Статья "Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира"
учебно-методический материал

Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира.


Выполнила:
Зверева Светлана Денисовна
ГБПОУ ВО «ГПК»
учитель начальных классов

Понятие самооценки.

Самооценка и чувство собственного достоинства появляются у детей еще в раннем детстве. Практически с самого начала некоторые дети узнают о себе много хорошего, испытывая при этом положительные эмоции, обретая тем самым чувство собственной важности и достоинства. Они способны признавать и ценить собственные таланты, достижения и свой внешний вид. Они также способны адекватно оценивать свои недостатки и ошибки, понимая, что случайная неудача - это неотъемлемая часть жизни и процесса обучения.

Но другие дети испытывают совсем иные чувства. Им внушили чувство несоответствия ожиданиям и собственной неполноценности, после чего они поверили в то, что не способны чего-либо достичь либо изменить в своей жизни. Такие дети могут быть замкнутыми и недоверчивыми, они отрицательно относятся к пристальному публичному вниманию, опасаются того, что не смогут справиться с ситуацией.

Факторы формирования самооценки младшего школьника.

Практически во всех школах первые 4 класса образования с детьми находится один и тот же учитель, к тому же он проводит с ними еще и время после уроков. Детки с утра до вечера общаются со своим учителем, он их учит, наставляет, подсказывает, поэтому становится образцом для подражания, неким эталоном.

В школе происходит стандартизация условий жизни ребёнка, а ребёнок в большинстве случаев приспосабливает себя к стандартным условиям. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных чувств зависти или чувства превосходства над другими, что, несомненно, влияет на самооценку ребёнка. Чтобы разобраться во всем ребёнок обращается к учителю. В школе между учеником и учителем формируются особенные взаимоотношения. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребёнка, он – значим, он – посредник знаний, он является реальным носителем общественных требований как к ученику к ребёнку, и именно поэтому для ребёнка важно как оценивает его учитель. Педагогу необходимо не только продумывать суждения и комментарии по отношению к ребёнку, но и уметь поставить так отрицательную оценку или так высказать неодобрение по какому – либо поводу, чтобы ребёнок не оценил это как оценку его личностных качеств и не попал, таким образом, в эмоциональное напряжение, которое приводит к стрессу, который влечёт  за собой проблемы в учебной деятельности,  межличностных отношениях, формировании самооценки и т. д.                

Таким образом, преподаватель, применяя необъективные оценки и суждения в адрес учащихся, может преднамеренно воздействовать на личность и её самооценку, то есть, завышать или занижать её. Учитель может формировать тенденцию к очень завышенной самооценке, неадекватной для данного возраста, если чрезмерно, заслуженно и незаслуженно поощряет его, постоянно выделяя его среди сверстников как непоколебимо лучшего.

Познавательный интерес.

Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и достаточно абстрактных. Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младших школьников, как целостное восприятие мира. Для ребенка этого возраста окружающий мир представлен не отдельными сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями – звуками, формами, красками и др.

Для ознакомления с окружающим миром младших школьников широко используются игровые технологии, которые включают обширную группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр. При этом игры должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поиска ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая игры с материалом учебной программы по окружающему миру, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению интереса.

Важную роль в развитии познавательного интереса младших школьников играют интеллектуальные игры, которые по своему механизму требуют от обучающихся активной познавательной деятельности. К этой группе игр относятся так называемые «задачи на сообразительность»: загадки, головоломки, шарады, вызывающие у учащихся большой интерес, так как они заключают в себя проблему, которую надо решить. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. Природа, окружающая человека, даёт огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, отдельных природных явлениях.

Учителю важно продумать, на каком этапе урока лучше всего применять загадки. Использование игровых технологий, безусловно, способствует развитию у младших школьников фантазии, сообразительности, мышления, познавательного интереса и активизирует познавательную деятельность.

Заключение.

Таким образом, у учителя начальных классов имеется в арсенале множество способов развития интереса младших школьников к познанию окружающего мира. Предпочтение следует отдавать тем из них, которые направлены на овладение научными методами и способами познания окружающего мира. Именно они дают возможность учащимся не только углублять и расширять знания о многообразии окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи в нём, но и самостоятельно проводить систематические исследования в природе и социуме, ставить опыты и эксперименты.

Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности. Непосредственное общение с природой, овладение исследовательскими умениями и навыками являются предпосылками побуждения этических и интеллектуальных чувств, формирования у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру и тем самым помогают учащимся чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях и повышают их адаптивные возможности.

Список литературы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира. Выполнила: Зверева Светлана Денисовна ГБПОУ ВО «ГПК» учитель начальных классов

Слайд 2

Понятие самооценки Самооценка играет основную роль в мотивации ребенка и достижении успехов в школе, спорте и социальных отношениях, а также его устойчивости (способности быстро восстанавливать физические и душевные силы).

Слайд 3

Факторы формирования самооценки младшего школьника На формирование личности младшего школьника влияет всё то, что его окружает: д ом; школа; улица; с екции(кружки ) и т.д.

Слайд 4

Факторы формирования самооценки младшего школьника Ребёнок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, на переменах. Учитель во время урока имеет возможность воздействовать на класс и на каждого ребёнка в отдельности через те или иные стили общения.

Слайд 5

Познавательный интерес Познавательный интерес – важнейшее свойство личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека, в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения.

Слайд 6

Формирование устойчивого интереса Использование игровых технологий, безусловно, способствует развитию у младших школьников фантазии, сообразительности, мышления, познавательного интереса и активизирует познавательную деятельность.

Слайд 7

Формирование устойчивого интереса В практике начальной школы довольно популярны настольные игры: Кроссворды; Ребусы; Чайнворды; Д идактические игры природоведческого содержания; Сюжетноролевые, деловые и подвижные игры.

Слайд 8

Заключение Учитель должен уметь применять разные способы развития интереса младших школьников к познанию окружающего мира. Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

Материал выступления на августовской конференции, секции начальных классов....

ИД как одна из форм формирования устойчивых познавательных интересов у школьников.

Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли пригодиться в жизни тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет....

Проект "Книжка-малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное  сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку пол...

Формы сотрудничества школы, родителей и ДОУ для формирования устойчивого читательского интереса у дошкольников и младших школьников

Обобщение опыта работы с родителями, опыта сотрудничества с ДОУ по формированию интереса к чтению. Интересна она будет как учителям начальных классов ( особенно 1 класса), так и родителям дошкольников...

Формирование устойчивой самооценки детей 6-8 лет

В статье дано определение самооценки. Сравнение высокой и адекватной самооценки, в чем это выражается у сформировавшейся личности. Рекомендации по формированию устойчивой самооценки, способствующей ли...

"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."

Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов....