Доклад "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности"
статья

Изгалина Юлия Николаевна

Доклад "Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Введение         «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)

Переступая порог школы,  почти каждый ребёнок хочет быть маленьким учёным, исследователем. В этом возрасте каждый урок для ребёнка -  творческое  и увлекательное занятие. Как спроектировать учебный процесс, чтобы вызвать интерес у маленьких ученых-первооткрывателей? Как учить, чтобы и  в дальнейшем ребёнок, как можно чаще задавал вопрос «Почему?» Как убедить родителей, что это не просто игра в науку, а важнейшая  деятельность, ведущая детей к обретению самостоятельных знаний и умений.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Мы живём во время экономических перемен, когда государство  нуждается в людях, способных самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.

А исследовательская  деятельность стимулирует интерес учеников к самостоятельному поиску знаний и обеспечивает развитие инициативы, творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, способствует реализации Федеральных государственных стандартов.

Исследовательская  деятельность направлена  на  развитие познавательной активности учащихся, умений ориентироваться в огромном информационном пространстве, самостоятельно добывать информацию, умение принимать субъективное решение, умение увидеть, сформулировать и решить проблему,.

С введением ФГОС НОО перед учителем встаёт задача учить школьников по-новому. Речь идёт не только об интеллектуальном и творческом развитии, но и развитии психосоциальной сферы ребёнка. Учитель должен заботиться о расширении детского кругозора, приобретении ребёнком метапредметных умений и навыков, о личностных качествах, таких как потребность в познании, воля, настойчивость в достижении цели.

По новым стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться. 

Поэтому главной целью исследовательской работы является:

формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований
  • развитие творческой исследовательской активности
  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
  • ознакомление с научной картиной мира
  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс

Исследовательская технология, как новая технология обучения, более тесно связана с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.    

Как построить образовательный процесс,  чтобы у младших школьников желание учиться хорошо было не ради хороших отметок,  а для того чтобы  стать  умнее, талантливее, способнее и интереснее окружающим и самому себе?

В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема:  поиск эффективных технологий и приёмов формирования ключевых компетентностей обучающихся.  

Стимулирование исследовательской активности, поддержка  любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.    

  

 Процесс развития познавательной активности учащихся средствами исследовательской  деятельности предполагает такую организацию урочно-внеурочной работы, которая обеспечила бы высокий уровень сознания, творческой активности учащихся, самостоятельности в различных видах деятельности, что становится возможным благодаря созданию необходимых педагогических условий.

В методике начального обучения выделяют следующие условия: 
1.Целенаправленность и систематичность.
2. Мотивированность.

3. Учёт возрастных особенностей.

4. Психологический комфорт.

5. Личность учителя.

6. Творческая среда.

Учёт возрастных возможностей младших школьников – неотъемлемая часть работы при организации исследовательской деятельности.

В начальных классах исследовательская деятельность должна стать специальным предметом обучения.

По способу построения – «поисково - исследовательское»;

По форме это групповое исследование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий.

По месту проведения - урочные и внеурочные;

По времени -  кратковременные и долговременные;

Роль учителя изменяется в зависимости от этапов работы. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

  • консультирует;
  • мотивирует;
  • помогает;
  • наблюдает.

Организация исследовательской деятельности поделена на три этапа.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: 
1) поддерживать  исследовательскую  активность  школьников на основе имеющихся представлений; 
2)развивать  умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; 

 3)формировать  первоначальные представления  о деятельности исследователя. 

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. 

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: 
• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; 
• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; 
• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. 

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. 

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

 На данном этапе обучения в центре внимания должно быть обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Изменяется позиция учителя. Он превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.

Однозначно ответить на вопрос, в какой роли должен выступать учитель на уроке, взаимодействуя с детьми, нельзя. Позиция учителя зависит от типа и формы организации урока, темы и поставленных задач урока.

Ориентированность работы на имеющийся субъектный опыт учащихся, его преобразование – это характерная черта исследовательского обучения.

        В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств, однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности.

Достоинства учебно-исследовательской деятельности

Недостатки учебно-исследовательской деятельности

  • одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
  • процесс обучения приближен к реальной жизни;
  • развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
  • воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).
  • сложность соблюдения временных рамок;
  • сложность точного планирования хода урока.

       

  Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

  • – видеть проблему;
  • – задавать вопросы;
  • – выдвигать гипотезы;
  • – давать определения понятиям;
  • – классифицировать;
  • – наблюдать;
  • – проводить эксперимент;
  • – делать выводы и умозаключения;
  • – структурировать материал;
  • - корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
  • – аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.  

Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на любых предметных уроках, а также во внеурочной и внеклассной работе через разработку системы упражнений и заданий для формирования исследовательских умений младших школьников

Упражнения на развитие различных  УУД

1. Развитие умения видеть проблемы.

Для того, чтобы   научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогают в этом несложные упражнения:

- «Посмотри на мир чужими глазами»;

- «Составь рассказ от имени другого персонажа»;

- «Составь рассказ, используя данную концовку»;

- «Тема одна – сюжетов много».

Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами».

Детям читается неоконченный рассказ: «С утра небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Потом дается задание: продолжить рассказ от имени гуляющего во дворе с друзьями; водителя грузовика, едущего по дороге; лётчика, отправляющегося в полёт; мэра города; вороны, сидящей на дереве.

 «Составь рассказ от имени другого персонажа»

    Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определённой профессии. Опиши один день из воображаемой жизни.

Эту работу можно сделать письменной, предложив написать сочинение, но более эффективна устная форма работы.

- «Составь рассказ, используя данную концовку».

А) …нам так и не удалось выехать на дачу.

Б) …прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски.

Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему всё закончилось именно так.

- «Тема одна – сюжетов много»

Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например, «Осень», «Лес», «Город».

2. Развитие умения выдвигать гипотезы.

Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. При данном виде работы необходимо строить предложения используя такие слова, как: может быть, если, наверное. Приведем примеры заданий:

Упражнение «Давайте вместе подумаем».

Выдвижение гипотез: Как муравьи в лесу находят дорогу к своему муравейнику?

А) Может быть определяют дорогу по природным приметам: мхи и т.д.

Б) Предположим, что муравьёв ведут за собой те, кто давно бегает по этим дорожкам.

В) Наверное, они метят дорогу, выделяя какую-нибудь кислоту.

Г) А может быть, у них есть внутренний компас- такой, как в самолёте или на корабле.

«Упражнение на обстоятельства». При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака).

 «Упражнение, предполагающее обратное действие».

При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

«Найти возможную причину события».

А) Трава во дворе пожелтела.

Б) Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом.

В) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

3. Развитие умений задавать вопросы. Для этого можно использовать следующие упражнения:

- «Найди загадочное слово»;

- игра «Угадай, о чём спросили». 

«Найди загадочное слово». 

Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первый звук. Остальные задают ему вопросы, например, «Это то, что находится в доме?», «Этот предмет оранжевого цвета?», «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет».

 Игра «Угадай, о чём спросили». 

Ученику, который выходит к доске, даётся несколько карточек. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите пить чай?». Ребёнок отвечает: «Я люблю пить чай». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Предупредить отвечающих, чтобы при ответе они не повторяли вопрос.

-Почему совы охотятся ночью?

-Как называют птиц, способных повторять человеческую речь?

-Почему весной разливаются реки?

4. Развитию умений и навыков экспериментирования поможет задание:

«Определяем плавучесть предметов».

 Дети выбирают для исследования десять различных предметов. Затем выдвигают гипотезы, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Иногда дети ошибаются при определении плавучести блюдца, яблока, пластилина. После того, как первый опыт будет закончен, эксперимент продолжается: изучаются плавающие предметы.

Характеризуя опыт реализации исследовательской деятельности в начальной школе, можно назвать негативные стороны, которые лежат на поверхности и видны даже неспециалисту.

УУД

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий:

Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного.

Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители.

   В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких   ролях:

  • консультирует,
  • отслеживает выполнение плана,
  • решает оперативные вопросы,
  • помогает в предварительной оценке проекта,
  • участвует в подготовке презентации,
  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

  Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Я хочу поделиться опытом по организации исследовательской работы в начальных классах на примере работ выполненных моими учениками. Результаты моей работы уже видны.  Работы моих учеников занимали призовые места. Ребята моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской

Проекты

     Успех учителя – это успех его учеников.

Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец.

Литература

1.Ванцян А.Г. Следуя принципам системы //Практика образования. 2006г.№3

2. Гладкая С.В. Исследовательская деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

3.Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2009.

4.  Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. /Л. В. Ляхова // Начальная школа. 2009. №7. -С.45
5.Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л.Алексеева,

6. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -2-е изд., испр.и дополн. – Самара: Издательство «Учебная литература»,  2006. – 208с.
8.  Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения. / А. И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450с.
9.  Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. /Н. А. Семенов // Начальная школа. 2006. №2. -С.21-26
10. Савенков А.И. Воспитать исследователя.//Практика образования 2006г.№3 с.26- 27. 11.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования

Методические рекомендации к упражнениям

  • важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса;
  • учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по возникающим вопросам;
  • в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы;
  • содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся;
  • тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка и с её выбором не стоит затягивать;
  • исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе;
  • на всех этапах работы  основной ожидаемый результат – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков;
  • защита исследования - один из главных этапов обучения начинающего исследователя;
  • целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с привлечением родителей и педагогов).

 

Памятка.

Юный исследователь!

Возможно, будущее твоё не будет связано с наукой и ты не станешь всемирно известным учёным. Но первые свои эксперименты и проекты запомнишь на всю жизнь. Ведь с их помощью ты самостоятельно будешь извлекать новые знания. Верю, что впереди тебя ожидает множество открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий! Новых идей!»

Памятка юному исследователю.

Моё исследование.        

1. (Тема исследовательской работы). Как будет называться моё исследование? 

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

«Изучить…» «Поставили цель: изучить  …».

4. (Задачи).Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Установить, почему…»

«Задачи:

изучить литературу …  

выявить …

установить …

выяснить…

рассмотреть …

определить …

5. Дата и место проведения моего исследования.

6. Каким образом я проводил исследование?

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

7. Мои результаты исследования.

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

8. (Выводы).Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы…(Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали  …

Наше предположение подтверждается.

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10.  Использованная литература.

11. Приложения

Справочник исследователя

  1. План проведения исследования: определи тему, сформулируй цель, наметь источники информации, иллюстраций, реши, как ты оформишь сообщение.

Работать можно самостоятельно, или в паре, или в группе.

Срок выполнения: в течение учебного года.

Защита исследования: по мере готовности.

  1. Возможные источники информации:
  • учитель;
  • тексты по выбранной тематике в учебниках;
  • энциклопедии, справочники, воспоминания, журналы, сборники произведений устного народного творчества, литература по краеведению;
  • телевизионные передачи
  • музеи – краеведческие, картинные галереи;
  • интернет.

3.Вид работы: сочинение, альбом, реферат, презентация, выпуск газеты.

4.Оформление работы: текст с иллюстрациями или фотографиями, рисунками, таблицами, графиками, диаграммами; в конце представляется список литературы.

5. Защита итогов исследования.  Организация защиты: сколько тем представлено, время на доклад, максимальное количество вопросов.

6. Структура доклада:

  • Почему выбрана именно эта тема;
  • Основное содержание работы с выражением собственного отношения к фактам, событиям, интересное их изложение;
  • Что дала работа по этой теме докладчику, что он посоветует другим.

7.Оценка доклада. 

1.Фамилия, имя автора

2. Название темы.

3.Критерии оценки; оригинальность и ценность собранного материала; структура и логика работы; язык и стиль изложения, оформление, ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год...

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...

"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"

Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....