Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке
статья

Дворниченко Елена Владимировна

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке ( из опыта работы)

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым, что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:

• потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

• владение вербальными и невербальными средствами общения;

• эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;

• умение слушать собеседника.

Почему я больше внимания уделяю формированию коммуникативных навыков?

Уровень подготовленности учащихся 1-го класса на момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги, и дети, знающие отдельные знаки - буквы из азбуки. Многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий я осуществляю через такие формы работы с младшими школьниками:

1. внеклассные мероприятия,

2. уроки,

3. внеурочная деятельность.

Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, то необходимо выделить основной состав коммуникативных и речевых действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах. Ведущие педагоги и психологи выделяют несколько ключевых умений, но наиболее значимыми являются 2аспекта:

• Общение и взаимодействие, т.е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения;

• Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила : нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать(позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниями т. п. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).

Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);

Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).

Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».

Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это – возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритм.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, ( инсценирование отрывка, разговор двух героев, инсценирование произведения)

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках необходимо

использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие

литературных способностей и творческого воображения, например:

1. «Рассказ от первого лица»:

2. «Сказка в заданном ключе» ( сочинить новую историю с созданием к ней

рисунков.)

3. «Изменение развязки истории»:– придумать другое окончание сказки, рассказа.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

Заключение.

Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Результатами своей деятельности по формированию коммуникативных учебных действий на данном этапе я считаю:

1.Умение детей учитывать позиции других людей.

2.Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.

3.Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.

Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении с одноклассниками. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методы формирования у обучающихся эстетической культуры на уроках технологии.

В статье раскрываются методы и средства формирования у обучающихся эстетической культуры на уроках технологии. Предлагаются примеры словесных и наглядных «эстетических сигналов», при...

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКЕ

Статья о методах работы по формированию познавательных УУД на уроке....

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с  окружающим миром и его информационными потоками, но отыскиват...

«Формирование у обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности»

laquo;Формированиеу обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности»  ...

Формирование у обучающихся коммуникативных УУД (умение кооперации) с помощью схематизации

В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для то...

Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке литературного чтения

Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке литературного чтения...