Развитие исследовательской деятельности младших школьников с использованием сервисов сети Интернет
статья по теме

Главной целью современного образования – является формирование у ребенка способности к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь.    Исследовательская деятельность – одна их прогрессивных форм обучения в современной школе. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osipova.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

М.П. Осипова, учитель начальных классов

МАОУ « СОШ №7»

г. Балаково Саратовской области

Развитие исследовательской деятельности

младших школьников   с использованием сервисов сети Интернет

Образован не тот, кто много знает,

                                                                    а тот, кто хочет много знать и

                                                                     кто умеет добывать эти знания.

В.П. Вахтеров

     Главной целью современного образования – является формирование у ребенка способности к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь.

    В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру.

    Для формирования исследовательской деятельности можно выделить следующие направления:

а) использование УМК, ориентированных на развитие исследовательской сферы, способствующие развитию интеллектуальных способностей учащихся (интеллектуальных, общеучебных и исследовательских умений);

б) управление формированием рациональных приемов самостоятельной работы с информацией, учёт индивидуальных и возрастных особенностей восприятия учащихся;

в) внедрение в образовательный процесс исследовательских технологий, имеющих личностно-ориентированную направленность: применение системы в работе по интеллектуальному развитию обучающихся во внеурочное время.

    Исследовательская деятельность – одна их прогрессивных форм обучения в современной школе. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

   Цель исследовательской деятельности: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, через познание ИКТ, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

    Задачи  исследовательской деятельности - развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании. Обучить основам оформления работ. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности, работа с Интернет-ресурсами. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

     В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

-  первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

-  второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

-  третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

   В ходе исследовательской деятельности у обучающегося формируются навыки и умения логического и творческого мышления: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи, работа с Интернет-ресурсами.

    Одним из способов организации и подготовки к  работе является индивидуальная и совместная работа в сети Интернет. Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации способствуют созданию уникальной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач (познавательных, информационных, культурологических). Развитие креативных способностей, включение учащихся в научно-исследовательскую работу на основе интернет-технологий осуществляется через участие в совместной деятельности в рамках микрогруппы по выполнению заданий в дистанционном режиме. Примером могут служить дистанционные олимпиады: «Ёж», проекта «Инфоурок», проекта «Видеоуроки»; конкурсы: «Рыжий кот», «Краски», в сетевом сообществе «Открытый класс»; предметные викторины,  электронный журнал, дневник. В электронном журнале можно видеть, когда ученик входил, что выполнял, можно просмотреть конкретное задание, и увидеть допущенные ошибки, провести коррекцию.

      Учебные исследования младших школьников не нуждаются в громоздком наукообразном оформлении.

     Учебные исследования – это эффективный метод развития младших школьников. Но существует ряд условий, которые необходимо соблюдать:

1. Развитие исследовательских умений должно проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

 2. Дети должны видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации саморазвития и самосовершенствования.

3. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Для повышения эффективности учебного процесса бесспорно необходимо использование сервисов сети Интернет. Задания, предлагаемые учителем, могут быть выполнены в поисковых системах, оформлены в виде презентаций. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости учащихся.

    Современное образование становится немыслимым без использования компьютеров. Пользуясь сервисом сети Интернет, учителя, учащиеся (на первых шагах при помощи родителей) находят нужную информацию на предметных сайтах не с урочным материалом, а именно с дополнительным материалом по предмету, что-то сверх программы, что-то развивающее, задания олимпиадного характера, небольшие конкурсы, викторины по предмету и другое. Сетевые сообщества, виртуальные мастерские, сетевые проекты, с одной стороны, является средством экономии времени учителя, а с другой – повышает качество образования. Результаты исследования дети стараются представить в необычной форме – это презентации «Загадки нашей планеты», «Моя Россия», «Балаково – мой город родной», устные журналы «Хвойные растения», «Животные и среда обитания», сборники летних записей исследователей «Тайны летней красоты», «Экологические проблемы реки Волги»…. В программе окружающего мира третьего класса есть объемная тема «Природные зоны России». План проведения исследования (с использованием материала сети Интернет) можно определить следующий:

1. Местоположение и климат природной зоны

2. Растительный мир

3. Животный мир

4. Занятия людей

5. Экологические проблемы.

       На реализацию школьником задуманного результата направлены задания, включающие в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. Упражнения, предполагающие обратное действие: «Как вы думаете, почему детеныши животных любят играть?», «Почему весной тает снег?», «Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?», «Почему цветы имеют такую яркую окраску?»…  Найдите возможную причину события: «звонят колокола», «трава во дворе пожелтела», «пожарный вертолет весь день кружил над лесом», «медведь зимой не заснул, а бродил по лесу»...  Развитие умения экспериментировать: «определяем плавучесть предметов», «как вода исчезает», «эксперимент с магнитом и металлами», «эксперимент по смешиванию красок»… Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку и реализацию проектов. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Реализуя исследовательский проект «Не верь глазам своим», предмета «Мы и окружающий мир» 2 класс, обобщение по разделу «Космос» учащихся можно разбить на несколько групп и провести огромную исследовательскую работу, используя сервис сети Интернет: презентации «Удивительный мир космоса», сообщения учеников о Луне, планетах и созвездиях, видеоролики, тесты «Проверь себя», выполненные в программе Мюгозой Ехсе1, содержащие варианты ответов и автоматически проверяющие ответы детей и выставляющие оценку.

      Интерактивность, как свойство компьютерных телекоммуникаций, при работе с любым электронным средством обучения, любой информацией открывает возможность решения таких дидактических задач, как:

-   дифференциация обучения;

- активизация деятельности обучаемого на уровне взаимодействия с программой, электронным дневником и т.д.;

- использование в познавательной деятельности разнообразных ресурсов сети Интернет;

- самостоятельная работа с информацией (сбор, обработка, представление, передача);

- самостоятельная деятельность по ликвидации пробелов в знаниях, углубление ранее приобретенных знаний, формирование и совершенствование необходимых умений и навыков;

- иллюстрирование базовых теоретических знаний с помощью мультимедийных средств;

- формирование культуры умственного труда на основе осуществления доступа к необходимым справочным материалам, словарям,  энциклопедиям.

    Взаимодействие с участниками образовательного процесса посредством Интернет осуществляется на основе:

    -организации совместной деятельности в процессе общения в малых группах сотрудничества;

   - обмена мнениями, дискуссии в режиме on-line;

-   осуществления контроля и управления учебной деятельности обучающихся со стороны преподавателя;

- консультаций преподавателя в процессе учебной деятельности;

- контактов с внешними партнерами, не являющимися непосредственными участниками учебного процесса;

- совместной деятельности с партнерами по исследовательской деятельности в других регионах, странах.

    Наиболее востребованными видами деятельности с Интернет-ресурсами на различных этапах исследовательской деятельности являются: сбор информации по проблеме, оформление продукта проекта, анализ результатов исследовательской работы (может быть коллективный в сети Интернет). Эта деятельность может быть подкреплена использованием таких сервисов и средств как: Google-сайты, Google-таблицы, Google-карты, блоги, электронные энциклопедии и каталоги, презентации и т. д. Эти ресурсы активно применяю в процессе обучения и внеклассной работе. Результаты работы учащихся чаще всего представлены в виде презентаций, докладов, исследовательских работ.

    Основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным. Считаю, что в современной школе в процессе обучения нужно активизировать исследовательскую деятельность учащихся с использованием сервисов сети интернет, так как она полностью соответствует требования ФГОС, обеспечивает системно-деятельностный подход, активизирует познавательную деятельность учащихся. Кроме того, технология является универсальной, подходит для любого предмета, любого возраста, на различных этапах позволяет использовать самые разнообразные сервисы и программы, учитывать и развивая, в том числе, и психологические особенности учащихся.

Литература

  1. Братанова Т.А. Методика организаций игр исследований с младшими школьниками.//Начальная школа. 2008. №5.
  2. Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу  в 1 классе.// Начальная школа. 2008. №5.
  3. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. // Начальная школа. 2007. №2.
  4. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований//Ученик и школа.-2003г.
  5. Шумакова Н.Б, Авдеева Н.И., Е.В. Климанова. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

" Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС

Проектно – исследовательская деятельность младших школьников с использованием   здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС  Выполнение творческих проектов...

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Интернет как глобальная информационная сеть оказывает неоценимую помощь учителю при организации проектной деятельности. Например, использование сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности позвол...

Реализация программы внеурочной деятельности "Я - исследователь" как способ развития исследовательской деятельности младших школьников.

В данной статье рассказывается о развитии поисково-исследовательской деятельности младших школьников на конкретных примерах....

Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников

Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.Основная особенность деятельност...

Статья "Организация исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифровой лаборатории"

quot;Организация исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифровой лаборатории"Рынглер О.В.Студентка Шахтинского педагогического колледжа​Аннотация: Актуальность д...