вовне явлений и процессов. Умение слушать и слышать духовный мир внутри себя, понимание законов природы и готовность к дальнейшему их раскрытию- вот основная задача воспитания человека будущего.

Особое значение в экологическом воспитании детей в настоящее время приобретает работа школьного лесничества.

Школьное лесничество – это не новь, а вернувшаяся реалия дня. Одна из масштабных задач, стоящих перед человечеством, - воспитание человека с новым мышлением и правильным отношением к природе. Многое в её реализации способна сделать система образования. Такие качества, как позитивное отношение к природе, понимание её законов, сути происходящих в ней явлений и процессов, должны вырабатываться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Организовывая работу школьного лесничества, я  в первую очередь, опиралась на образовательные программы дополнительного образования детей, способствующие воспитанию ноосферного Человека:

  1. Учить человека позитивно мыслить.
  2. Уважать право личности, его интересы и способности.
  3. Учитывать типы мышления и проявления их в разных средах.
  4. Не нарушать естественного базового права человека развиваться сообразно со своей природой.

В школе разработано положение о школьном лесничестве.

Членами школьного лесничества являются учащиеся 7-10 классов.

Школьное лесничество сотрудничает с Усть-Удинским лесничеством. Наши консультанты - специалисты Усть-Удинского лесничества – Крыс Василий Петрович, Баженова Ольга Альбертовна, Балыбина Марина Викторовна.

Цель создания школьного лесничества:

  Воспитание у обучающихся бережного  отношения к природе;

углубление знаний  в области лесного хозяйства и экологии, умений осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение, приумножение лесных богатств.

На основании цели разработаны задачи:

 

  • эколого-биологическое и эколого-лесохозяйственное образование обучающихся;
  • оказание практической помощи в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов от пожаров , самовольных порубок, по озеленению школьных территорий, населенных пунктов и дорог;
  • обучение навыкам опытно-исследовательской работы для решения различных проблем в области охраны природы и лесного хозяйства;
  • профессиональное самоопределение обучающихся;
  • пропаганда среди населения о пожарной безопасности в лесах;

организация и проведение мероприятий природоохранной направленности

   Возглавляет управление школьным лесничеством: общее собрание членов школьного лесничества. Руководит работой - совет школьного лесничества во главе с руководителем  школы и представителями лесхоза. Также в лесничестве работают сектора: СМИ, лесной, экологический, теоретический.   

Основные направления деятельности:

  1. Практическая природоохранная.
  2. Исследовательская.
  3. Инновационная.
  4. Деятельность, направленная на развитие интересов и профессиональное самоопределение   обучающихся.

На основе составленного договора между АО (ООО) Южное лесопожарное объединение Усть-Удинский лесхоз  и МБОУ СОШ п. Усть-Уда по практической помощи лесничеству  и совместного плана работы проводятся следующие мероприятия:

  • уход за деревьями, подсадка и охрана;
  • распространение листовок среди населения посёлка;
  •  агитационно-просветительская деятельность;
  • выращивание цветочной рассады  для благоустройства цветников, клумб;
  •   научные исследования;
  •  охрана леса от пожаров весной, зимой -  от незаконных вырубок молодых ёлочек;
  • экологический десант;
  •  патрулирование леса ;
  • изготовление кормушек и скворечников,  подкормка птиц в зимний период.

- акции «Чистый берег»;

- озеленение посёлка;

- распространение среди населения противопожарных листовок;

- изготовление скворечников;

- вакцинация членов школьного лесничества;

-

Эколого-просветительская деятельность предусматривает написание проектов, культурно- просветительскую работу, исследовательскую работу на

  1. Пропаганда экологических знаний среди населения:

- публикации в местной печати;

- Акции по пропаганде противопожарной безопасности;

Введение

Никто не будет оспаривать тот факт, что детские впечатления самые сильные, а среди них наиболее запечатляются те, что вызывают сильные эмоции. Природа не может оставить человека равнодушным, контакт с ней всегда эмоционален, так как будит врожденные, интуитивные представления о мире. Потому именно в детском возрасте важен непосредственный контакт детей с природой и чем более продолжителен и более част он будет, тем богаче станет духовный мир ребенка. Именно этого непосредственного живительного контакта лишен современный урбанизированный ребенок.

        Наши социальные институты для детей — детские сады, школа, центры дополнительного образования, к сожалению, в большей своей части, не могут организовать живого контакта с природой. Количество экскурсий ничтожно мало. Уроки и занятия внеурочные носят в основном теоретический характер, а выезд родителей и детей на природу носит больше потребительских или варварских характер.

Возникает вопрос: кто же, какие структуры смогут обеспечить полноценное развитие ребенка? Эта должна быть такая организация, которая смогла бы не только расширять теоретические знания о природе, но показать социальную, экономическую значимость этих знаний и, конечно, духовное  и творческое развитие наших детей.

В современном образовании происходит  развитие новых тенденций, связанных с расширением содержания и функций сферы субъектного социального опыта подростка, способствующие становлению его ценностных ориентаций. Одним из основных условий становления ценностных ориентаций подростков выступает разнообразная социально значимая деятельность, осуществляемая как самим подростком самостоятельно, так и при активном участии других субъектов: ровесников и взрослых.

        

Леса, произрастающие на Байкальской природной территории, играют особую роль в сохранении уникальной экологической системы – объекта Всемирного природного наследия озера Байкал.

Движение школьных лесничеств Иркутской области вносит свой посильный вклад в сохранение лесов и их воспроизводство.

Ежегодно вот уже в двенадцатый раз агентство лесного хозяйства Иркутской области совместно с Центром развития дополнительного образования детей Иркутской области проводит слет школьных лесничеств. Слет является событием, которое с нетерпением ждут и к нему готовятся лучшие юные лесники области. На мероприятии подводятся итоги работы детских объединений за год, проводятся увлекательные конкурсы, мастер-классы, консультации для ребят и семинары для руководителей.

XII слет школьных лесничеств Иркутской области проводился с 1 по 5 июля 2013 г. в кемпинг - отеле «Елочка», на 21 км Байкальского тракта, в живописном месте на берегу Иркутского водохранилища. В этом году слет ознаменовался тем, что в нем приняли участие, кроме 38 команд Иркутской области, 7 команд из других регионов страны: Алтайского, Красноярского, Забайкальского краев, Новосибирской, Омской областей, республик Бурятия и Соха-Якутия.

1слайд: Мы представляем детское объединение МОУ СОШ п. Усть-Уда

              Школьное лесничество « Родничок»

2 слайд: Роль лесов в жизни человека и в поддержании экологического    

                 равновесия на нашей планете многогранна.

                Лес – это чудесный учебник, который создала сама природа.  

3 слайд:

Школьное лесничество – это общественное эколого-образовательное объединение школьников, созданное на добровольных началах, при участии педагогов и специалистов лесного хозяйства п. Усть-Уда.

Цель:  воспитание у обучающихся бережного  отношения к природе;

углубление знаний  в области лесного хозяйства и экологии, умений осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение, приумножение лесных богатств.

4 слайд:            Задачи:

  • эколого-биологическое и эколого-лесохозяйственное образование обучающихся;
  • оказание практической помощи в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов от пожаров , самовольных порубок, по озеленению школьных территорий, населенных пунктов и дорог;
  • обучение навыкам опытно-исследовательской работы для решения различных проблем в области охраны природы и лесного хозяйства;
  • профессиональное самоопределение обучающихся;
  • пропаганда среди населения о пожарной безопасности в лесах;
  • организация и проведение мероприятий природоохранной направленности.

5 слайд:   Возглавляет управление школьным лесничеством: общее собрание членов школьного лесничества. Руководит работой - совет школьного лесничества во главе с руководителем  школы и представителями лесхоза. Также в лесничестве работают сектора: СМИ, лесной, экологический, теоретический.   

6 слайд:   Основные направления деятельности:

  1. Практическая природоохранная.
  2.  Опытно-исследовательская.
  3. Инновационная.
  4. Деятельность, направленная на развитие интересов и профессиональное самоопределение   обучающихся.

7 слайд:  

Основными  направлениями  деятельности являются:

  • уход за деревьями, подсадка и охрана;
  • восстановление леса после рубок главного пользования и рубок после лесных пожаров;
  •  биологические способы защита леса от вредителей и болезней – привлечение птиц, расселение муравьев;
  • выращивание цветочной рассады  для благоустройства цветников, клумб;
  •   исследования лесных растительных сообществ;
  •  охрана леса от пожаров летом, зимой -  от незаконных вырубок молодых ёлочек;
  • экологический десант;
  •  патрулирование леса ;
  • изготовление кормушек и скворечников,  подкормка птиц в зимний период.

В 2006 году по инициативе Усть-Удинского лесничества в МОУ СОШ п. Усть-Уда открыто объединение детей школьное лесничество

« Родничок».

10 слайд: 

Ежегодно школьное лесничество организует акцию

«Очистим природу от мусора»,

 в ходе которой осуществляется сбор мусора в общественных местах.

11 слайд:

Члены школьного лесничества очищают берег реки.

Акция  «Поможем реке».

12 слайд: У нас шесть научно исследовательских работ:

           

13 слайд:- Участие в районных  конкурсах летних программ.

       2009- 9 тысяч

       2010 – 20 тысяч

        2011 – 15 тысяч

14 слайд:-

15 слайд:      Работа в летнем экологическом лагере

16 слайд:  Озеленение поселка

17 слайд: Экологический десант в детском саду « Колокольчик»

18 слайд : Участие в районных конкурсах

19 слайд: Участие в рейдах

20 слайд: Участие в областных слетах

21 слайд: Программа «Лесоводство и лесоведение»

22, 23,24, 25,26,27 –

28 слайд: Лес является единственно открытым для всех источником благодеяний, куда природа по доброте или коварству своего дубового замка. Она как бы вверяет это сокровище благоразумию человека, чтобы он осуществлял здесь тот справедливо- плановый порядок, который она осуществить не может».      

                                                Л.Леонов

29 слайд: Знакомство с профессиями, связанными с лесным хозяйствам.

Лесничий – основной лесной специалист.                  

                  Знает он, о чем щебечут птицы,

                 Плачет ветер и поёт трава…

                 Лист дубовый у него в петлице-

                 Знак с природой кровного родства.

                                           И.  Светличный

30 слайд: В школе создана и работает « Экологическая тропа». В областном конкурсе « Лесная тропинка» наша тропа в 2010 году заняла 2 место.

31 слайд:  В работе СМИ  два направления : либо материал даем мы, либо пишут о нас.

32 слайд: На сегодняшний день в лесничестве 32 грамоты районного и областного значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы".

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы"....

Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сегодня профессиональный успех завтра», 2014 год

Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов  в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сего...

Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся»

Выступление на научно-практической конференции педагогических работников «Организация проектной деятельности обучающихся»...

Материалы участника XVI Всероссийской научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и технического творчества у обучающихся» (28 февраля 2018 г.)

Материалы участника XVI Всероссийской научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и техничес...

Выступление на семинаре педагогических работников. Внеурочная деятельность. Кружок «Юный эколог»

Человечество достигло успехов во многих направлениях науки, промышленности и прочих сфер деятельности. Такой прогресс не может пройти безнаказанно для окружающей среды, ведь любые достижения связаны с...