Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (3 класс) на тему

Информационно-коммуникативные  технологии

Здоровьесберегающие технологии 
Личностно-ориентированные
 Системно-деятельностный подход
Развитие критического мышления через чтение и письмо
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных образовательных  технологий в начальной школе в рамках реализации ФГОС

 (из опыта работы)

Учитель начальных классов- Баженова Татьяна Александровна

Технологии

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

 Системно-деятельностный подход

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Характерной особенностью было выполнение  заданий репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…» А. Дистервег

 На уроках   математики, окружающего мира применение методов и приемов технологии основанных на СДП возможно практически на любом уроке, как правило, на этапах  изучения новой темы -ведения нового знания 

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. 
Позиция ученика: за познание мира
, (в специально организованных для этого условиях). 

 Структура уроков ведения нового знания имеет следующий вид:

 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”); 
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”); 
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление; 
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

  • побуждающий, подводящий  диалоги;
  • мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Уроки с применением технологии СДП:

-позволяют формировать универсальные учебные действия, обозначенные в ООП ООО;

 - применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений;

-учит детей определять границы своего знания, ставить проблему;

-учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

-организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе;

-создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета ;

-формирование способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;  Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты w Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей w Применяет информационные технологии в образовательном процессе w Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Развитие критического мышления через чтение и письмо

(ТРКМЧП)

Уроки русского языка и литературного чтения представляют богатейшие возможности по использованию технологии РКМЧП.

Во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма. Письмо очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, но и наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.

Во-вторых, на уроках русского языкаи литературного чтения мы работаем с текстами. Технология РКМЧП предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстом, позволяющие развивать мыслительные операции. Возникает идеальное сочетание: богатый опыт анализа текста отечественной стилистики и методы и приёмы технологии РКМЧП.

В-третьих, в целом гуманитарные предметы представляют больше возможностей для внедрения технологии РКМЧП, чем предметы естественно-математического курса, т. к. тексты русской классической литературы выводят на дискуссию, заставляют думать, спорить, высказывать собственную точку зрения.

В-четвёртых, главная цель любого урока - воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на мир.

 Применение ТРКМЧП  на уроках русского языка и литературного чтения способствует  формированию у учащихся логического мышления,  коммуникативной компетенции, читательской культуры (культуры чтения), навыков самоконтроля и самооценки. Все эти качества востребованы в современном обществе.

Трёхчастная базовая модель урока  ("вызов", "осмысление", "рефлексия") соответствует основным этапам мыслительной деятельности: активизации  уже имеющихся знаний, осознанию новой информации, её анализу и творческой переработке.

На уроках русского языка и литературного чтения применение методов и приемов технологии РКМЧП возможно практически на любом уроке, как правило, на этапах  изучения новой темы. На своих уроках педагогприменяет отдельные приёмы ТРКМЧП.

  1. Вызов:

Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

  1. Осмысление содержания:

Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» .        

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции).

Работа с информацией используя маркировку текста (прием инсерт)

Работа ведется  сначала индивидуально, затем  в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

  1. Рефлексия:

Учительвозвращает  учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.Прием составление кластера

Уроки с применением технологии РКМЧП:

- позволяют формировать универсальные учебные действия

-  повышают  интерес школьников к русскому языку и литературе, и как следствие наблюдается повышение предметных результатов, стабильность результатов обучения.

-  способствуют формированию творческой  самостоятельной активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях,  развитию  умения  самостоятельно мыслить,  коммуникативной  активности

Личностно-ориентированные

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников педагог видит в  использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме, создание творческих проектов.

Обучение в малых группах наиболее эффективно применяется учителем  на этапе  закрепления изучаемого материала.

      Методы творческой групповой работы используются педагогом и в урочной, и во внеурочной деятельности, поддерживая высокую учебную мотивацию, поощряя активность и самостоятельность учеников, формируя чувство ответственности за порученное дело. На основе этого метода проводятся уроки-зачеты, уроки-семинары.

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса педагогом используются следующие методы и технологии обучения:

  • разнообразный вид деятельности на уроке;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
  • активизация самостоятельной деятельности школьников на уроке и вне его;
  • использование метода проектов;
  • обобщение и систематизация информации.

      Уровневая дифференциация   на уроке  организована в разнообразных формах, присутствует систематический контроль за качеством усвоения знаний, степенью сформированностиобщеучебных умений и навыков.

Своевременная проверка результатов позволяет педагогу внести изменения в содержание и методы обучения и осуществлять коррекцию знаний, умений и навыков учащихся. Контролирующие мероприятия направлены на формирование у учащихся чувства ответственности за результаты обучения, стремление к достижению более высоких результатов.  

 Формы контроля разнообразны. Это и постоянный текущий контроль предметных умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, и рубежный контроль в виде проведения зачетов, творческих работ, контрольных работ, итоговых тестов (в том числе и на компьютере).

Наблюдаются позитивные результаты учебной деятельности:

  • Уровень обученности  по предмету по итогам промежуточной и итоговой аттестации составляет 100%.  На протяжении двухлет  средний балл по предметам  сохраняется на стабильно высоким уровне и равен 3,8 баллам.  
  • наблюдается  рост   призовых мест в  интеллектуально-творческих конкурсах разного уровня

2012-20013уч.год- 12 побед

2013-2014уч.год- 12 побед

  • школьники  обучены приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам проектной деятельности;  умению самостоятельно добывать знания; развиты коммуникативные навыки
  • у учащихся развито умения анализировать и сопоставлять различные идеи, делать обоснованные выводы.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  сфизминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

На уроках педагога оптимальное сочетание различных видов деятельности учеников.

     Педагог добивается снижения уровня тревожности обучающихся на уроках не посредством упрощения содержания и минимизации предъявляемых требований (это приводит к работе лишь механической памяти), а с помощью таких приёмов как

  • организация систематизации знаний, умений, способов мыслительной деятельности (анализ способов решения,  построение алгоритма решения),
  • организация проблемных ситуаций;
  • вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность (с использованием печатных раздаточных материалов, карточек-консультантов);
  • представление изучаемых знаний как основы для дополнения их собственными открытиями учеников;
  • постановка системы  вопросов, требующих сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне

Наблюдается комфортная обстановка на  уроках:

повышение уровня  мотивации учения и снижение уровня тревожности у обучающихся. Об этом свидетельствует положительная динамика результатов диагностического исследования эмоционального отношения к учению в параллели 6-х классов

Информационно-коммуникативные  технологии

Для повышения эффективности обучения  педагог применяет информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества, как сообразительность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества мотивационной сферы, как мотивация достижения, стремление к поиску.

Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс.

Владение ИКТ позволяет педагогу использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса (презентации, ЭОР),

• для индивидуализации учебного процесса,
• для организации коллективной и групповой работы (проекты),

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

         Перед обучающимися учитель ставить задачи, в ходе решения которых они:
• учатся находить нужную информацию, используя все доступные источники (учебники, словари, энциклопедии, Интернет и др.);

• приобретают навыки самостоятельной творческой работы;

•  приобретают навыки исследовательской работы, самоконтроля.

На уроках применяются следующие приёмы применения компьютерных технологий:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся.

2. Медиатексты в электронном формате (поэтич. текст, прозаич. эпизод-анализ…)

3.Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках, создают слайды по следующим разделам:

- словарно-орфографическая работа;

- работа с литературной статьей;

-обзор творчества поэта, писателя;

- изучение любого раздела языка и т.д.

4. Использование учителем при объяснении учебного материала новейшейинформации, заимствованной из сети Интернет.

5. Интернет-олимпиады.

6. Выполнение творческих и научно-исследовательских работ на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

7. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части.

8. Защита  реферата в виде презентации

Учителем создана  методическая  база уроков с применением ИКТ, разработаны презентации, имеется банк проверочных тестовых работ, которая размещена в локальной сети учреждения

Разработан  собственный сайт,

где размещаются элементы дистанционного обучения учащихся: материалы по прошедшим урокам, ссылки на онлайн-тестирование, на дополнительные материалы к урокам,  и др.

Электронный образовательный ресурс

 http://eor.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

http://edu.ru

http://www.edu.ru

Преимущества ЦОР:

 1) принципиально новый уровень наглядности;

 2) интерактивность;

3) опора на коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  • экономию времени при объяснении нового материала;
  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
  • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
  • дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
  • постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

При подготовке к урокам языка и литературыпедагог  использует информационно-обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии),  при проведении уроков - средства с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, схемы).

На уроках литературы добавляются средства с аудио- и видеоинформацией. 

Применение учителем на уроках:

1. Анимированные схемы, таблицы. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера. Это презентации, связанные с систематизацией какого-либо материала. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель выводит на слайд незаполненную таблицу поэтапно.  Эффективные схемы, таблицы даны в коллекции ЭОРов, ЦОРов. 

2. Анализ картины  Презентация, «героиней» которой является одна картина. 

3.  Тестирование. при проведении уроков закрепления материалов. 

4.  Рабочая тетрадь и УМК для самостоятельной работы ученика .

5. «Своя игра» при проведении обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. От него происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Затем  – слайд с правильным, откомментированным ответом.

6.  «Виртуальная книга» может быть составной частью любой презентации.

7. Использование готовых компьютерных программ - Виртуальная Школа Кирилла и Мефодия предлагает программный комплекс, содержащий теоретический и практический материал.

8. Введение в урок готовых образовательных продуктов (ЦОРы, ЭОРы, телешкола, ресурсы Единого образовательного окна).

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала.

 Создан аннотированный список для использования на уроках  банкакроссвордов, иллюстраций, рисунков, занимательных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...

Использование интерактивных технологий в начальной школе как условие активизации учебного процесса в рамках реализации ФГОС

Об актуальности использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе, об организации учебного процесса и способах активизации познавательной деятельности младших школьников....

Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В статье раскрывается актуальность использования проектной технологии в условиях реализации ФГОС НОО....

Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...

«Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

laquo;Использование современных технологий  в начальной школе в условиях реализации ФГОС»...