Главные вкладки

    Из опыта работы. ТЕМА:«Инновационные образовательные технологии в начальной школе».
    учебно-методический материал по теме

    Данная работа содержит в себе практическое и теоретическое использование одной из натболее интересных и сложных тем ФГОС, надеюсь, что она станет помощником для молодых коллег и одной из познавательных статей для более опытных. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2013.docx59.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя  общеобразовательная школа № 3

    им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»

    Елабужского муниципального района.

    Из опыта работы  

    ТЕМА:  «Инновационные образовательные технологии           в начальной школе».

                                                               подготовила

                                                                                         учитель начальных классов

    Шаймарданова

    ДжамилияХабибуловна

    г.Елабуга

     2013

    Инновационные образовательные технологии в начальной школе.

    ШаймардановаДжамилияХабибуловна - 1953 года рождения, учитель начальных классов высшей квалификационной  категории, педагогический стаж –39 лет.

    Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

    Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

    Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель-ученик» в модель «человек-человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

    Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными считаем процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.

    Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет мнене столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.      Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

    Как же в этих условиях облегчить жизнь учителю, сделать обучение более интересным для ребенка?

    Главная цель моей работы - достижение оптимального общего развития каждого ребёнка: воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника.

    Исходяиз этого, я стараюсь поставить каждого ребенка в позицию активного участника, даю возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, пытаюсь научить  работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

    В качестве примера, предоставляю Вашему вниманию разработку урока на основе интеллектуально – развлекательной игры «Большие буквы» по теме: Б. Гримм «Бременские музыканты».

    Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты».

    Цель:  закрепить знание пройденного  материала; развивать логическое мышление и общий кругозор учащихся.

    Тип урока: интегрированный урок – игра.

    Метод: деятельностный, словесный.

    Оборудование: доска, мел, указка, кубики с буквами, фотографии(рисунки) главных героев сказки, вспомогательный материал.

       Ход урока.

    Организационный момент.

    Приветствие, постановка цели и задач урока учащимся. Представление команды.

    - Ребята, сегодня нам с вами предстоит, необычный урок , мы будем играть в одну увлекательную игру, она называется «Большие буквы».

    Правила игры состоят в следующем: игра состоит из нескольких туров, в которых вам необходимо будет выполнять поставленные задачи. По окончании  урока, мы определим победителя.

    Ход урока.

    1 тур.

    - Ребята, перед Вами представлены кубики, на которых вы видите буквы. Ваша задача состоит в том, чтобы составить из этих букв слово, которое имеет прямое отношение к сказке - теме нашего урока.

    ПЕТУХ.

    Если вы правильно составите слово, то получите первую большую букву, из которых впоследствии вам нужно будет составить главное слово. Время на выполнение задания -  5 минут.  Буква Й(И)Ребята, но и это еще не все, вы можете заработать один восклицательный знак, для этого вам необходимо  назвать 15 названий домашних животных.

    2 тур.

    - Итак, второй тур. Ваша задача состоит в том, чтобы в заданном тексте найти ошибку. Вам будет предоставлен некоторый текст, в отрывке будет одна ошибка, Вам необходимо будет ее найти и исправить, ошибка только одна!!!!! Если сумеете исправить все ошибки, получите еще одну букву.

    1.  «Много лет тому назад жил на свете мельник. И был у мельника осел — хороший осел, умный и сильный. Долго работал осёл на мельнице, тоскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.

     Видит хозяин: ослабел осёл, не годится больше для работы, — и выгнал его из дому.

     Испугался осёл: «Куда я пойду, куда денусь! Стар я стал и слаб».  А потом подумал: «Пойду-ка я в немецкий город Бремен и стану там уличным музыкантом».

    1. «— Ах, осел, — говорит собака, — пожалей меня! Жила я у охотника, долго жила, по полям и болотам за дичью бегала. А теперь стара стала, и задумал мой хозяин убить меня. Вот я и убежала от него, а что дальше делать — не знаю.

     — Пойдем со мной в город Бремен, — отвечает ей осел, — зделаемся там уличными музыкантами. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший. Ты будешь петь и в барабан бить, а я буду петь и на гитаре играть».

    1. «Шли они, шли и вдруг видят: сидит на дороге кот; печальный сидит, невесёлый.

     — Что ты такой печальный? — спрашивает его осел.

     — Что ты такой невиселый? — спрашивает собака.

     — Ах, — говорит кот, — пожалейте вы меня, осел и собака! Жил я у своей хозяйки, долго жил — ловил крыс и мышей. А теперь стар стал и зубы у меня притупились. Видит хозяйка, не могу я больше мышей ловить, и задумала меня утопить в речке. Я и убежал из дому. А что дальше делать, как прокормиться, — не знаю».

    1. «Шли они, шли, проходят мимо одного двора и видят — сидит на воротах петух. Сидит и кричит во все горло: «Ку-ка-ре-ку!»

     — Ты что, петушок, кричишь? — спрашивает его осел.

     — Что с тобой случилось? — спрашивает его сабака.

     — Может, тебя кто обидел? — спрашивает кот.

     — Ах, — говорит петух, — пожалейте вы меня, осёл, собака и кот! Завтра к моим хозяевам гости приедут — вот и собираются хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?»

    1. «Шли они, шли, и вот настала ночь. Осёл и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую вирхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам.

     Смотрел, смотрел и увидел — светится невдалеке огонёк.

     — Огонёк светится! — кричит петух.

     Осёл говорит:

     — Надо узнать, что это за огонек. Может быть, поблизости дом стоит».

    1. «Закричали они и ввалились через окно в комнату. Испугались разбойники и убежали в лес.

     Ели-ели, пили-пили — наелись, напились и спать легли.

     Осел растянулся во дворе на сене, собака улиглась перед дверью, кот свернулся клубком на теплой печи, а петух взлетел на ворота.

     Потушили они огонь в доме и заснули».

    Время на выполнения задания 5 минут. БукваК. Чтобы заработать еще один восклицательный знак, вам нужно назвать 10 сказок, где упоминаются животные.

    3 тур.

    -  Следующий тур – это помощь ваших  болельщиков. Если ребята справятся с поставленной задачей, вы сможете заработать еще одну букву.

    Задание для болельщиков: необходимо  назвать 10 песен о  животных.

    4 тур.

    - Задание для 4 тура заключается в следующем. Вам завяжут руки, нужно будет «без рук»  съесть то, что лежит у вас на тарелке и угадать, что написано с обратной стороны тарелки, затем, посмотреть. (Зелень - Осел, Горох - петух, молоко - кот, мясо - собака, яйцо-король, торт-принцесса).

    Время на выполнения задания 5 минут. Буква Б. Чтобы заработать еще один восклицательный знак, вам нужно назвать 15 названий диких животных.

     - Итак, ребята, перед Вами слово, которое нужно отгадать, используя буквы, которые заработали, если не получится, можно использовать вопросительные знаки.

    РАЗБОЙНИК

    - Ребята, ну а сейчас супер - игра, вам нужно составить как можно больше слова из  этого слова.  Оставшиеся восклицательные знаки, заменяют доп. 10 секунд к минуте.

    Разбой, бой, кино, кон, бок, забор, бор, зной, кобра, бирка, коза, рак, кора, закон, роза.

    3. Итог урока.

    - Ну а сейчас мы подведем, с Вами итоги и будем награждать победителей нашей игры.

     Уже в начальной школе детей необходимо учить: алгоритмическому мышлению во всех областях жизни, самостоятельной постановке задач, выбору эффективных инструментов, оценке качества собственной работы, умению работать с литературой и вообще навыкам самообразования, умению работать в коллективе.

          В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями нашей работы при использования ИКТ являются:

          - мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки окружающего мира» для 1-4 классов;

          - дистанционные олимпиады и конкурсы;

          - уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, докладов учащихся.

          Практика использования ИКТ учителями нашей школы позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

          1. Современность и актуальность учебного материала.

          2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

          3. Эстетичность и наглядность.

          4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

          5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

          6. Обучение через практическую деятельность.

          7. Повышение интереса учащихся к учёбе.

          8. Более чёткая организация деятельности учителя.

          В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

    В качестве примера, я хотела бы привести урок, посвященный С. А. Есенину.  В котором ярко выражено присутствие использования ИКТ на уроке литературного чтения в 3 классе.

    « Я ЕЩЕ ДОЛГО БУДУ ПЕТЬ...»

    Тема:ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ  ЕСЕНИНА.

    ЦЕЛЬ: познакомить с творчеством великого поэта и его произведениями;

    • развивать выразительность, навык быстрого чтения, речь, память,
      кругозор;

    -        прививать любовь к родному краю, к природе.
    ТИП: комбинированный, словесный, наглядный,                

    МЕТОД:  проектно-деятельностный.

    ОБОРУДОВАНИЕ:  сюжетные картинки, учебник, дидактический материал, грамзапись, костюмы, портрет писателя, выставка художественной литературы, интерактивная доска.

    Ход:

                   1.           Организационный момент.
    СЕРГЕЙ  ЕСЕНИН

    Портрет        Я снова здесь в семье родной

    Рисунки        Мой край задумчивый и нежный

    С.Есенин

    Тихо звучит музыка (песня)

    1 страница

    Ведущий: В ста семидесяти км южнее Москвы начинается деревня, рязанская земля - «страна берёзового ситца».

    1        ученик:       Сыплет черёмуха снегом,

    Зелень в цвету и в росе,

    В поле слоняясь к побегам,        

    Ходят грачи в полосе.

    Ведущий: Родина великого русского поэта С.Есенина - старинное село Константинове. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки.

    2        ученик:        Милые берёзовые рощи!

    Ты, земля! И вы, равнин пески!

    Перед этим сонмом уходящим

    Я не в силах скрыть своей тоски.

    Ведущий: В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный

    деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин.»

    2 страница «Есенин о себе»

    3        ученик : В октябре 1925 г поэт писал о себе: «Родился в 1895 году 21

    сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминскойволости, в селе Константинове»

    4        ученик: С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному

    деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство.

    5        ученик: Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с

    половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку!

    6        ученик: Потом меня учили плавать. Один дядя (д.Саша) брал меня в

    лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками.

    7        ученик: После лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью

                    собаку, плавал по озёрам за подстрелянными утками, очень                     хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

    8 ученик: Бабушка     любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам мыли меня , стригли ногти и гарным маслом гофрили голову. Потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало.

    9        ученик: Так протекло моё детство. Когда же я подрос, из меня очень

    захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковь-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт к счастью, этого не случилось.

    10        ученик: Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное

    творчество   к 16-17 годам.

                                Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве,

    Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышуГде-то песнь соловья Вдалеке я слышу.

    3 страница: «Есенин и отчий край»

    11 ученик:           Край родимый

                                 Сердцу снятся

    Скирды солнца в водах лонных.

    Я хотел бы затеряться

                                 В зеленях твоих стозвонных.

    Ведущий:С.А.Есенин уже став известным поэтом, никогда не забывал родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам С.Есенин писал о родных местах:

    Рязанские поля,

    Где мужики косили,

    Где сеяли свой хлеб,

    Была моя страна.

    Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под родным кровом.

    12        ученик:           А сейчас, как глаза закрою,

    Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах Тихо август прилёг ко плетню. Держат липы в зелёных лапах Птичий гомон и щебетню.

    13        ученик:        Я любил этот дом деревянный

                                  В брёвнах теплилась грозная мощь.
                                 Наша печь как-то дико и странно
                                 Завывала в дождливую ночь.
    14ученик:        Мелькают часовни, колодцы,

    Околицы и плетни

                                                         И сердце по-старому бьётся,

                                                        Как билось в далёкие дни!

    Ведущий: С особенной остротой переживал поэт встречи с родным селом в последние годы жизни.

    Нивы сжаты, рощи голы... Физминутка:

    4 страница: «Есенин и Россия»

    Ведущий: Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы, и он станет поэтическим сердцем России... Судьба Родины, народа всегда волновала С.Есенина.

    Звени, звени златая Русь,

    Волнуйся неуёмный ветер

    Блажен, кто радостно отметил

    Твою пастушескую грусть

    Звени, звени златая Русь.

    Россия и берёза неразрывно связаны друг с другом

    Сценка «Зелёная причёска...»

    5 страница: «Есенин и музыка»

    Ведущий: Больше всего Есенин любил русские песни. За ними он

    проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, кто приходил к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил её - грустную, задорную, старинную, современную.

    (Звучит песня)

    6 страница «Есенин - нежное имя»

    Ведущий: Творчество С.Есенина оставило неизгладимый след в истории     русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях литераторы писали о сильном впечатлении на них поэтических строк поэта.

    15ученик : «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнямисокровищ его души» (А.Толстой)

    16 ученик: «Такой чистый и такой русский поэт» (М.Горький)

    17 ученик: «Человек будущего также будет читать Есенина, как его

    читают люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе…  Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь. Есенин - это вечное, как это озеро, это небо...»

    (Николай Тихонов)

    18ученик: Есенину я обязан многим. Он научил меня видеть небогатую и просторную рязанскую землю - её синеющие речные дали, обнаженные ракиты, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над селами, мокрых телят, пустынные, неведомо куда ведущие дороги. (К.Паустовский)

    7 страница «Я ещё долго буду петь»

    Ведущий: Вот и перевёрнута последняя страница нашего устного

    журнала, который мы подготовили к этому уроку. Поэзия его вечна, потому что писал он о вечном - Матери, Родине, Природе, Любви.

    ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ.

    На протяжении всего урока используется следующая презентация. (см. в приложении).

    Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Инновационными считаем процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.

    В силу того, что инновации заключают в себе- в основном контексте, поиск. Я решила обратиться, скажем так к системе Л.В.Занкова, целостность которой достигается благодаря взаимодействию всех её частей.  Причем, данная система, напрямую связана, с основной целью моей работы и тем, что лежит в основе обучения и успешной социализации школьника.  Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, с его окружением, поэтому я уделяю особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей.

            Для системы Л.В. Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.

    В ней реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

    И еще один пример, из практики использования иннновационных методов обучения. Урок на тему: ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ДВЕ ПРОБЛЕМЫ.

    О К Р У Ж А Ю Щ И Й   М И Р .

    ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ДВЕ ПРОБЛЕМЫ.

    ЦЕЛЬ: 1) Конкретизировать, углубить, систематизировать знания об экологии.

                  2) Научить учащихся анализировать, делать выводы, решать проблемы, развивать наблюдательность, общий кругозор.

                  3) Воспитать любовь к родному краю, бережному отношению к природе, способствовать патриотическому и правоохранительному воспитанию.

    ТИП УРОКА: Интегрированный урок окружающего мира и чтения, закрепление знаний, умений и навыков.

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Проблемно- поисковый.

    ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетные картинки, предметные картинки, таблицы с ответами, сигнальные карточки, аудиозапись, дополнительная литература, призы, кубики с буквами.

    ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: Эпиграф, таблицы, репродукции.

    ПЛАН УРОКА:

    1. Организационный момент.
    2. Беседа об экологии.

       Решение экологических проблем:

                 -- беседа о комарах;

                 -- беседа о воробьях;

                 -- об экологической катастрофе.

                  3.  Физминутка.

                  4.  Беседа о краеведении:

                     -- о нашем городе,

                     -- о наших земляках,

                     -- о природе Елабуги,

                     -- чтение стихотворения.

                  5. Итог урока:

                       а) подведение итогов,

                       б) награждение победителей,

                       в) домашнее задание.

    Х О Д   У Р О К А .

    1. Организационный  момент.

     Объявление цели урока:

      - на уроке мы будем анализировать, делать выводы, решать проблемы.

    2. Беседа об экологии:

    а)  - что такое « экос» и «логос»?

                             дом   и   наука.

      - Экология – наука о доме.

      - Экология -  это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между живыми существами их окружающей средой, между человеком и природой (слово «ЭКОЛОГИЯ» на доске).

    б) Учитель: По вине людей уже исчезли или на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от 1 до 10 видов животных и по одному виду растений еженедельно. Это больше, чем появляются новые.

       В 1948 году создан Международный Союз Охраны природы (МСОП), а в 1966 году издана Красная книга (цвет красный – сигнал тревоги) через 14 лет книга переиздавалась. Почему?

    Ученик: - потому что появились новые виды животных и растений, которые на грани исчезновения.

    б)   А сейчас расскажем о комарах (ученик рассказывает)

         - в чем проблема?   , - что надо было сделать, чтобы избежать этого?

       г) Рассказ о воробьях   ( ученик рассказывает) ( В Китае истребили всех воробьев.)

        - чем это закончилось?

        - надо ли было это делать? Почему?

    Учитель: Что будет, если исчезнут насекомые?  - ответы детей.

    д) Экологическая проблема:

       - работа по рисунку, беседа;

       - решение проблемы.

    4. Физминутка  (аудиозапись музыки). Приглашаем вас в лес.

    Мы с вами входим в лес.

                         Сколько здесь вокруг чудес!

                         Руки подняли и покачали-

                         это деревья в лесу.

                         Руки согнули, кисти встряхнули-

                         Ветер сбивает росу.

                         В стороны руки, плавно помашем –

                         это к нам птицы летят.

                        Как они тихо садятся

                        Покажем – крылья сложили назад.

                        Наклонились и присели,

                        встали и тихонько сели.

    1. Из коробки-грамотейки выпадают кубики с буквами, из них надо составить слово: КРАЕВЕДЕНИЕ.

              - какое это слово? (сложное)

              - из каких корней состоит это слово?

              - Краем  ведать.

          Поговорим о Елабуге, нашем благодатном крае, который красив своими лесами, полями, своей природой.

               - Сколько лет нашей Елабуге? (1000, беседа).

    6. 1)   а) У нас в городе много музеев, но покажите название музея, которого нет в Елабуге.(4)

                                     1.  Н. ДУРОВА                                                                                      

                                     2. И ШИШКИНА.

                                     3. А. ГОВОРОВА.

                                     4. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ.

                                     5. М. ЦВЕТАЕВОЙ.

                                    6. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА.

    б) Назовите музей, который находится в нашей школе.(3)

    2)  На доске  6 репродукций картин, 5 из них И.И.Шишкина.

                    - покажите картину «Рожь»

                    - какая из этих картин не принадлежит кисти И.И.Шишкина?

    3) На доске названия деревьев.

                                      1. СОСНА.

                                      2. РЯБИНА.

                                      3. ДУБ.

                                      4. КЛЕН.

                                      5. ОСИНА.

                                      6. БЕРЕЗА.

     - Из древесины какого дерева изготавливают самую прочную мебель и в кораблестроении? (3).

    - Плоды какого дерева используют в пищевой промышленности?(2).

    - Какие деревья преобладают в наших лесах?(1).

    - Какие деревья используютпри изготовлении музыкальных инструментов?(4)

       4)  Чтение и разбор стихотворения.

    7.   Итог урока:

        -- из-за чего на Земле становится много лесов?

    -- какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

        -- отчего загрязняется вода в реках и озерах?

        -- что люди делают для спасения живой природы?

        -- что такое заповедники?

    Награждение победителей.

    1. Д/З  выучить стихотворение.

    Причем, на примере данного урока мы видим переплетение уроков литературы,

    окружающего мира и русского языка, что наглядно показывает, что в начальной школе нет главных и вспомогательных предметов, они все имеют четкую связь между собой.

    Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.Также можно отнести к инновационному подходу в обучении. Потому что ничто не стоит на месте, все изменяется, и любознательность школьников в этом не исключение. Ведь, чем больше нового входит в нашу жизнь, тем больше хочется расширить границы нового и непознанного, что  приводит к поиску новых аспектов обучения и воспитания.

    И вот теперь в силу вступает один из основных методов обучения: проблемно – поисковый, который и отвечает засистемную организацию поисковой самостоятельной деятельности, достигаемой  с помощью применения технологии проблемного обучения, деятельностного метода в обучении.  Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока (занятия) методов учения. Одним из которых и является организация деятельностного  метода (аспекта), использование активности которого , во многом обеспечивает успешность ее реализации в полной мере отражает идеи личностно- ориентированного обучения.

      И еще один пример из практики использования инновационных  методов, урок- игра «»Кто умнее второклассника», причем проводился он вместе с родителями, что не совсем характерно в работе, но достаточно эффективно влияет как на образовательный, так и на творческий потенциал  учащихся.

            КТО  УМНЕЕ  ВТОРОКЛАССНИКА.

    Тема:  Экология.

    Цель: познакомить с игрой; учить видеть прекрасное в обычном явлении природы; формировать умение четко, полно, широко излагать свои мысли; развивать активность и самостоятельность, воображение и  творческие способности; воспитывать экологическую культуру школьника, бережное отношение к природе, воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром.

    Форма проведения: игра.

    Метод: словесный, проблемно- поисковый, наглядный.

    Оборудование: Красная книга,магнитофон, аудиокассеты, высказывания о природе, названия тем, фишки, в виде животных; костюмы выступающих, выставка книг и рисунков о природе и энциклопедии.

                                         « Кем бы ты ни был. Жизнь твоя

                                            должна быть духовно богатой,

                                            ты должен видеть прекрасное,    

                                            уметь любоваться им, беречь его».

                                                      (Герман Титов).

                                           Х О Д

    1.Организационный момент.

               (на аудиокассете звучит стихотворение)

                       Охраняется  Красной книгой

                       Столько разных животных и птиц,

                       Чтобы выжил простор многоликий

                       Ради света грядущих зарниц

                       Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

                       Чтобы души не стали пусты

                       Охраняются звери,

                       Охраняются змеи,

                     Охраняются даже цветы.

    УЧИТЕЛЬ:

                          Сегодня  мы совершим увлекательное путешествие в мир живой природы и экологии, продолжим говорить об удивительном мире, нас окружающем и о тех представителях флоры и фауны, которые занесены в Красную книгу не только Татарстана, но  России и в Международную Красную книгу. А проведем мы его, играя вместе с вашими родителями.

    Итак, дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на развлекательно-познавательной игре: «Кто умнее второклассника?», но дорогие родители если вы не сможете ответить на все вопросы, то вы должны сказать, что:- «Я не умнее второклассника!»

      (на доске 6 тем, каждая определенного цвета)

    РАСТЕНИЯ                     ГРИБЫ

    ЦВЕТЫ                            ЖИВОТНЫЕ

    ПТИЦЫ                           НАСЕКОМЫЕ

    (участвуют 1 родитель и 5-6 учеников, родитель выбирает тему, заслушивает вопрос и отвечает, если не знает ответа, то может воспользоваться тремя подсказками) ( ПОДГЛЯДЕТЬ – может подсмотреть, но может взять свой ответ; СПИСАТЬ – тупо списать, берем без дополнения; СПАСЕНИЕ – если кто-нибудь из детей ответит правильно, то родитель  остается в игре.)  Родитель выбирает тему и  партнера из учеников, за каждый правильный ответ получают фишки в образе животных. Дети тоже получают фишки.

    1. ГРИБЫ:

    а) К какому «царству» относятся грибы? (к  особому «царству» грибов)

    б) Какой гриб носит воинское звание? (белый гриб, или«полковник»).

    в) Где используются грибы? (в производстве лекарств, чернил и клея, для дрожжевого теста, при выпечке хлебобулочных изделий; первым антибиотиком был пенициллин, его получают из плесени; выполняют главную роль в процессе разложения умерших животных и растений, и следовательно в повышении плодородности почвы).

    1. ПТИЦЫ:

    а) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвина)

    б) Какая птица умеет ходить по дну реки? (воробей – оляпка)

    в) Какая птица умеет спать во время полета? (аист).

      ( Небольшая переменка:  исполнение песни о птиц  «Всем нужны друзья»)

    1. РАСТЕНИЯ:

                а) Назови самое быстрорастущее на Земле растение? (бамбук – до 1 метра в сутки)

    б) Какое дерево является для пчел настоящим санаторием? ( клен остролистый. Очень рано, уже в начале мая, ветви его покрываются желто-зелеными  букетиками цветов. На цветущий клен охотно летят пчелы. С одного гектара кленовых деревьев можно получить 200 кг меда. Из клена делают кларнеты и флейты--музыкальные инструменты).

       в) Назовите хищные растения? (Росянка – насекомоядная трава, волосики листьев выделяют липкую жидкость для улавливания и переваривания насекомых; Жирянка – насекомоядное растение, с мясистыми ловчими листьями; Пупырчатка – растет в стоячих водах торфяных болот, лишенное корней, пузыри на веточках).

    1. ЖИВОТНЫЕ:

    а)  Назовите животных, которые летают?  (летучая мышь и белка – летяга, которая  ведет ночной образ жизни, отпугивает характерный запах мочи,  питается листьями,  корой, цветами,  ягодами).

    б)  Как живут и охотятся львы? (львы – единственные кошки, которые живут и охотятся стаями, строго соблюдая иерархию – от старшего к младшему, охотятся в основном львицы, львы появляются только тогда, когда добыча уже убита, и получает свою «львиную долю», съедает 20 кг раз в 2-3 дня).

    в)  Чем занимается зимой черепахи? (не спят, а впадает в анабиоз, жизненный процесс в их организме снижается к минимуму. У черепах прекрасный слух, зрение – реагирует на белый, красный, желтый свет, не воспринимает синий, фиолетовый, голубой. При помощи обоняния добывают не только пищу, но и общаться с сородичами. Морские черепахи выходили из воды на долгое заунывное пение. Вероятно,  это правда, сейчас мы узнаем,  посмотрев  сценку.  

      Сценка:     «ЧЕРЕПАХА  И  ЛЬВЁНОК».(из мультфильма)

    (действующие лица: ведущий, черепаха и львёнок)

    1. НАСЕКОМЫЕ:

    а)  Воинское звание и название насекомого?   (Адмирал – залетные особи, дают одно поколение, откладывают яйца и питаются гусеницы на крапиве, могут жить в паутине).

    б)  Для чего у божьей коровки черные точки? (коровками их называют, потому что они умеют выделять «молоко», правда не белое, а оранжевое, ядовитое; они - хищники, очень прожорливые, за свою жизнь божья коровка может съесть 4000 тлей .Приносят счастье)

     в)  Кем питается стрекоза?  (Комары и мошки любимая еда, комара – съедает на лету, а муху – садясь на веточку, неторопливо).

    Физминутка:              

                                         Утром бабочка проснулась,

                                          Улыбнулась, подтянулась!

                                          Раз - росой она умылась,

                                          Два – изящно покружилась,

                                          Три – нагнулась и присела,

                                          На четыре – улетела.

    6.ЦВЕТЫ:

            а)  У какого растения самое продолжительное время жизни цветка?  ( у цветка орхидея – 80 дней)

                б)  Назови символ подснежника  ( Надежда .Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце  заметило  Подснежник , согрело землю  и  открыло  дорогу  Весне).

                 в)  Назовите самые древние цветы? (хризантемы – 2500 лет).

    Исполнение танца:  «Вальс «цветов» из балета  «Щелкунчик»                                      П.И.Чайковского.

    Вот и закончилась наша увлекательная игра.            

                      А сейчас  прочитаем  удивительные стихи об                 охране природы:

    Дерево, цветок, трава и птица

                      Не всегда умеют защититься.

                      Если будут уничтожены они,

                      На планете мы останемся одни.

                      Нор звериных, птичьего гнезда

                      Разорять не будем никогда.

                      Пусть птенцам и маленьким зверятам

    Хорошо живется с нами рядом.

    (Стук в дверь, входит почтальон,  принёс письмо.Ребята,  это экологическое  письмо, давайте послушаем).

    Этим летом мы решили съездить всем классом за город.

       Игорь, наш староста, договорился с директором школы об автобусе, и мы поехали. Нам было весело. Правда, сначала шёл дождь, но мы не испугались и развели костер под ёлкой, где сухо. Потом мы гуляли. Видели хищную птицу и долго искали её гнездо на земле, но не нашли. Солнце высушило траву, залетали бабочки, и мы поймали почти всех для коллекции. Одна очень красивая бабочка, большая и с хвостиком на крылышках. Затем мы помогали шоферу мыть в речке автобус, а тем временем Пашка нашел ямку и сачком выловил там всех мальков для ухи. После обеда мы играли в прятки, с криками носились по лесу. Девочки собирали букеты. Аня набрала букет из красивых луговых васильков. Даша – из черёмухи, а Надя – из ландышей, кувшинок, собранных на опушке.

          Какие поступки, приносящие вред природе, совершили ребята?

          Какие биологические ошибки есть в этом письме?

    (Ответы  учащихся).

    Оценить эффективность проектной деятельности не настолько сложно, как это может показаться, причем сразу нужно заметить, что выходят на первый план несколько очевидных аспектов:

    -повышения интереса к обучению;

    - развитию таких исследовательских действий как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи;

    - систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации;

    -и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости.

    Достижение метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах, возможно только при использовании деятельного подхода к обучению в процессе проектной деятельности. При освоении личностных действий проектная деятельность ведёт к формированию у учащихся: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации. Следовательно, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания. Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики, результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях, научно – практических конференциях и конкурсах исследовательских проектов. Опыт работы показал, что с внедрением методической системы формирования проектной деятельности, можно добиваться улучшения качества обучения. Результаты подтверждают стабильный рост общей и качественной успеваемости. Внедряя методическую систему, наблюдаю повышение интереса и мотивации, обучающихся к обучению.

    Исходя из мониторинга результатов, можно сделать вывод о том, что при четко спланированной и обоснованной деятельности по формированию проектной деятельности младших школьников, целенаправленно и систематически ее применять при обучении и во внеклассной работе в школе, то можно ожидать повышение качества обученности школьников, уровня сформированности проектной компетенции, имеющей практическое значение для успешного овладения ключевыми компетентностями школьника в соответствии с ФГОС.

    Проведя мониторинг результатов, я могу сделать следующий вывод:

    - при систематическом применении  проектной деятельности учащихся и других инновационных методов обучения, можно четко отследить повышение качества обучения  школьников, уровня формирования проектнойкомпетенции, имеющей практическое значение для успешного овладения ключевыми навыками и умениями в соответствии с ФГОС.

    Список использованной литературы:

    - Интернет ресурсы

    http://standart.edu.ru/

    http://nsportal.ru/

    методическая литература:

    Беседы с учителем 2 кл., под редакцией Л. Е. Журовой, М., Изд. центр «Вентана – Граф», 2007 г.

    - Методическое пособие «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина  М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2006 г.

    - Н.А. Пряхина Родные истоки.  Книга для внеклассного чтения 1-4 кл. (1-3) М. «Издат-школа» 1997 г.

    - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 2 класс» М. Изд. центр «Вентана - Граф», 2009 г.

    - М. Суворова «Большая хрестоматия для начальной школы»  М. «Эсксмо» 2007 г.

    - Братья Гримм  «Сказки»

    - Аникина А.. Жарова Т., Акшина Т.  Игры на уроках русского языка – М.: Русский язык, 1990

    -Жигалкина Т.К.  Игровые и занимательные задания по математике – М.: Просвещение, 1989

    -Патрушева В.В.  Играем, считаем // начальная школа. – 1994. - № 5

    -Перькова О.И., М.А. Вержбицкая Время подводить итоги // Начальная школа. – 1989. - № 9

    -Родионова Л.Г., Сазанова А.И. Раз, два три – отвечай!. – М., 1994

    -Седова О.О. Элементы занимательности на уроках // Начальная школа. – 1982. - № 9-10

    -Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в  начальной школе. – М.: Просвещение 1975

    -Сахаров И.П. Н.Н Аменицкий  Забавная арифметика. – С-Пб.: Лань, 1996


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

    Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

    Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

    Материал содержит презентацию обобщения опыта работы по теме" Здоровьесберегающие технологии в обучении и внеурочной дечтельности". Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все ...

    Ресурсы и современные образовательные технологии в начальной школе на уроках математики с переходом на ФГОС НОО. Из опыта работы.

    В начальной школе учителя используют  различные технологии и интернет- ресурсы  на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимп...

    Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

    Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....

    Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

    В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

    Обобщение опыта "Здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе"

    Данный материал обобщает опыт моей работы по данной теме, содержит рекомендации по улучшению здоровья наших детей....