«Формирование у обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности»
статья

Олеся Юрьевна Грибова

«Формирование
у обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности»   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_1.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование
у обучающихся финансовой грамотности на уроках и внеурочной деятельности»  
СЛАЙД 1

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах Слайд 2

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.СЛАЙД 3

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», прошли, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.  Все мы не раз присматривались к поведению и прислушивались к разговорам своих учеников на данную тему. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить.  Создаётся впечатление, что дети не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.

Таким образом, необходимо повышать уровень финансовой грамотности в школах . Это обусловлено тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?» СЛАЙД 4,5

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (УМК « Перспектива») 6 слайд

В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

Рассмотрим задания по финансовой грамотности, которые можно предложить учащимся в 1 классе.    6 слайд

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить.6 слайд

Во 2 классе учащиеся знакомятся с простыми задачами на определение количества товара, стоимости и цены. Узнают о том, как соотносятся между собой стоимость товара, его количество и цена. Важно приучить ребенка работать с ценами товаров, чтобы он знал цены реальных предметов, которыми он пользуется. Можно предложить следующие задачи:

  1. Скакалка стоит 33 рубля. Сколько стоят 3 таких же скакалки?
  2. Альбом для рисования стоит 15 рублей. Сколько таких альбомов Толя сможет купить на 60 рублей?

Чтобы расширить кругозор детей, и сделать математику более для них интересной, можно учащихся познакомить не только с понятиями, но и с историей появления денег.

В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.  7слайд

В 3 классе учащиеся знакомятся с купюрами 100, 500, 1000 рублей, так как счет идет уже в пределах 1000. Рассмотрим задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:

  1. Запишите числовое равенство для размена:

А) купюры в 1000 р. купюрами по 100 р.;

Б) купюры в 500 р. купюрами по 50 р.

Данные знания нужны для того, чтобы знать, как рационально тратить деньги, оплачивая различные покупки.

В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т. В 4 классе учащиеся знакомятся с такими понятиями как доход, расход, семейный бюджет. 7слайд

Личный доход – это личные доходы граждан и семей, получаемые в виде денежных средств.

Денежные средства: заработная плата, пособие, стипендия, пенсия, авторские гонорары, доход от продажи товаров, произведенных в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, доход от продажи личного имущества.

Расходы - это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет? Бюджет семьи - это схема доходов и расходов, показывающая, как зарабатываются, тратятся, во что вкладываются деньги в семье. Слово «бюджет» буквально означает «денежная сумка».(фото)

На уроках русского языка  часто встречаются пословицы, предлагаю учащимся следующую работу. Первая часть пословицы в одной колонке, вторая часть – в другой.   8слайд

 Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?

Труд человека кормит,

 а трудами.

Мал золотник,

лучше большого безделья.

Готовь сани летом,

один отрежь.

Не сиди сложа руки,

тем больше дров.

Назвался груздем,

пригодиться напиться.

Маленькое дело,

да дорог.

Семь раз отмерь,

полезай в кузов.

Жизнь измеряется не годами,

не будет скуки.

Чем дальше в лес,

а лень портит.

Не плюй в колодец,

а телегу зимой.

        На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации. Деньги в литературных произведениях.

СЛАЙД 9

 Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности.

В 3-4 классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта.

  Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность , окружающего мира и литературного чтения, классные часы ,

проектную деятельность, внеурочную деятельность  (Фото учебника ,сборник математических задач «Основы финансовой грамотности 1-4 кл.»,журналы).Слайд10

Темы классных часов :«Зачем нужны деньги», « Как появились деньги»,» Деньги в разных странах», «Семейный бюджет»и т.д. Слайд 11

Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие у нас вся школа. Слайд 12,13,14

 Примером такого проекта является организация осенних ярмарок . Такие социальные проекты дают возможность учащимся почувствовать уверенность в том, что они сами могут зарабатывать финансовые средства для реализации своих планов и идей. В классных коллективах обсуждается участие в мероприятии, представление товара, сделанного своими руками, обсуждение цен на товары, оформление места проведения мероприятия, культурная программа, сопровождающая мероприятие, уборка после проведения ярмарки. Все задания и задачи распределяются между всеми учащимися. Происходит распределение социальных ролей. В выбранной роли учащиеся чувствуют себя уверенно и получают моральное удовлетворение.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

     Участие в различных конкурсах помогает формировать финансовую грамотность детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Семинар МО нач звена "Формирование географической грамотности на уроках и внеурочной деятельности."

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном...

Выступление на РМО начальных классов "Формирование элементов финансовой грамотности в урочной и неурочной деятельности"

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и нач...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...

«ФИНАНСОВЫЙ ПАЗЛ» Гайд для педагогов по формированию финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности

Аннотацияк гайду для педагогов«Финансовый пазл»       Данный гайд создан с целью формирования финансовой грамотностина уроках и во внеурочной деятельности. Он...

Групповая работа как средство формирования основных компонентов функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности

На данный момент не существует определенной методики, направленной на формирование функциональной грамотности. Однако комплексное использование различных методов, приемов, средств и форм организации о...