Статья "Организация исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифровой лаборатории"
статья

"Организация исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифровой лаборатории"

Рынглер О.В.
Студентка Шахтинского педагогического колледжа​

Аннотация: Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современной школе прослеживается четкая тенденция роста требований к универсальности знаний школьников. Полностью этим требованиям отвечает включенная в образовательный процесс исследовательская деятельность.

Ключевые понятия: исследовательская деятельность, цифровая лаборатория, обучение, всестороннее развитие.

В последнее время, во все отрасли нашей жизни плотно вошли информационно-коммуникационные технологии, не минуя институт образования, включающий в себя начальную школу. Средства ИКТ совершили настоящий переворот в формах и методах обучения. Исследовательская деятельность, организованная с использованием информационно-коммуникативных технологий, способствует развитию всех видов универсальных учебных действий. Таким образом, школьники получают не только знания в предметной области проекта, но, также учатся сообща решать общие задачи и осваивают современные информационные технологии

Проводя параллель между традиционным обучением и педагогикой проектной деятельности, можно выявить их главное различие. При традиционной форме обучения работа учителя сводится, главным образом, к сообщению знаний и способов действий, которые учащиеся получают уже в готовом виде. В ней вся инициатива действий в руках у педагога. Совсем другой подход в педагогике проектного обучения, которая, в отличие от традиционной формы, носит преимущественно не репродуктивный, а личностно-ориентированный характер.

Проекты, реализующиеся с использованием данной цифровой лаборатории, способствуют развитию познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, а также расширяют кругозор и осуществляют формирование целостной картины мира.

Актуальность работы заключается в значимости проектного обучения, которое обеспечивается, прежде всего, связью с индивидуальным опытом обучающихся, соотнесенностью с жизненным контекстом. Новизна исследования заключается в описании особого подхода к проектной деятельности детей с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Главная цель любого педагога – пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и привить ему стремление к новым знаниям, открытиям. Но каким образом в наше время рассказать ребёнку о таких понятиях, как температура, свет, звук, электрический ток и других, чтобы это было увлекательно, познавательно и главное грамотно с научной точки зрения? Дети становятся всё более развиты, в плане использования различных гаджетов. Основной же целью педагога остаётся необходимость донести до ребёнка весь объём знаний. А главное преподнести их в доступной форме, заинтересовать и увлечь. 

Состав программы: Цифровая Лаборатория состоит из 4-х тем. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.

Для проведения опытов к каждой теме прилагается набор с оборудованием.

• Температура;

• Магнитное поле;

• Электричество;

• Кислотность.

Основные цели:

1. Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям, расширение кругозора.

2. В игровой форме объяснить детям свойства и явления.

3. Дать почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор (датчик, спроектированный в форме Божьей Коровки), который обладает способностью чувствовать окружающий мир.

4. Наглядно показать ребенку, что этот мир не всегда является комфортным.

5. Предложить ребёнку придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

После тщательного изучения и проработки данной программы, мною была отмечена активная заинтересованность детей. Необходимые понятия дети воспринимают и запоминают легче. На данном этапе у детей младшего возраста модули используются в качестве дополнительной игровой ситуации. Разрабатывается программа дополнительного кружка по познавательному развитию с использованием всех имеющихся модулей. Она будет рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Информационно – коммуникационные технологии, использующиеся в проектной деятельности и в методе проектных задач, а в частности и цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», заметно повышают эффективность данных видов деятельности, способствуют повышению познавательного интереса, а также являются эффективным инструментом для формирования общеучебных (в том числе проектных) действий у обучающихся.

Ключевые аспекты данной методики:

  1. Работа над исследовательской задачей проводится в микрогруппах не более пяти человек

  2. При работе с модулями лаборатории, обучающая информация предоставляется младшим школьникам в различных видах (текст, аудио, таблицы, схемы и т.д.)

  3. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» при реализации исследовательских задач является вспомогательным инструментом, но, тем не менее, задания, подразумевающие ее использование, предполагают использование целого комплекса общеучебных действий.

В ходе работы с цифровой лабораторией, перед постановкой задачи, должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация. Система заданий должна быть объединена общим сюжетом и направлена на достижение конкретного результата (продукта), но при этом порядок выполнения заданий четко не определен. Не ограничиваться только той информацией, которая дается в компьютерной программе лаборатории. Обучающимся необходимо работать с разными источниками информации. Предоставлять обучающимся самостоятельный подбор ресурсов для выполнения заданий ( можно смешивать ресурсы из разных модулей лаборатории и предлагать выбрать из них только те, которые необходимы для выполнения конкретного задания). Последнее задание системы – ключевое. Оно должно позволять объединить результаты всех заданий и подготовить итоговый продукт проектной задачи.

Данная лаборатория дает широкие возможности по организации данной работы, ведь в процессе изучения младшие школьники приобретают возможность узнать о таких понятиях, как: температура, свет, звук, магнитное поле,электрический ток и многое другое.

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010г. С. 18.

2. Е. А Шутяева "Методическое руководство для педагогов "Наураша в стране Наурандии"" - 2014г. С.11

3. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. - М.: Академия развития, 2004. - 128 c.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

"Организация исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифровой лаборатории"

Рынглер О.В.

Студентка Шахтинского педагогического колледжа?

Аннотация: Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современной школе прослеживается четкая тенденция роста требований к универсальности знаний школьников. Полностью этим требованиям отвечает включенная в образовательный процесс исследовательская деятельность.

Ключевые понятия: исследовательская деятельность, цифровая лаборатория, обучение, всестороннее развитие.

В последнее время, во все отрасли нашей жизни плотно вошли информационно-коммуникационные технологии, не минуя институт образования, включающий в себя начальную школу. Средства ИКТ совершили настоящий переворот в формах и методах обучения. Исследовательская деятельность, организованная с использованием информационно-коммуникативных технологий, способствует развитию всех видов универсальных учебных действий. Таким образом, школьники получают не только знания в предметной области проекта, но, также учатся сообща решать общие задачи и осваивают современные информационные технологии?

Проводя параллель между традиционным обучением и педагогикой проектной деятельности, можно выявить их главное различие. При традиционной форме обучения работа учителя сводится, главным образом, к сообщению знаний и способов действий, которые учащиеся получают уже в готовом виде. В ней вся инициатива действий в руках у педагога. Совсем другой подход в педагогике проектного обучения, которая, в отличие от традиционной формы, носит преимущественно не репродуктивный, а личностно-ориентированный характер.

?Проекты, реализующиеся с использованием данной цифровой лаборатории, способствуют развитию познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, а также расширяют кругозор и осуществляют формирование целостной картины мира.

Актуальность работы заключается в значимости проектного обучения, которое обеспечивается, прежде всего, связью с индивидуальным опытом обучающихся, соотнесенностью с жизненным контекстом. Новизна исследования заключается в описании особого подхода к проектной деятельности детей с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Главная цель любого педагога – пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и привить ему стремление к новым знаниям, открытиям. Но каким образом в наше время рассказать ребёнку о таких понятиях, как температура, свет, звук, электрический ток и других, чтобы это было увлекательно, познавательно и главное грамотно с научной точки зрения? Дети становятся всё более развиты, в плане использования различных гаджетов. Основной же целью педагога остаётся необходимость донести до ребёнка весь объём знаний. А главное преподнести их в доступной форме, заинтересовать и увлечь.

Состав программы: Цифровая Лаборатория состоит из 4-х тем. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика.

Для проведения опытов к каждой теме прилагается набор с оборудованием.

• Температура;

• Магнитное поле;

• Электричество;

• Кислотность.

Основные цели:

1. Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям, расширение кругозора.

2. В игровой форме объяснить детям свойства и явления.

3. Дать почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор (датчик, спроектированный в форме Божьей Коровки), который обладает способностью чувствовать окружающий мир.

4. Наглядно показать ребенку, что этот мир не всегда является комфортным.

5. Предложить ребёнку придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

После тщательного изучения и проработки данной программы, мною была отмечена активная заинтересованность детей. Необходимые понятия дети воспринимают и запоминают легче. На данном этапе у детей младшего возраста модули используются в качестве дополнительной игровой ситуации. Разрабатывается программа дополнительного кружка по познавательному развитию с использованием всех имеющихся модулей. Она будет рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Информационно – коммуникационные технологии, использующиеся в проектной деятельности и в методе проектных задач, а в частности и цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», заметно повышают эффективность данных видов деятельности, способствуют повышению познавательного интереса, а также являются эффективным инструментом для формирования общеучебных (в том числе проектных) действий у обучающихся.

Ключевые аспекты данной методики:

Работа над исследовательской задачей проводится в микрогруппах не более пяти человек

При работе с модулями лаборатории, обучающая информация предоставляется младшим школьникам в различных видах (текст, аудио, таблицы, схемы и т.д.)

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» при реализации исследовательских задач является вспомогательным инструментом, но, тем не менее, задания, подразумевающие ее использование, предполагают использование целого комплекса общеучебных действий.

В ходе работы с цифровой лабораторией, перед постановкой задачи, должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация. Система заданий должна быть объединена общим сюжетом и направлена на достижение конкретного результата (продукта), но при этом порядок выполнения заданий четко не определен. Не ограничиваться только той информацией, которая дается в компьютерной программе лаборатории. Обучающимся необходимо работать с разными источниками информации. Предоставлять обучающимся самостоятельный подбор ресурсов для выполнения заданий ( можно смешивать ресурсы из разных модулей лаборатории и предлагать выбрать из них только те, которые необходимы для выполнения конкретного задания). Последнее задание системы – ключевое. Оно должно позволять объединить результаты всех заданий и подготовить итоговый продукт проектной задачи.

Данная лаборатория дает широкие возможности по организации данной работы, ведь в процессе изучения младшие школьники приобретают возможность узнать о таких понятиях, как: температура, свет, звук, магнитное поле,электрический ток и многое другое.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010г. С. 18.

2. Е. А Шутяева "Методическое руководство для педагогов "Наураша в стране Наурандии"" - 2014г. С.11

3. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. - М.: Академия развития, 2004. - 128 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результ...

Использование цифровой электронной лаборатории в исследовательской деятельности младших школьников

Работа по исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифрового оборудования....

" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием   здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС  Выполнение творческих проектов...

Развитие исследовательской деятельности младших школьников с использованием сервисов сети Интернет

Главной целью современного образования – является формирование у ребенка способности к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно ...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников»

Цель проекта: Создание Лаборатории открытий для организации исследовательской деятельности.Задачи проекта:разработать комплекс дидактических материалов, которые направлены для развития исследовательск...

Проект Тема: «Лаборатория открытий как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников» (учащиеся 1-4 классов)

Этапы реализации проекта ЭтапыСрокиМероприятияХарактеристикаОрганизационныйСентябрь 2021 годаВходной  мониторинг - анкетирование. Определение темы и актуальности проекта. Определение це...