Инновационные образовательные технологии в начальной школе.
методическая разработка

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.  Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sov._obr._tehn_.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тимохова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

высшей категории

МКОУ Березовская СОШ

Маслянинский р-он, НСО

Инновационные образовательные технологии

 в начальной школе

На ребёнка надо смотреть не как

 на ученика, а как на маленького искателя истины:

опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии;

 побуждать  к  наблюдению и экспериментированию.

Константин Николаевич Вентцель 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.          

Педагогика всегда стремилась ответить на вопрос: «Как воспитывать и учить детей?» Для этого разрабатывались разнообразные методы воспитания и обучения. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий Пётра Яковлевича  Гальперина и теории деятельности Алексея Николаевича  Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков. 

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Словарь Сергея Ивановича  Ожегова даёт следующее определение нового: новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно; взамен прежнего, вновь открытый; относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени; недостаточно знакомый, малоизвестный.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современным требованиям.
  2. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. 

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Исходя из собственного опыта, я выделила ряд наиболее острых вопросов, касающихся процесса внедрения современных образовательных технологий  именно  в сельскую малокомплектную  школу.

Какие же это проблемы? 

  1. Это наполняемость классов.

Учебный год

1 класс

2 класс

3класс

4 класс

2016 – 2017 уч. г

7 уч.

10 уч.

2017 – 2018 уч. г.

7 уч.

10 уч.

2018 – 2019 уч. г.

4 уч.

7 уч.

Низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы.

  1. Социальное положение семей школьников.
  • 48% учащихся в моих классах – приёмные дети,
  • 20% - из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей.

3. Низкий уровень готовности к школе. Более 50% детей приходят в 1 класс неподготовленными, имеют при этом:

  • слабую мотивация к обучению;
  • низкий уровень познавательной активности;
  • «инфантилизация», отставание общего развития от биологического возраста;
  • низкий уровень обучаемости;
  • синдром дефицита внимания
  • гиперактивность.
  1. Высокий процент детей со статусом ОВЗ (23% )
  2. Формирование универсальных учебных действий на совмещённых уроках с двумя классами одновременно. Особым проблемным местом является формирование коммуникативных и регулятивных умений, становление которых менее всего связано с содержанием предметного материала и логикой его преобразования. Для этого требуется использование разных ситуаций взаимодействия между учащимися, а наполняемость классов делает невозможным использование многих форм работы, принятых в классно-урочной системе.
  3. Освоение учителями новых образовательных технологий.  В настоящее время появляется огромное количество педагогических технологий и активных форм работы с учащимися начальных классов. Как определиться и выбрать наиболее эффективные из них.

Отсюда вытекает  цель и задачи моей педагогической деятельности:

Повышение эффективности  образовательного процесса за счет  использования  инновационных  технологий.

Задачи:

  • классифицировать современные образовательные технологии;
  • проанализировать образовательные технологии используемые в моей деятельности;
  • определить наиболее  эффективные инновационные технологии используемые в рамках малокомплектной начальной школы.

Исследуя материал по заявленной теме, я пришла к выводу, что в настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные технологии.

Технология

Сущность технологии

1

Развивающее обучение

Акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.

   Знания сообщаются не для их воспроизведения, а в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В учебный процесс вносится личностный и деятельностный акценты, которые очень важны для работы с детьми.

2

Проблемное обучение

Центральное звено проблемного обучения- проблемная ситуация, с помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

   Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

3

Проектная технология

 В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

 Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

  Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

   На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

4

Информационно-коммуникативные технологии

Данной технологии отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

5

Личностно-ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью обра  -зовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

6

Технология развития критического мышления

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

         Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

7

Технология исследовательской деятельности

  Цель – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

 - развитие творческой исследовательской активности детей

 -стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

 - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

8

Технология дифференцированного обучения

Это технология, учитывающая индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

• по уровню интеллектуального развития;

• по типу мышления;

• по темпераменту;

• по интересам и склонностям.

9

Здоровьесберегаю-щие технологии

 это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

10

Игровые технологии

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

            Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

11

Портфолио

Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

12

Технология сотрудничества

Это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.

13

Коллективный способ обучения

КСО используется для организации познавательной деятельности учащихся путём их общения в динамических парах, обучая друг друга. Одним из преимуществ этой технологии  является высвобождение учителя от значительной части фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.

В основе своей деятельности использую  системно-деятельностный подход с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая данного  подхода.

Уроки стараюсь строить на принципах:

  • Создание проблемной ситуации;
  • формулировка (постановка) проблемы
  • решение проблемы: выдвижение предположений;
  • обоснование и доказательство гипотез;
  •  проверка правильности решения и открытие новых знаний
  • применение новых знаний

          На уроках учу детей осознавать цель учебной деятельности (что я делаю и зачем), задавать вопросы, выдвигать, обосновывать и проверять гипотезы, находить нужную информацию в различных источниках. Добиваюсь, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Стараюсь убедить детей, что  обучение – это не просто зубрёжка правил и формул,   это - прежде всего увлекательный и бесконечный процесс познания мира и себя.

Используя технологию продуктивного чтения, прививаю детям навыки правильной читательской деятельности. Эта технология обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.  Она направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий,  умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя художественные, учебные и научные тексты; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.

Виды заданий, используемых на уроках:

1.     Игра «Разведчики». На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают.

2.        Угадай название произведения.

Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад.

3.    Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение или телеграмма, нужно определить, кто является автором)

4.    Цепочка событий. С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события  дальше и чем они закончатся? Что тебе надо было сделать? Что удалось? Что не получилось? Оцени свою работу. Подготовь выразительное чтение отрывка,  нарисуй к нему рисунок.

Какие ошибки допустили одноклассники? Составь план рассказа (части). 
Постарайся не упустить ничего важного.

5.    Я- смогу! Сформулируйте цели урока, используя слова:

Узнать, учиться, определять, развивать, оценивать поступки

6.    Словарь чувств.

Вы прочитали два рассказа о животных К. Паустовского. Чему они вас научили?
Известны ли вам случаи из жизни животных, которые вас также поразили? Составь «словарь чувств»

7.    Оживи героя. Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про кота? Что он хотел сказать своим читателям?

Представьте себя в роли этого персонажа  и расскажите о своих приключениях. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали 

8.   Живая картина — это момент из художественного произведения, запечатлённый не на полотне и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.

9.     Тавтограммы: придумай продолжение текста;  рассказ, где все слова на одну букву.

10.    Составь задание соседу.  

По любому изучаемому произведению предлагается ученикам придумать задание соседу по парте.  

  Для того, чтобы учение стало интересным и увлекательным делом, очень важно разбудить в ребёнке творческий потенциал. И здесь на помощь приходят проектно-исследовательские технологии. В проектной деятельности меня привлекают возможность обучения каждого на уровне его способностей, отсутствие жестких временных и содержательных рамок урока и программы. Учащиеся учатся: устанавливать причинно-следственные связи; строить умозаключения, выражать свою мысль; ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно работать с различными источниками; могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме.

В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность осуществляется как на уроке, так и во внеурочной работе. Тематика проектов  определяется темой  урока, видом внеурочной деятельности, временем года, значимой датой,  возрастом детей и  т. д. К работе над проектами привлекаются  родители и другие родственники учащихся,  люди села.

Наши проекты

1 класс: «Моя семья», «Моё село», «Дорожная азбука»;

2 класс: «Покормите птиц зимой», «Волшебные числа», «Пейте, дети     молоко – будете здоровы».

         3 класс: «Наши защитники», «Ягодная азбука», «Хлеб – всему голова»;

         4 класс: «Дети воины», «Живи моё село», «Игры наших бабушек и дедушек».

Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

  • приём «Чтение с остановками»;
  • приём «Взаимовопрос»;
  • приём «Корзина идей»;
  • приём «Составление синквейнов»;
  • интеллектуальная разминка;
  • приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
  • таблица;
  • написание творческих работ;
  • кластер;
  • «Верно – неверно».

        Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира.  Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

        Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

  Особое место в моей педагогической практике занимают информационно-компьютерные технологии. Считаю, что использование ИКТ позволяет:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекать большое количество дидактического материала;
  • повышать объём выполняемой работы;
  • создавать интерактивные задания и упражнения
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

При подготовке и проведении урока использую электронные ресурсы учебного назначения

  • мультимедийные курсы
  • презентации к урокам
  • логические игры
  • цифровые образовательные ресурсы
  • ресурсы Интернет
  • электронные энциклопедии

         Это удобный и эффектный способ представления информации, который:

 дает мне возможность скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Визуализация учебного материала способствует лучшему запоминанию и усвоению.  

          Деятельность педагога  сегодня немыслима без здоровьесберегающих технологий. Нарушения осанки, зрения, синдром дефицита внимания, гиперактивность, эмоциональная нестабильность – это перечень распространенных диагнозов у детей которые приходят ко мне в класс! Работу по здоровьесбережению  веду по нескольким направлениям:

  1. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки в малокомплектной начальной школе.  Особое внимание уделяется организации двигательной активности:
  • физминутки на уроках;
  • подвижные игры на перемене;
  • динамическая пауза после уроков;
  • три часа уроков физической культуры в неделю;
  • танцевальный кружок;
  • «минутки здоровья» во время внеурочной деятельности.
  1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности реализуется  образовательной системой   «Школа России».
  2. Расписание уроков составляется с учетом возрастных особенностей  обучающихся и правилами совмещения уроков в малокомплектной школе.  Уроки строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим.
  3. Включаю во внеурочную деятельность и внеклассную работу просветительские беседы, классные часы, праздники, дни здоровья, конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Игра -  ведущая деятельность младших школьников. Игровые технологии обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В своей работе я применяю различные виды игр, например:

 игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечный рассказ», «Снежный ком»;

 игры развивающие память, внимание, наблюдательность -  «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши»;

учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическая лесенка» и т.д.

Игру, включаю на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать   у младших школьников  компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений  эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях.

Использование технологии «Портфолио» позволяет мне проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. «Портфолио» учеников состоит из двух обязательных частей (учебная деятельность, участие в делах класса, школы), в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

Технология обладает широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Работа с «Портфолио»  позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и  коммуникативных достижениях. Предусматривает совместную деятельность ребёнка с родителями.

Раскрывая примеры использования инновационных образовательных технологий, всё же считаю, что наиболее эффективными технологиями в малокомплектной начальной школе являются:

  • личностно-ориентированные;
  • уровневого дифференцированного обучения;
  • сотрудичества.

 Проработав много лет в малокомплектной начальной школе,  определила для себя, что наиболее целесообразнее  объединять  разновозрастные группы таким образом:   1 и 3 классы,  2 и 4 классы.  Это даёт  возможности  организовать работу  в сменных парах и самостоятельную работу учащихся старшего класса, а также высвобождает    время учителя  для организации занятий с младшим классом, требующим особого внимания в процессе обучения. При составлении расписания учитываю возрастные особенности обучающихся и правила совмещения уроков в малокомплектной школе.  Использую проведение как разнопредметных, так и однопредметных  уроков. Сочетаю литературное чтение с русским языком, математикой и т.д. Однако многолетняя практика работы показывает, что оправдывает себя однопредметное расписание. В этих условиях  старшим детям приходится больше работать самостоятельно.

 Так как одной из основных задач современной малокомплектной школы является создание развивающей педагогической среды, на основе которой возможна реализация идеи взаимодействия учащихся разного возраста,  я  выстраиваю  развитие самостоятельности детей следующим образом:


1 класс - меня учат;
2 класс - учусь сам ;
3 класс - учусь учить других ;
4 класс - учу других .

Соответственно, более старшим детям отводится роль наставников, к которым первоклассники могут обратиться за помощью, разъяснением. При этом старшие ребята  проявляют большую заботу, ответственность за своих младших товарищей, что улучшает психологическую и эмоциональную атмосферу.    Формирование благоприятного психологического и эмоционального микроклимата в ученическом коллективе  - процесс длительный и трудоёмкий.  Решая эту задачу, применяю  приёмы работы, позволяющие свести к минимуму факторы,  вызывающие стресс, дискомфорт, агрессивность.  Использую ситуацию  успеха, уважение к личности ребёнка, «пароль – улыбка»,  «Сотвори в себе солнце».

Так как система  работы учителя и школы в целом,  обращена на  раскрытие и выращивание личностных качеств любого ребенка стараюсь руководствоваться  основным направлениям личностно-ориентированного образования:

1) признание приоритета личности перед коллективом;

2) гарантами возможности осуществления личностных качеств каждого должны выступать ученический коллектив и педагоги; 

3) образование в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ученик должен осмыслить себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других;

4) признание того, что ученик располагает установленными правами, которые священны для учителя;

5) признание, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих;

6) отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;

7) следование правилу «минимум отметок – максимум оценок»;

 8) осознание учителем того, что учебный процесс проходит результативнее тогда, когда он меньше  говорит на уроке сам и больше дает высказаться ученикам;

9) переход к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …» от формулы «я тебя учу»;

10) не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать; признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя;

11) осознание того, что ученик имеет право на личную образовательную траекторию и что учится ребенок не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

В нашей школе обучаются дети с разным уровнем развития, поэтому стараюсь найти такие  модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.  Технология уровневого дифференцированного обучения создает условия: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
              Дифференциацию обучения применяю на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Использую  на уроках: карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи; альтернативные задания для добровольного выполнения; задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности; задания, содержание которых найдено учеником.  

Формирование коммуникативных умений наиболее успешно происходит в результате совместной деятельности. Поэтому,  на уроках и во внеурочной деятельности использую технологию сотрудничества. Совместная деятельность делает урок более живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторять материал. Однако, как я уже указывала выше, малая численность учащихся в классах  не всегда позволяет организовать групповую форму работы, чаще планирую на уроке индивидуальную форму и работу в парах.

В ходе подготовки к научно-практической конференции по заявленной теме познакомилась с новой для меня технологией Коллективный способ обучения  (КСО) которая используется для организации познавательной деятельности учащихся путём их общения в динамических парах, обучая друг друга. Эта технология способствует преодолению дефицита детского общения, стимулированию развития монологической и диалогической речи учащихся в условиях малочисленности детей малокомплектной  сельской школы, успешности организации индивидуальной работы учителя с учащимися. Думаю, что обязательно ознакомлюсь с методами КСО и буду применять их в своей деятельности.

Главными итогами своей работы в этом направлении считаю:

  • Создание комфортного психологического микроклимата  (уровень школьной тревожности снизился на 15%);
  • Положительное отношение учащихся к школе, обучению;
  • Заинтересованность в результатах своей учебной деятельности (уровень мотивации  повысился на 10 %);
  • Создание условий для активного включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе и с низким уровнем обучаемости;
  • Высокие показатели абсолютной успеваемости (100%), стабильные показатели качественной успеваемости;
  • Достаточно высокие результаты итогового регионального мониторинга в конце 4 класса.

  Работая по данной темой, я убедилась в эффективности применения педагогических технологий . Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Применение педагогических технологий способствует:

  • формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;
  • развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;
  • раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;
  • развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы;
  • развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов.

https://infourok.ru/metodi-i-priemi-tehnologii-produktivnogo-chteniya-v-klasse-1738986.html

https://infourok.ru/igrovye_tehnologii_v_nachalnoy_shkole-491519.htm


Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 89-92. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11692/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения"

Выступление на III научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии Петербургской школы: проблемы, поиски, решения" по теме "Виды прогулок"....

Из опыта работы. ТЕМА:«Инновационные образовательные технологии в начальной школе».

Данная работа содержит в себе практическое и теоретическое использование одной из натболее интересных и сложных тем ФГОС, надеюсь, что она станет помощником для молодых коллег и одной из познавательны...

Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникативные  технологииЗдоровьесберегающие технологии Личностно-ориентированные Системно-деятельностный подходРазвитие критического мышления через чтение и письмо...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе

Сообщение о современных образовательных технологиях...

Проектные задачи как один из методов инновационных технологий в образовательном процессе начальной школы

В наших образовательных учреждениях необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм ...

Использование современных инновационных образовательных технологий в начальной школе.

Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного по...