Образовательный проект "Социализация школьников"
проект

Старова Надежда Петровна

Образовательный проект «Социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Девизом могут быть слова Д.Дьюи: «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_shkolnikov.docx20.45 КБ
Файл obrazovatelnyy_proekt.pptx863.23 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Образовательный проект «Социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Девизом могут быть слова Д.Дьюи: «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни»

2 слайд

Цель проекта: создания условий для социального становление личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности

Задачи проекта:

 1. Обучать   навыкам   построения   отношений   с  

другими   людьми,   речевой культуры, навыков 

поведения присущих данному обществу.

2. Развивать потребности в общении и отношении с 

другими группами, детьми.

3. Формировать   эмоционально      положительное  

отношение   к   процессу сотрудничества

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, что ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, занимающие значительное место в обществе. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь.

Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей.

3 слайд

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родного языка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта.

4 слайд

Важная роль социализации человека отводится образовательным учреждениям. Дети с ограниченными возможностями  должны быть: социально защищенными, нравственно стойкими, социально - закаленными, против всякого рода соблазна, имеющие знания на уровне современной науки и техники, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей.

5 слайд

Решить проблему социализации можно только в объединении усилий семьи, школы и общественных институтов.

6 слайд

Ведущими факторами в этой деятельности должны быть:

1. Общественная жизнь образовательной организации – деятельность различных детских объединений в рамках учебного заведения, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации событий.

2. Сотрудничество – отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

3. Проектные площадки – структурные компоненты образовательной системы, где реализуются конкретные инновационные проекты, направленные на социализацию личности.

4. Открытая образовательная среда, как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Это целостное пространство развития личности ребенка для освоения им открытого мира культуры в процессе сотрудничества школы с другими социальными институтами, образовательными системами, педагогическими культурами.

5. Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.

7 слайд

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относим следующее:

- состояние психического здоровья детей;

- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

- обеспечение тесного взаимодействия педагогов и родителей;

- организация психолого-педагогического мониторинга динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей;

- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

8 слайд

Результаты подобного процесса мы представили в трёх уровнях:

Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения результатов данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, среди других, часто незнакомых людей, которые не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.

9 слайд

В основе социализации школьников лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Такие технологии содержат следующие компоненты:

1) Диагностирование.

2) Целеполагание.

3) Проектирование.

4) Конструирование.

5) Организационно – деятельностный компонент.

6) Контрольно – управленческий компонент.

Мы подобрали несколько технологий, которые помогут учащимся с ограниченными возможностями здоровья социализироваться.

10 слайд

Технология «Тренинг общения»

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у школьников средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения, взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях.

11 слайд

Технология «Коллективное творческое дело» (КТД)

Технология КТД разработана педагогом И.П. Ивановым. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Основой является: коллективное творчество единое дело и добровольное участие в нём, свобода выбора форм деятельности, содружество учителей и школьников, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

12 слайд

Технология «Групповая проблемная работа»

Автор технологии С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение учащихся направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения.

13 слайд

Диалоговые технологии

Технология диалоговой взаимопомощи является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся. Формой диалоговой технологии являются: дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Разновидности – это круглый стол, коммуникативное письмо, мозговой штурм.

14 слайд

Для успешного развития социализации учащихся и их активного участия мы применяем исследовательскую деятельность. Такая исследовательская деятельность дает учащимся возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» материал, а «добывать знания» самостоятельно.

При сопровождении исследовательской деятельности создаём атмосферу доверия, в которой ученики смогут свободно высказывать и аргументировать свое мнение.

15 слайд

Важные моменты в работе с детьми с ОВЗ:

·  Необходимо создание условий, в которых ученики с ОВЗ будут чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми;

·  Диалогичность обучения, требует исключения критических оценок, навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода;

·  При планировании урока-исследования необходимо учитывать быструю утомляемость детей с особенностями;

·  Важна рефлексия педагога по отношению к возможным неудачам на первых шагах работы с детьми с ОВЗ;

·  Необходимо уважать в учениках индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым менять что-то в себе;

Оказывать помощь надо незаметно, создавая видимость того, что учащийся может достичь успеха самостоятельно. Подвести его к тому, чтобы он сам поверил в свои силы;

·  Необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, его самочувствием;

·  Целесообразно использовать интеллектуальный и творческий потенциал родителей.

16 слайд

Стоит отметить, что важно уделять особое внимание смысловой стороне исследовательской деятельности обучающихся. Для детей с ОВЗ важна не «игра в науку», а пошаговое развитие личности в сторону социализации на земле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов, олигофренопедагог : Старова Н.П. Образовательный проект «Социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья» МКОУ « Тутальская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ОВЗ» Яшкинского муниципального округа «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни» Д.Дью

Слайд 2

Цель проекта: создания условий для социального становление личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в учебной деятельности Задачи проекта: 1. Обучать навыкам построения отношений с другими людьми, речевой культуры, навыков поведения присущих данному обществу. 2. Развивать потребности в общении и отношении с другими группами, детьми. 3. Формировать эмоционально ­ положительное отношение к процессу сотрудничества

Слайд 3

Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Слайд 4

социально защищенные нравственно стойкий социально - закаленный современный самостоятельный

Слайд 5

Институты социализации Семья Общество Школа

Слайд 6

Факторы социализации Общественная жизнь образовательной организации Сотрудничество Проектные площадки Открытая образовательная среда Самоопределение личности

Слайд 7

состояние психического здоровья детей эмоционально-комфортная атмосфера психологический комфорт в коллективе взаимодействие педагогов и родителей психолого-педагогический мониторинг партнёрское сотрудничество

Слайд 8

приобретение ребенком социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом получение школьником опыта самостоятельного общественного действия I II III У Р О В Н И

Слайд 9

Диагностирование Целеполагание Проектирование Конструирование Организационно – деятельностный компонент Контрольно – управленческий компонент Технологии

Слайд 10

Технология «Тренинг общения» Создание у школьников различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения, взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях.

Слайд 11

Технология «Коллективное творческое дело» Коллективное творчество единое дело и добровольное участие в нём, свобода выбора форм деятельности, содружество учителей и школьников, развитие коллектива.

Слайд 12

Технология «Групповая проблемная работа» Общение учащихся направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения.

Слайд 13

Диалоговые технологии Создаёт условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся.

Слайд 14

Исследовательская деятельность Дает учащимся возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» материал, а «добывать знания» самостоятельно

Слайд 15

у словия г ибкость и творческий подход б ыстрая утомляемость детей с особенностями р ефлексия педагога по отношению к возможным неудачам уважать в учениках индивидуальность, сотрудничать с ними о казывать помощь надо незаметно следить за состоянием здоровья ребенка интеллектуальный и творческий потенциал родителей

Слайд 16

Социализация школьников

Слайд 17

Литература Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе,-М ; Просвещение, 1985 г. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Под ред. А.С.Обухова, М., 2001 г. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1975 г. Стандарты второго поколения. М., “Просвещение”, 2010 г. А.В. Миронов, 2009, Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова  № 1,2009 Андреева Н.Д. Методические и теоретические основы формирования биологического образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Естественное образование, теория, методика, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды школьников.

      Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию э...

технологическая карта информационной безопасной образовательной среды школьника

В этой технологической карте содержится материал по инфобезопасной образовательной среде младшего школьника....

Технологическая карта инфобезопасной образовательной среды школьника

Направления деятельности по созданию инфобезопасной образовательной среды школьникаВ школе В семьеПредотвращаемые угрозыПеречень мероприятийПривлекаемые ресурсы (материально-технические, информац...

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Целью данной работы является охарактеризовать современные методы и формы оценивания на примере рейтинговой накопительной системы, безотметочной системы оценивания...

Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников

Современные формы и методы оцениванияобразовательных результатов школьниковВведениеАктуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным...

Статья.Выступление на городском научно-практическом семинаре "Практические методы развития инновационного образовательного поведения школьника"

Потенциал УМК "Школа России2, как ресурса формирования функциональной грамотности школьника. Формирование читательской грамотности ( от читательских действий к пониманию текста)...